Формирование духовно-нравственной культуры личности
статья на тему

Иванова Ирина Николаевна

Данный материал представляет собой доклад на педагогическом совете, раскрывающий пути формирования духовно-нравственной культуры личности через воспитательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_dukhovno-nravstvennoy_kultury.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зам. директора по учебно-воспитательной работе

Иванова И.Н.

Формирование духовно - нравственной культуры личности

Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей. Можем ли мы их научить счастью? У подлинного счастья всегда две стороны.

Первая — счастье человеческого общения, счастье взаимопонимания. Способность к такому счастью можно формировать. Способность сопереживания — это фундамент любого понимания человека человеком. Эту способность может формировать искусство. Оно для этого!

Вторая сторона — это счастье творческого труда. Счастье труда, в котором проявляется твоя личность. Способность к творчеству также может формировать искусство — оно сильнейший инструмент в руках педагогики. Две стороны счастья! И один и тот же слабо нами используемый путь к ним.

Прежде, чем решать задачу разработки системы эстетического образования, необходимо задать себе вопросы: а точно ли мы понимаем, что именно она должна дать обществу и какова в ней роль искусства? Почему важна всеобщность художественного развития?

Всю значимость эстетического образования каждого мы осознаем недостаточно. Иначе не вставала бы на пути решения проблемы непроходимая чаща из отсутствия часов, средств, пособий и материалов. Иначе каждая школа имела бы свой кабинет искусства, своих педагогов-специалистов. Иначе изобразительное искусство, музыка, танец, театральное искусство преподавались бы и в старших классах — самом важном периоде формирования личности.

Настала пора решительно действовать! Для этого нужно понять и поверить в огромные облагораживающие возможности искусства, в широкие неиспользованные резервы нашего общества, нашей культуры. В последние годы к этой проблеме привлечено внимание не только деятелей искусства, но и философов, психологов и педагогов. Сегодня вырабатываются новые подходы к осознанию связей искусства с образованием подрастающего поколения. Приближается век побед широкого духовного просвещения, решающих завоеваний новой, теперь еще едва намеченной педагогики.

Если бы хоть несколько десятков школ были предоставлены в ее распоряжение, в них формировалось бы новое поколение, способное к выполнению долга не по принуждению, а по доброй воле; не из страха, а из творческого импульса и любви, — отметил Даниил Андреев в книге «Роза Мира», предвидя, что в этом и заключается смысл воспитания человека облагороженного образа.

Формирование социальной активности немыслимо без воспитания у школьника понимания окружающих его явлений и обязательно чувства общности с ними. Это чувство сопричастности не возникает без развитого душевного и искреннего интереса к другим людям, без способности сопереживать их радостям и горестям, без сочувствия и сострадания им — без ощущения сопричастной ответственности человека за мир, его окружающий.

Сочувствие, сопереживание — это ведь и есть важнейший душевный труд. И если не развита, не сформирована у человека эта способность, то открываются ворота для жестокости, садизма — для «радостей» унижения человеческого достоинства. Мы пожинаем сейчас горькие плоды тех ошибок, которые сделали сами, отодвинув в сторону проблемы образования духовной красотой.

Век космоса и компьютера породил страшный комплекс духовной инертности. Скудость интересов, нравственная неразвитость жаждут самовыражения, пожалуй, не меньше, чем яркость и широта увлечений, богатство души.

Духовная инертность — отнюдь не пассивная позиция. Она порождает людей с неразвитой, примитивной духовной жизнью. Неспособность сопереживания влечет за собой извращение чувств, возможность жить примитивными радостями, не сопереживая природе, животным, не сопереживая даже собственному труду.

Ослабление связей искусства и нравственности тревожно не столько для искусства, сколько для ориентации человека в жизненных ценностях. И особенно опасно, когда эти нарушения начинаются с детских школьных и даже дошкольных лет. Именно поэтому необходимо специалистам художественного образования совместно с учеными-философами, психологами, родителями, учителями, а также всеми, кто за это несет ответственность перед обществом и культурой, глубже разобраться в проблеме связи жизни и искусства.

«Едва ли кто-нибудь со всей искренностью поставит нужды эстетического воспитания вровень с любой жизненно важной проблемой нашего времени», — пишет психолог А.А. Мелик-Пашаев. Об этом же пишет философ Э.В. Ильенков, раздумывая о причинах смещения нравственных критериев: «Начинается все чаще всего с того, что на искусство смотрят с этаким снисходительно-сочувствующим выражением на лице и советуют еще поторопиться, чтобы не отстать от темпов и ритмов», чтобы хоть в какой-то мере «соответствовать» успехам современного интеллекта». По его мнению, существует дикое убеждение, что идеи произведений Моцарта, Микеланджело, Шекспира, Пушкина, Толстого, Достоевского есть нечто безоговорочно вчерашнее по сравнению с «интеллектом», воплотившимся в атомном котле, компьютерах и транзисторах.

Человеческие ценности оказались подчиненными ценностям точных наук. Но могут ли эти науки сказать человеку главное: зачем он пришел на эту Землю и что есть он среди людей, населяющих ее? Мы считаем, что именно ответы на такие вопросы определяют все наши жизненные позиции и действия.

Конкретные науки ограничиваются своим предметом, поэтому целостной картины мира не формируют. Такую единую картину создают философские науки.

Однако их значение по-настоящему доступно людям, глубоко изучающим эти науки. В детском, подростковом, юношеском возрасте это недостижимо.

Вместе с тем есть вид человеческой деятельности, который также создает целостную картину мира, творит ее, к тому же в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не логических схем, — это искусство.

Искусство театра, в частности, потому, что театр — это искусство синтетическое, он включает в себя все виды искусств: литературу, поэзию, музыку, хореографию, живопись и даже дизайн. Такой путь целостного осознания жизни доступен даже ребенку, доступен каждому человеку при определенной подготовке. «Предметы, созданные трудом художника, —утверждает Э.В. Ильенков, — специально развивают способность чувственно воспринимать мир. В этом и заключается специальная миссия художника и его продукта в развитии всей цивилизации».

Л.С. Выготский блестяще окрестил искусство «общественной техникой чувств». Он утверждал, что «все прикладное значение искусства в конечном счете и сводится к его воспитывающему действию».

Мы считаем, что широкое воспитывающее действие опирается на Истину, Добро и Красоту. Эти три разных способа выражения одного и того же растут из одного плода, корня, питаются одними соками — это искусство.

Когда мы воспринимаем какое-либо произведение искусства, нам кажется, что мы выполняем исключительно индивидуальную реакцию, связанную только с нашей личностью. Нам кажется, что к социальной психологии этот акт не имеет никакого отношения. Но это заблуждение. Сама по себе непосредственно реакция как бы изолирована от нашего ежедневного поведения, непосредственно ни к чему не влечет нас, она создает только определенную потребность в каких-то действиях, она раскрывает путь, расчищает дорогу глубоко лежащим нашим силам, действует, подобно землетрясению, обнажая к жизни новые пласты.

Как ребенку войти в мир искусства?

К сожалению, постоянно раздаются голоса о том, что только в области точных наук человеку нужен отличный поводырь для того, чтобы подняться на уровень современного мышления, осознать развитие науки, а в области эстетической, в области искусства особенно, даже вреден такой поводырь. Якобы каждый сам должен строить мир своих художественных пристрастий, мир своих вкусов, как будто дело личное. Это не что иное, как отсутствие понимания того, что у искусства столь же многовековой опыт развития, как и у науки, чтобы подняться на уровень эмоциональных критериев предков, зафиксированных в искусстве, которое нужно научиться воспринимать. И без опытного учителя здесь также не обойтись.

Нет, не семья сегодня является важнейшим звеном в решении этой задачи, а общеобразовательная школа, через которую проходит молодое поколение.

Логическое и эмоционально-образное мышление давно пора осознать как две диалектические стороны развития человеческой личности.

«Наука и искусство — это две самостоятельные, равноправные по отношению друг к другу формы сознания. Решение проблемы заключается в создании для каждого индивидуума таких условий человеческого развития, внутри которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим развитием, с одной стороны, и художественно-эстетическим развитием — с другой.

Полноценное эстетическое развитие каждого школьника — это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего, гармонического развития личности, при отсутствии которого нет и не может быть полноценного усвоения нравственных принципов отношения к миру, людям, природе».

В руках педагогики нет другой такой мощной силы для этой работы, как искусство, — это именно его специфическая функция, и оно не может быть заменено никакой иной формой общественного сознания.

Проблемы отношения к миру в единстве мысли и чувства до сих пор никогда не стояли так остро, как сейчас, когда мир задыхается от пошлости и жестокости, когда формирование духовной культуры личности становится единственным способом возрождения духовной культуры народа — главного условия спасения человечества. Эти человеческие проблемы до сих пор никогда не были содержанием уроков в школе. Нужно ли такие задачи ставить вообще? Пора всесторонне, на подлинно научном уровне осмыслить цели, задачи и формы предметов искусства с точки зрения общегуманитарных идеологических и экономических потребностей общества.

Расширение функций предметов искусств, введение искусства в систему образования — это не слом, не отрицание его объективных функций, а акцентирование тех возможностей искусства, которые слабо использовались в школе, но всегда сохраняли важное общественное значение.

Задачи формирования духовной культуры школьников средствами искусства — музыки, хореографии, изобразительного искусства и театрального искусства — стоят сегодня перед комплексом непрерывного эстетического воспитания.

Огромные возможности для решения проблемы формирования духовной культуры школьника раскрывает искусство, и театральное искусство в частности.

Внешние влияния мира проникают вглубь личности, входят в собственные отношения человека к миру и к самому себе, становятся частицей его «Я» только при условии, если они пропущены сквозь эмоциональный фильтр его психики. Здесь эти влияния переработаны силой его воображения, переживания, введены в сплав с его уже накопленным опытом.

Мы полагаем, что две стороны театрального искусства заложены в программу непрерывного эстетического образования — форма (язык) и содержание.

Человек формируется в определенной социокультурной среде и в процессе становления детерминирован совокупностью общественных и межличностных отношений, переносимых во внутреннюю структуру личности и определяющих ее природу. Воздействие искусства на природу личности и изменений в ней были всегда объектом пристального внимания исследователей этой области общественного развития.

На мой взгляд, идеальным видом искусства, способным помочь в решении задач художественного развития ребенка, является искусство театра. Театр, как отмечено мною, — это синтез искусств — литературы и музыки, живописи и танца. Театр имеет одну особенность, не свойственную другим видам искусств, — живое воплощение образа, игра — драматизация, это непосредственное общение с миром через чувственное восприятие и воплощение ритма, пластики, интонации в окружающем мире. Вместе с этим открытие ребенком самого себя как уникального создания природы, способного к восприятию, осознанию мира как целого, неделимого организма, живущего по высшим законам диалектики — в гармонии добра, истины, любви и красоты.

Впитывая знания, которые дают уроки театра, сознание ребенка способно соединить все виды художественной деятельности и выразительности, которые определенным образом взаимосвязаны в процессе детского художественного воспитания, развития.

Процесс увлекательной игры с перевоплощением активизирует творческие способности ребенка: воображение, фантазию, внимание, ассоциативное мышление, способность к сопереживанию и сочувствию, раскрывает путь к логическому мышлению, свободному выявлению своих мыслей. Открывает ребенку «тайну его Я» — личности, устремленной к творческому процессу самореализации, в конечном счете ребенок формирует в себе социальный характер, способный влиять на становление общества в целом.

В основе системы полихудожественного воспитания ребенка лежит триада: культура тела — телесность, культура чувств — душевность, культура мышления — духовность.

Ребенок способен развивать эту триаду до «искусства жить», точно так же, как он способен понять и принять умом и сердцем культуру разных эпох и народов, стать от этого мудрее и восприимчивее к красоте мира. Личностный творческий опыт, полученный на уроках художественного творчества, выступает как форма и средство развития продуктивного мышления, обогащения интуиции, нравственного и художественного развития личности.

Театральное образование в школе должно быть построено по принципу сюжетно-ролевых игр. Методический подход основывается на открытии эмоциональности учащихся, их физической предрасположенности к игровому перевоплощению.

Целевая установка начального театрального образования — дать детям элементарный объем сценических знаний, общие сведения о театре, содействовать театрально-художественному воспитанию и образованию, подготовить к поступлению в средние и высшие театральные заведения.

Первейшее условие педагогического процесса по формированию духовной культуры школьника — это ясное осознание цели и методики. Комплексная направленность различных воспитательных и образовательных средств оказывается действенной лишь в том случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью, системностью. Польза системы для мышления состоит не только в том, что о вещах начинают мыслить упорядоченно, по известному плану, но и в том, что о них вообще начинают мыслить, раскрывать сущность.

Цель учебно-воспитательного процесса в «Комплексе непрерывного эстетического образования» можно определить как единство образования, воспитания и развития.»

Формирование культуры личности и есть та целостность, которая должна поверяться как соотношение сторон и этапов педагогического процесса и взаимосвязи в нем общеобразовательных и специальных дисциплин.

Ребенок, пришедший в наш мир, является духовным существом. И цели учителя в этой связи — видеть ребенка, чувствовать его и понимать свою задачу

 Ш. Амоношвили советовал: «Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления в формировании духовно-нравственной личности.

В данной статье поднята проблема формирования духовных ценностей в современном обществе....

«Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»

В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...

Педагогический проект"Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность (5-11 классы)"

Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин явля...

презентация на тему "культура питания как фактор формирования духовно-нравственной личности"

данный материал поможет сформировать потребность в правильном питании...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности педагога в контексте современного образования как части общей мировой культуры.

Основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собстве...

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...

Литературное краеведение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как способ формирования духовно-нравственной культуры личности

Межрегиональная научно-практическая конференция по вопросам духовно-нравственного развития обучающихся Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016 году «Духовно-нравственное развитие: проблемы ...