Теория развивающего обучения. Тезисы.
статья на тему
В теории развивающего обучения есть идеи из внедряемого в настоящее время ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_razvivayushchego_obucheniya.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория развивающего обучения. Тезисы
1.Определение развивающего обучения.
- развивающее обучение – направление в теории и практике образования,
ориентирующееся на развитие физических, познавательных и
нравственных способностей учащихся путем использования их
потенциальных возможностей. (Гамезо М.В. словарь по педагогической
психологии, 2001г.)
-развивающее обучение особая образовательная технология. Направлено
на формирование механизмов мышления у учащихся, в ходе обучения
учащийся «проживает» весь познавательный цикл. (Новокшонова Г.А.
словарь социального педагога, 2000 г.)
2. Исторический экскурс.
- проблема развивающего обучения интересует педагогов многих
поколений: Я. А. Коменского и Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и
И.Ф. Гербарта, К. Д. Ушинского и др.
- в советское время её интенсивно разрабатывали психологи и педагоги
Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин,
Н. А. Менчинская, а также А. К. Дусавицкий, Н. Ф. Талызина и др.
3.Сложность и в то же время позитивная сторона разработки этой темы заключается в органическом, естественном сочетании проблем педагогики и психологии: обучение – это компонент дидактики, развитие же – процесс психологический.
4.Опорные точки этой теории: введение в обучение высших форм мышления, включая и теоретическое; реализация деятельностного подхода в целях саморазвития, реализации творческого потенциала учащихся, а также их умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания; рефлексия – самопознание учащимися внутренних психических процессов и состояний, воображаемое воссоздание особенностей друг друга.
5. В России и Белоруссии выделилось два направления в рамках концепции развивающего обучения:
- авторы первого направления Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов;
- автор второго направления Л. В. Занков.
6.Принципы развивающего обучения Л. В. Занкова:
-обучение на высоком уровне трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- высокий темп изучения материала;
- осознание учащимися процесса учения;
- целенаправленная работа над развитием всех учащихся.
7. Принципы развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова:
-универсальный принцип решения задач;
- развитие абстрактно – теоретической формы мышления ученика;
- развитие теоретического мышления;
- метод восхождения мысли от абстрактного к конкретному;
- присвоение образовательного продукта.
8.Сходство идей развивающего обучения, по Л. В. Занкову и В. В. Давыдову – Д. Б. Эльконину, сводится к следующему:
- цели их – общее развитие ученика, не только познавательных процессов;
- ученик – активный субъект учебной деятельности;
- учитель – организатор коллективной поисковой деятельности;
- знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство
общего развития.
9.Различие между названными направлениями развивающего обучения
заключается в том, что оно, по Л. В. Занкову, идет от частного к общему,
в то время как по Давыдову В.В. – от абстрактных понятий к конкретному.
10.Педагогические цели в РО:
- дети должны научиться ставить собственные учебные цели и на примере
немногих задач осваивать универсальные способы;
- дети должны научиться содержательному общению друг с другом –
слушать, слышать, выражать свою мысль…, т.е. культурным способам
коммуникации;
- дети должны освоить важнейшие способы мыслительной деятельности -
способы моделирования.
11.Система РО Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова в школах РФ.
Особенности обучения по данной программе:
- введение научных знаний с первого дня обучения в школе;
- организация совместной творческой деятельности детей по их
самостоятельному усвоению знаний;
- открытие в детях невидимого мира потенциальных интеллектуальных и
личностных способностей.
12.Эффективность РО
- дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент
среди участников и победителей олимпиад;
- уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно
выше, чем у школьников с традиционной формой обучения (выпускники
показывают высокие результаты по ЕГЭ даже в заданиях, рассчитанных
на нестандартное мышление);
- развитие у детей способностей к глубокому анализу и миросозерцанию,
умению аргументированно рассуждать и излагать свою точку зрения;
- развитие и реализация скрытых возможностей, заложенных в ребенке;
- коэффициент усвояемости нового материала существенно выше,
поскольку сама форма обучения н предполагает пассивного восприятия
информации от педагога, а приводит к её усвоению путем серии
последовательных логических рассуждений самим учеником. Фактически
сам ученик формирует следующую ступень знаний;
-развитие способности нестандартно мыслить и находить нестандартные
решения;
- активная форма обучения по этой системе развивает самооценку
учащихся и снижает фактор закомплексованности;
- реализация и развитие всех индивидуальных природных данных каждого
учащегося, заложенная возможность к принятию нестандартных решений,
развитие аналитических способностей и умения аргументированно излагать
свою точку зрения позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе,
достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей
жизни.
13. В данное время в России около 9% школ обучающих по программе РО.
Это связано с тем, что не многие педагоги компетентны в данной методике
преподавания.
- педагоги обучающие по системе Эльконина, Давыдова при переаттестации
получают высшую категорию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.
Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...
Развивающее взаимодействие учителя и ученика в рамках интегративного личностно-развивающего обучения
Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять у ребёнка, то есть быть воспитуемым. Развитие же личности ребёнка предполагает и его собственную активност...
Презентация на тему "ИДЕЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ АДОЛЬФА ДИСТЕРВЕГА"
В презентации рассмотрены принципы современной педагогики, правила развивающего обучения, сформированные Адольфом Дистервегом....
ХII Всероссийские педагогические Занковские чтения «Теория и практика развивающего обучения»
laquo;Использование видеотехнологий для формирования коммуникативных ууд на уроках английского языка»...
Продуктивность использования образовательных технологий.18 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, проектное обучение, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока: «Преодоление полосы препятствий, включающих в себя освоенные двигательные действия»....
XIII Всероссийские педагогические Занковские чтения «Теория и практика развивающего обучения»
laquo;Цифровые комиксы как средство активного обучения учащихся»...
ХIII Всероссийские педагогические Занковские чтения «Теория и практика развивающего обучения в условиях реализации ФГОС»
«Цифровые комиксы как средство активного обучения учащихся»...