Физкультура и спорт, как действенное средство формирования личности гражданина и патриота
статья на тему

Колосов Александр Викторович

Выступление на семинаре 29.05.2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolosov-_kruglyy_stol_-avgust_2014.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Колосов А.В.

Выступление на круглом столе 29.05.2014

 «Физкультура и спорт как действенное средство формирования личности гражданина и патриота».

Успешность разносторонней деятельности – физической, интеллектуальной, духовной, во многом зависит от состояния здоровья человека и уровня его физической подготовленности. Не случайно с древних времен известна истина: “В здоровом теле здоровый дух”. Этим объясняется исключительно важная роль физического воспитания как неотъемлемой части комплексных воспитательных воздействий, направленных на разностороннее  развитие ,

Идеал всестороннего гармонического развития личности на протяжении многих тысячелетий существовал в представлениях и чаяниях многих поколений людей. В жизни современного общества он приобрел значение конкретной цели всей социальной практики воспитания.

В соответствии с ней,  ц е л ь ю   физического воспитания, как составной части комплексной системы воспитательных воздействий (наряду с нравственным, умственным, трудовым, этическим, эстетическим видами воспитания) является   содействие всестороннему и гармоническому развитию личности на основе использования средств физической культуры. Направленность на достижение этой цели находит свое отражение в одном из ведущих принципов отечественной системы физического воспитания –принципе всестороннего гармонического развития личности.

Как уже было показано, физическое воспитание представляет собой одну их самых древних форм целенаправленного воздействия на подрастающие поколения. В той или иной степени она находила  свое воплощение во всех общественно-экономических формациях. В этом нет ничего удивительного, т.к. каждое общество всегда нуждалось в здоровых, физически сильных и умелых гражданах, готовых к выполнению самых различных обязанностей, и поэтому проявляло заботу о физическом воспитании подрастающих поколений.

Вместе с тем, всестороннее развитие человека необходимо прежде всего ему самому. Чем  шире и разностороннее интересы человека, чем больше он знает и умеет, тем  легче ему претворить в реальность свои жизненные планы, тем более насыщенной и интересной является его жизнь. В этом ярко проявляется единство и тесная взаимосвязь интересов общества и каждого отдельного человека в деле успешного решения задач по формированию гармонической и разносторонней личности.

Естественно то, что  основным предназначением физического воспитания является целесообразное воздействие прежде всего на физическую природу человека, развитие его двигательных способностей. Недостаточный уровень их развития отрицательно сказывается на работоспособности, ограничивает возможности активной разносторонней деятельности. У таких людей медленнее вырабатываются необходимые трудовые навыки.

Однако, в отличие от прежних времен, в современном обществе совершенствование физических кондиций человека, активное и эффективное использование средств физической культуры для нормализации функций организма, оптимизации его состояния, рассматриваются не только как  узко утилитарная (практическая) цель повышения дееспособности работника в сфере производства,  но и как важнейшее условие повышения уровня общей культуры человека.

Всестороннее развитие человека в современном обществе представляет собой не просто потребность, но и необходимое условие общественного прогресса. Решая специфические задачи физического воспитания, тренируя свой организм с целью достижения спортивного или оздоровительного результата, необходимо постоянно помнить о единстве всех сторон воспитания. Естественной предпосылкой  неразрывной взаимосвязи всех сторон воспитательных воздействий является объективно существующее единство физического  и духовного развития человека, неотъемлемость духовной сферы от ее материальной основы – тела человека. При этом физическое воспитание выступает как базовое, интегрирующее звено, содержащее громадный потенциал формирующего, воспитательного воздействия на личность. Такая  его базовая роль обусловлена  тем, что в отличие от других видов воспитательных влияний, воздействие средствами физического воспитания реализуется, прежде всего, в материализованном виде. Результаты такого воздействия находят отражение в совершенствовании многих физиологических функций, в том числе и тех, которые обеспечивают функционирование психических процессов, эффективную интеллектуальную деятельность, нормальное душевное состояние  человека, обеспечивая его физическое и духовное здоровье. Благодаря этому совершенствуется своеобразная материальная основа для всего многообразия форм воспитательных воздействий.

Наряду с этим, целенаправленное использование средств физической культуры  оказывает  и прямое воспитательное воздействие на личность. Широко известно их благотворное влияние  на формирование морально–волевых качеств:  смелости, решительности, настойчивости в достижении цели, дисциплинированности, коммуникабельности, общественной активности, формирование активной жизненной позиции и др. Все это обусловливает важную роль физического воспитания в реализации задач всех других форм воспитательной работы.

Свой весомый вклад физическое воспитание вносит в нравственное формирование личности, являющееся стержневым элементом всей системы воспитательных воздействий. Так, необходимость неукоснительного выполнения правил соревнований, следование принципам “Фэйр Плей” (честная игра)  в процессе подготовки и участия в соревнованиях способствуют формированию нравственно–этических принципов и навыков поведения.

Важнейшая роль физического воспитания проявляется и в решении задач трудового воспитания, формировании деятельной, общественно полезной личности.

Физическое воспитание неразрывно связано с эстетическим. Красота здорового человеческого тела, грациозность и ловкость движений всегда служили источником для вдохновения художников и артистов, всех, кто соприкасается с ними.

Систематические занятия физическими упражнениями способствуют формированию многих санитарно–гигиенических навыков и привычек, лежащих в основе здорового образа жизни (ЗОЖ) и являющихся отличительной чертой современного, интеллигентного человека.

В той или иной мере занятия физическими упражнениями связаны со всеми другими сторонами воспитательного воздействия на человека и тем самым вносят свой  весьма существенный вклад  в формирование социально активной личности, сочетающей в себе и физическое, и социальное, и духовное здоровье, всемерно способствуя  достижению главной цели всей системы воспитательной работы – формированию всесторонне развитой  личности.

Толковый, насыщенный и красивый текст, взятый из интернета. Больше чем уверен, что у большинства присутствующий здесь коллег припасены такие же «заготовки». Но сегодня у нас круглый стол и хотя стол – предмет не оживленный, хотелось бы, что бы за ним состоялся живой и одушевленный  разговор.

 Если говорить простым и понятным для нас тренеров языком, то можно прокомментировать вышесказанное так- не так и сложно накачать тело наших учеников как (сравнение), путем больших усилий, но возможно научить высокотехнично, дубасить своего соперника как (сравнение), поверьте, научить метать нож можно и макаку. Гораздо сложнее вдохнуть в своего ученика характер, что бы за годы, проведенные в спортивном зале, у него появился свой внутренний стержень, то есть своя цель в жизни, свое мнение, своя точка зрения, свое место в обществе, своя мечта (если хотите), уважение к старшим, почитание родителей и конечно любовь к Родине.

Я так же уверен  в том, что каждый, присутствующий здесь тренер преподаватель, сталкивался с тем, что физически развитый, технически подготовленный и результативный спортсмен, зачастую далеко не соответствует нравственным и морально волевым качествам. ( примеры на своем опыте и опыте других тренеров)

Проводя огромное количество времени в спортивном зале в погоне за результатом, мы зачастую забываем о главном – воспитании своих подопечных. И этот пробел не заставляет себя долго ждать. Лично я сталкиваюсь с этим на выездах, когда проводишь больше времени с командой, и есть возможность наблюдать за  поведением своих учеников, особенно в нештатных или проблемных ситуациях.  

Возможно, я наступлю на больную мозоль некоторым преподавателям, но ярким примером является  выездные мероприятия с юнкерами в Новороссийск, Кострому,  и экспедиция на выживание, где такие качества как: целеустремленность, смелость, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание, инициативность, самостоятельность, которые присущие каждому спортсмену, мягко говоря,   были сведены на минимум. В экспедиции на выживании я не увидел и элементарного взаимопонимания, взаимовыручки, сопереживания среди тех, кто оказался в непростых, походных условиях, где необходимо  преодолевать трудности просто ради того, что бы не заболеть, не остаться голодным и не потерять человеческий облик.

Конечно, есть и положительные примеры. В каждой секции есть ребята, которые являются примером и на которых можно положиться. Как правило, они и составляют основной костяк в коллективе. За таких ребят надо держатся, и беречь их, благодаря им в команде создается так называемый благоприятный климат, который и способствует позитивному учебному процессу.

Можно еще долго рассуждать на эту тему, но для формирования личности и патриота этого мало. С телом проще, тут все ясно, как в математике – нагрузки, объемы и этапы. А как быть с душой? Ее не пощупаешь, на весы не поставишь. При планировании учебно-тренировочного процесса необходимо уделять внимание не только совершенствованию физических и технических качеств, но и воспитанию личности спортсмена.  В учебнике « современная система подготовки боксеров»  авт. Филимонов В.И. 2009 год. хорошо представлена модель процесса физического  и духовного развития как единого процесса. Выражена она в четко определенной схеме, где четко поставлена цель, выделены основные направления развития личности, а так же представлены принципы, применяемые методы с учетом определенных факторов.  

От себя дополню, что общаться, беседовать, спорить, шутить, требовать, одобрять, интересоваться и.т.д.  с нашими подопечными нужно постоянно. Необходимы совместные мероприятия, не только соревнования, праздники, дни рождения, дни воинской славы, походы, экскурсии традиционные чаепития. Только тогда можно почувствовать связь и единство физического и духовного развития.

( В конце рассказ о двух, встретившихся тренерах).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музейная педагогика как составляющая формирования личности гражданина в рамках современного национального воспитательного идеала»

Данная  научно- практическая разработка адресована руководителям музеев ОУ, заместителям директоров ОУ по учебно-воспитательной и воспитательной работе и может быть использована в следующих общео...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России»

Патриотизм предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм определяют в педа...

«Формирование личности гражданина и патриота своей Родины в условиях музыкальной школы-интерната»

Формирование личности гражданина и патриота  своей Родины в условиях музыкальной школы-интерната...

Формирование личности гражданина как показатель нравственного здоровья общества.

Приоритетным направлением в воспитании субъекта гражданского общества является формирование у молодых граждан России основ правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности, развитие у...

Формирование личности гражданина и патриота России в общеобразовательной школе

Воспитание гражданина и патриота в нашей стране всегда сопровождалось дискуссией в обществе, иногда и непониманием значения данных качеств личности подрастающего поколения. Существует мнение, что акту...

Духовно-нравственное развитие и воспитание основа формирования личности гражданина и патриота России

Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализов...