Сущностные характеристики компетентностного подхода в современном образовании
статья на тему

Материал подготовлен к педсовету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goryaynova_-_pedsovet.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сущностные характеристики компетентностного подхода в современном образовании

(Выступление на педсовете подготовила Горяйнова Я.О. учитель высшей категории МБСКОУ СКОШ № 34 г. Озерска Челябинской области)

Наиболее часто формулируемая проблема современного образования заключается в несоответствии содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации».

Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие школу и потребности рынка труда. Идея компетентностного подхода для современной школы – это, прежде всего, идея открытого заказа на содержание образования.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, что само по себе актуально, в контексте обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.

Можно выделить четыре направления реализации компетентностного подхода в образовании:

  • Ключевые компетентности.
  • Обобщенные предметные умения.
  • Прикладные предметные умения.
  • Жизненные навыки.

Первое направление – формирование ключевых компетентностей. К данному направлению относятся, например, педагогические техники и технологии формирования умений понимать тексты, обрабатывать информацию разного рода, действовать в группе.

Второе направление реализации компетентностного подхода связано с формированием обобщенных умений предметного характера. К ним относятся, например, умение решать классы задач для физики, оценка произведений искусства (музыки, изобразительного искусства), понимание иноязычной речи (для иностранного языка), умение интерпретировать таблицы и диаграммы (для математики, физики и др.).

Третьим направлением реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, практического характера всего школьного образования. Это направление возникло в ходе дискуссии на вопрос – какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться после окончания школы.

Наконец, четвертым направлением реализации компетентностного подхода является обновление содержания образования для решения задачи овладения «жизненными навыками». Под этим понимается разнообразный спектр простых умений, которыми современные люди пользуются в жизни, на работе. Часто эти навыки нужны детям не после школьного обучения, а после школьного дня. К ним относятся, например, умение считать деньги, писать простые документы, т.е. функциональная грамотность. Обучение жизненным навыкам становится мощной мировой тенденцией. Сюда относятся занятия по подготовке к чрезвычайным ситуациям, подготовка грамотных потребителей, элементарная компьютерная грамотность. Остается вопрос, как «вписать» необходимые жизненные навыки в учебные предметы, в идеологию изучения основ наук.

Реализация всех намеченных направлений возможна в случае формирования инновационной культуры реализации компетентностного подхода педагога, которая в совокупности всех составляющих профессиональных компетентностей обеспечит комплексное развитие личности ребенка.

Компетентностный подход как методологический ориентир модернизации современного образования определяет новые методы и технологии обучения, способствующие развитию самостоятельности, инициативности, творческих способностей, критического мышления у обучающихся, и ориентирующих их на конкретный эффективный результат.

В основу компетентностно ориентированного обучения положены следующие принципы:

Научность. Этот принцип пересматривается в связи с изменением самой науки: наука теперь не истина, а версия, множественность и параллельность разных систем объяснения мира. Современная наука характеризуется не как свод незыблемых знаний, а скорее определяется научностью способа получения знаний, анализа и интерпретации.

Все предметы естественно-научно-гуанитарного цикла базируются на данном принципе. Например, изучение элементов права на уроках обществознания, связано с усвоением учащимися некоторых специальных терминов и понятий, что требует осмысления и обобщения на основе анализа внутренних причинно-следственных отношений того или иного явления.

Природосообразность. Обучение основывается на представления о возможностях возраста, определяется развитием, не форсируется. В современной трактовке, природосообразность уже не ограничивается прежним пониманием, а дополняется социосообразностью, поскольку детерминантами возраста в антропологическом понимании являются и социальность, и культура.

В нашем образовательном учреждении принцип природосообразности рассматривается нами как соответствие образовательного процесса естественному состоянию детей, предназначению личности педагогов и родителей; проектирование и создание образовательной среды, адекватной состоянию всех субъектов образовательного процесса; учет реально существующих условий социоприродного окружения.

Последовательность и систематичность (последовательная линейная логика разворачивания содержания образования, движение от частного к общему). Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение любого ребенка строится от простого к сложному; кроме того, при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутри предметные и межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании учащихся целостную картину мира. Этот принцип характерен для предметов естественно-математического и общественного циклов.

В нашей школе сложно использовать данный принцип. Учителя истории, обществознания, географии, ОБЖ, МХК используют его только лишь на отдельных темах в виде мини-проектов.

Доступность в компетентностно-ориентированной школе определяется во многом ролью учителя как консультанта, а не «легкостью» учебного материала.

Например, на уроках обществознания изучается правовой материал, необычайно сложеный для наших учеников. Чтобы элементы права сделать более доступными, необходимо продумывать объяснение каждого понятия и положения, приводить примеры разнообразных ситуаций из жизни, обращаться к опыту самих учащихся, учить их переходить от моральной оценки поступка к юридической оценке преступления.

Прочность знаний как принцип качественного образования дополняется гибкостью и практической применимостью. Принцип прочности усвоения знаний является одним из важнейших. Минимум полученных в специальной школе знаний должен стать базой для дальнейшего формирования и углубления профессиональных навыков, необходимых для адаптации в самостоятельной жизни.

Все педагоги стремятся к прочности знаний у своих учеников, но необходимо учитывать психофизические особенности обучающихся в коррекционной школе VII вида (органические поражения нервной системы). Главное в усвоении знаний — это повторение. В коррекционной школе повторение имеет свои особенности в связи с особенностями памяти учащихся. Педагоги на своих уроках стараются разнообразить формы этапа повторения.

Реализовать принцип прочности знаний сложно, но отдельные предметы (МХК, обществознание, география, биология, краеведение, ОБЖ) имеют практическую применимость. Педагоги на этих предметах стараются уделять внимание больше практике, а не теории.

Сознательность и активность становятся значимыми как постановка задач с выходом за рамки алгоритма и «учебности».

Принцип активности и сознательности предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности. Механическое усвоение приводит к быстрому забыванию полученных знаний, к неспособности применить их в реальности. Прежде всего, сознательное отношение к обучению предполагает развитие познавательных интересов у учащихся. В основной школе сознательность проявляется обычно на уроках трудового обучения, что связано с осознанием учащимися необходимости получения профессии для дальнейшей адаптации в обществе.

Однако реализация данного принципа в нашем ОУ сопровождается определенными проблемами, т.к. сознательность и активность у большинства обучающихся отсутствует.

А вот следующий принцип, наглядность – это основа для преподавания в нашей школе. В условиях «визуализации культуры» начинает играть не подчиненную, но самодостаточную роль.

Наглядные пособия, используемые в процессе обучения предметов естественно-гуманитарного цикла, играют важную образовательно-воспитательную и коррекционно-развивающую роль. Изучение ряда тем требует работы с различными схемами, таблицами, плакатами, экранными пособиями. Поэтому необходимо их правильно отбирать для уроков, учитывая, что все изданные наглядные пособия предназначены для общеобразовательной школы. Учителя нашего методического объединения используют на своих уроках фрагменты научно-популярных и художественных фильмов, обучающие мультфильмы, презентации, интерактивные игры. Словом, ИКТ используется в полной мере.

Принцип связи теории и практики выдвигается на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.

Прочность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, возрастных особенностей учащихся. Связь обучения с перспективами развития своего города, области, страны. Эта линия проводится на уроках обществознания, географии, краеведения, технологии. Этот принцип должен быть приоритетным в нашей школе, т.к. основной задачей коррекционного обучения является адаптация обучающихся с особенностями развития в обществе, т.е. их социализация.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика как принцип также сохраняется, но акцентируется зона ближайшего развития.

Принцип индивидуализации обучения имеет особое значение в коррекционной школе. Помимо коллективной учебной деятельности, каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от его психофизических характеристик.

Таким образом, ведущим методологическим ориентиром модернизации современного образования является компетентностный подход, суть которого заключается в формировании и развитии у обучающихся компетентностей, обеспечивающих успешную учебную деятельность, а в дальнейшем – профессиональную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.

Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил  вы...

Введение компетентностного подхода в современное образование

Сценарный план выступления на педагогическом совете....

Реализация инновационных технологий в обучении английскому языку как средство осуществления компетентностного подхода в современном образовании

методическая разработка  «Инновационные технологии как средство обеспечения качества образования»                          ...

Статья на тему:"Реализация компетентностного подхода на современных уроках географии."

Демонстрация фрагментов урока географии при компетентностном подходе...

Компетентностный подход в современном образовательном пространстве

Данная статья входит в сборник "Компетентностный подход в образовании: концепции и реализпция" и является педагогической инновацией в преподавании физики в среднй школе....