Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему

Абакумова Ирина Александровна

учебник Бунеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr._po_lit._buneev_6_kl.docx39.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Республика Башкортостан

                                                       г. Белорецк

                   Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

                             Средняя общеобразовательная школа № 21

«Согласовано»______            Заместитель директора           «Утверждаю»_________

Руководитель МО                   по УР___/Юрочкина И.А.       Директор МОБУ СОШ №21

________/Тутикова И.Н.         «___»__________2014г.           Кривоус В.Л.

Протокол №___                                                                            Приказ №____

от «__»________2014г.                                                                 от «___»_______2014г.

                                                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                     По ___литературе______________________________

                                      (указать предмет, класс, модуль)

Ступень обучения (класс) _основное общее 6класс__________________________

    (начальное общее, основное общее, среднее  общее образование с указанием классов)

Количество часов всего: _68_;   в неделю _2__часа                                         Уровень_базовый___

Учитель_Абакумова И.А.__

 Программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных заведений. Литература», утверждённой Министерством образования РФ

Количество:

                     уроков внеклассного чтения: _6_

                     уроков развития речи_7_

                                            Пояснительная записка

     Рабочая программа по литературе создана  для обучающихся основной общеобразовательной школы, которые осваивают курс литературы  основной школы по программе «Образовательная система «Школа 2100».

     Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания образования для основной средней школы», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.  

    Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса «Чтение и литература» (1-11-й классы).

Цель литературного образования в основной  школе: воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.                                                                    Компетентность читателя предполагает:                                                                                           - способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;                                                                                      - готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;                                                                                                        - овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;                                                                  - освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи: 

1.Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2.Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.                                                                                                               3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.                                            

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.                                                                                              6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.                            7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).                                                                                                                8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В программе для 5-8-го классов выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Предполагается, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются в аспекте, выбранном учителем в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.                                                                                          В случае предложения ряда равноценных по сложности и объему произведений «для обзорного изучения» учитель вправе выбрать текст в соответствии с возможностями и интересами учащихся, собственными читательскими предпочтениями. Если произведение не входит в «Обязательный минимум содержания литературного образования», учитель также имеет право самостоятельно определять характер работы с текстом (текстуальное изучение или обзорное). Недопустимо при этом все тексты, не входящие в «Обязательный минимум содержания литературного образования», рассматривать

только в обзоре.    Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебных хрестоматиях. Главная особенность системы самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5-8 -го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебные хрестоматии предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающий расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

Структура и содержание программы

Программа составлена в соответствии со структурой средней школы:       1-4-й классы, 5-9-й классы, 10-11-й классы. Содержание программы на основной и старшей ступенях образования определяется кругом интересов учащихся, обще эстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе. 'В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:                                                                                                                 - соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;                                                                                       -эмоциональная ценность произведения;

 - опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:                 

- национальная педагогическая традиция обращения к данному про изведению;                                                                                                             - способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;                                                                                                             - психологические и интеллектуальные возможности, интерес проблемы учащихся определенной возрастной группы.

Этапы литературного образования школьников:

5-6-й классы - постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах.                                                                                     Основные учебные цели:            

                                                        1) формирование личностного отношения к прочитанному;                                                                            2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

   Основные учебные цели:                                                                                                                              

 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения;                                          

 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

         Основные учебные цели:                                                                                                            1)формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы;                                                                                            2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.

В программе и реализующих ее учебных хрестоматиях и учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют происходящие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций - такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным. С этой же целью в учебные хрестоматии 5-8-го кл. введены «сквозные» персонажи, авторские тексты; в учебных хрестоматиях и учебниках 7-9-го кл. материал изложен проблемно.

Названия учебных хрестоматий отражают содержательную доминанту,

ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определенного возраста:

5-й класс   - «Шаг за горизонт»,  б-й класс   - «Год после детства»;                                                                                               7 –й класс  - «Путь к станции «Я»;         8-й класс   - «Дом без стен».

Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения. Работа по теории литературы положена в основу «Тетрадей по литературе». Основные сведения вводятся до начала изучения систематического курса (9-11-й классы).                                                        

      В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:                                  

- читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики;                                                                                                                            - выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть;                                                                                                                     - воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое;                                                                                                                      - выявлять авторское отношение к изображенному;                                                                  - определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;                                                                                                                    

- давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;                                                                                                                                  - использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;                                                                 

- определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;                                                                                                                           - выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте;                                                                                                                 

- работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;                                                                                                               - понимать связь изученного произведения со временем его написания (5-8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8-9-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой(9-й кл.);                                                                                                         - грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;                                                                                  - выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разны

    Учебно-тематические  планы  по литературе  составлены на основе:

-  Государственного стандарта общего основного образования по литературе (для 5 – 9 классов);                                                                                         -  Примерной программы основного общего образования по литературе (для 5 – 9 классов);                                                                                                 -  Образовательной программы по курсу “Литература” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, //Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ/под науч. Ред. А.А. Леонтьева). - М.: Баласс, 2004.

   

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа:  68 часов в год.

Количество часов в неделю:  2 ч.

Количество уроков внеклассного чтения:         6                                                                                            сочинений: 7

Содержание тем учебного курса «Литература».

Введение (1ч.)

Раздел 1. Пролетая над снами (15+1ч.)

Раздел 2. Сказки для взрослых (13+1ч.)

Раздел 3. Следы во времени (12+1ч.)

Раздел 4. Открывая мир вокруг… (13+1ч.)

Раздел 5. Смеясь сквозь слёзы… (12ч.)

                

«Согласовано»__________

Заместитель директора по УВР_______________

«___»_________2014г.

                                                        г. Белорецк

                   Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

                             Средняя общеобразовательная школа № 21

                                      КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

                                                   ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                По _литературе__________

Класс__6___

Учитель _Абакумова И.А.__

Количество часов  всего:  68  часов;  в неделю 2 часа

Программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных заведений.Литература», утверждённой Министерством образования РФ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание тем/разделов

Кол-во

часов

Дата проведе

ния

Дата фактич.

проведе

ния

Примечание

Книга 1. Введение

1

1

Прощай, детство! Здравствуй, отрочество!

1

Раздел 1. Пролетая над снами.

15+1

Баллада как литературный жанр. В.А. Жуковский. Баллады.

2

«Здесь несчастье - лживый сон, счастье-пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»

1

3

Таинственная сила мистики. (Баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе Жуковского)

1

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

4

Быт и нравы Малороссии в изображении Н.В. Гоголя (по повести «Ночь перед Рождеством»)

1

5

Смешно или страшно? (изображение нечистой силы в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

1

А.С. Пушкин «Утопленник», «Бесы».

6

Мистическое и лирическое в стихотворениях Пушкина «Утопленник», «Бесы»

1

7

А .П.Чехов  «Страшная ночь» Шуточки писателя А.П. Чехова. (рассказ Чехова «Страшная ночь»

1

Проспер Мериме и его творчество

8

Проспер Мериме и «Песни западных славян» А.С.Пушкина

1

9

«Берегись любящей» (новелла П.Мериме «Венера Илльская»

1

 М. Метерлинк «Синяя птица»

10

Лауреат Нобелевской премии (несколько слов о писателе Ирисе Метерлинке)

1

11

В каждом предмете есть своя душа (начало работы над пьесой)

1

12

В поисках Синей птицы

1

13

Блаженства и Радости в жизни каждого из нас.

1

14

Где же наша Синяя птица?

1

15-16

Подведем итоги (обобщающий урок по разделу)

2

17

Р/Р Сочинение по разделу «Пролетая над снами».

1

Раздел 2.  Сказки для взрослых

13+1

В Гауф «Маленький Мук»

18

Волшебники бывают молодыми (жизнь и творчество Вильгельма Гауфа)

1

19

Бедный маленький Мук (анализ сказки В.Гауфа «Маленький Мук»

1

Н.Д. Телешов «Белая цапля»

20-21

Преступление принцессы Изольды (по сказке Телешова «Белая цапля»)

2

Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

22

«Музыкант» Гофман (несколько слов о творчестве писателя)

1

23

Кто же такой крестный Дроссельмейер? (Двоемирие в сказке «Щелкунчик»)

1

24

Добрая Мари и отважный Щелкунчик

1

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

25

Наш чудесный сказочник (жизнь и творчество Г.Х. Андерсена)

1

26-27

Любовь, самоотверженность, страдания (анализ сказки Андерсена «Русалочка».

2

А.Н. Толстой «Русалка»

28

Русалочье коварство (по сказке А.Н. Толстого «Русалка»)

1

В.В.Вересаев «Состязание»

29

Великая сила искусства (по сказке Вересаева «Состязание»)

1

30

Подведем итоги (обобщающий урок по разделу)

31

Р\Р Сочинение по разделу «Сказки для взрослых».

Раздел 3.  Следы во времени

12+1

Русские былины

32

«То старина, то и деяние» (о русской былине)

1

33

« А тут станут мужички меня нахваливати: «Молодой Микула Селянинович» (былина «Вольга и Микула Селянинович»)

1

34

« Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»)

1

Эпос разных народов

35

«Вот для чего я рожден батыром» (Башкирский народный эпос «Урал-батыр»)

1

36

Сасрыква и Манас (эпос народов Кавказа и киргизский эпос)

1

37

«Калевала» (карело-финский народный эпос)

1

38

«Вам из диких стран принес я эту весть о Гайавате» ( Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» из древнего эпоса североамериканских индейцев)

1

Мифы Древней Греции

39-40

«Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи..»

2

Гомер «Одиссея»

41-42

«…Старца великого тень чую смущенной душой» (анализ фрагмента из поэмы Гомера «Одиссея»)

2

43

Подведем итоги (обобщающий урок по разделу 3)

1

44

Р\Р  Сочинение по разделу 3 «Следы во времени»

1

Раздел 4. Открывая мир вокруг…

13+1

45

Книга – учебник жизни

1

И.С.Тургенев «Муму», «Бирюк»

46-47

И.С.Тургенев «Муму». Рассказ о страдающих душах.

2

48-49

И.С.Тургенев. «Бирюк». Глубокий интерес к человеку.

2

50

Чувство, живущее в сердце солдата по рассказу Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»

1

51

Поэты на войне

1

А.Грин «Четырнадцать футов»

52

Наше тайное «я» (изображение человека в рассказе Грина «Четырнадцать футов»)

1

О.Генри «Последний лист»

53

Что такое истинный шедевр (по рассказу О.Генри)

1

А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел», роман «Дубровский».

54

«Предаю тебя твоей совести» (нравственные проблемы повести Пушкина «Выстрел»)

1

55

Столкновение характеров упрямых и своенравных

1

56

Офицер становится разбойником

1

57

Подведем итоги (обобщающий урок по разделу 4)

1

58

Р/Р Сочинение по разделу 4

1

Раздел 5  Смеясь сквозь слезы…

12

Басня как литературный жанр

59

Басня и её история

1

60

Великий мастер русской басни (творчество И.А. Крылова)

1

М.Е Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

61-62

Страшная сила сатиры  (по «Повести…»)

2

63

Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова.

1

64

Умей отличить эпиграмму от эпитафии

1

65

Что такое фельетон?

1

Джером  К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»

66-67

Хорошо втроём в лодке… не считая собаки (Джером К. Джером «Трое в лодке…»

2

68

Итоговый урок.

1

Учебно-методическое обеспечение:

Преподавание ведется по учебникам:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «Год после

детства».Учебник по литературе для 6-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2008 

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «Путь к станции Я».Учебник по литературе для 7-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2008 

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «Дом без стен».Учебник по литературе для 8-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2008 

 Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «История твоей литературы».Учебник по литературе для 9-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2008 

Используется:

  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова. Тетрадь по литературе к учебной хрестоматии «Год после детства», 6кл  – М. Баласс.2006

  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова. Тетрадь по литературе к учебной хрестоматии «Путь к станции «Я»», 7кл  – М. Баласс.2006

    Литература для учителя

Барова Е.С.  Методические рекомендации по литературе для 6кл. - Изд. 2-е доп. - М.: Баласс, 2006.

Барова Е.С.  Методические рекомендации по литературе для 7кл. - Изд. 2-е доп. - М.: Баласс, 2006.

Здоровьесберегающие технологии:

Работая над материалом программы по литературе   в целях воспитания здорового  подрастающего поколения, целесообразно использовать на уроках здоровьесберегающие технологии, а именно:

  1. Физкультминутки.
  2. Индивидуальный подход к каждому ученику в соответствии с его знаниями и возможностями.
  3. При работе  с текстами использовать темы о спорте, полезном времяпрепровождении, здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...