Дидактическая игра
статья на тему

Кожеурова Юлия Викторовна

Теоретические сведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ldidakticheskaya_igra.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра.

  Роль интересов  в процессах деятельности исключительно велика.  Что такое интерес? «Интерес – мотив, способствующий ориентировке в какой –либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.» ( Введение в психологию, под редакцией профессора Петровского А.В., издательский центр «Академия», Москва, 1996г.) Интерес обнаруживается в положительном эмоциональном фоне, который приобретает процесс познания.  К.Д. Ушинский  в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм «приневоливания»  не достигает нужного результата. Одним из средств повышения живого интереса  к  учебной деятельности  является игра.

     В развитии ребёнка  игра имеет очень  важное  значение. Это  совокупность способов взаимодействия  маленького  человека с миром,  это  познание  и открытие  мира,  нахождение в нём  своего места.  Исследователь игры Д.Б. Эльконин называет игру «арифметикой социальных отношений»  и  трактует её как « одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребёнком  мира взрослых». (  Психология  игры.   Д.Б. Эльконин,   Москва, издательство «Педагогика», 2000 г.)   В  активной  игровой форме ребёнок глубже познаёт  явления жизни, общественные отношения, трудовые процессы.  В игре развиваются наблюдательность и память, внимание  и  мышление, творческое воображение и воля.

      Существует много различных классификаций игр. Исследователь игры С.А. Шмаков предлагает взять за основу классификации виды человеческой деятельности, которые игры отражают. Таким образом,  он рассматривает  следующие виды игр :

  1. Физические и психологические игры.
  2. Интеллектуально-творческие игры.
  3. Социальные игры.
  4. Комплексные игры.

Все мы знаем, что в школе присутствует особый вид игры – дидактическая игра.  Дидактические игры  входят в группу интеллектуально-творческих.

      Одним из первых  выделил игру как педагогическое  явление немецкий педагог  и теоретик дошкольного воспитания  Ф. Фребель ( 1782 – 1852 ).  Он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребёнка.  В системе Фребеля  дидактической игре отводилось центральное место.  После Фребеля разработка системы дидактических материалов  проводилась Монтессори. Она строила занятия детей с дидактическими материалами на принципе активности. В России дидактическое значение игры доказывал ещё Ушинский.  Об этом писал в своих работах и известный реформатор школы педагог В.А. Сухомлинский: « Ребёнок  по своей природе – пытливый  исследователь,  открыватель мира.  Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога  к сердцу ребёнка…»

      Передача детям  «сухих знаний» малоэффективна, одним из средств повышения живого интереса  к предмету является игра.  Игра обычно интересна и увлекательна, таким образом, в деятельности отсутствует принуждение. Так при помощи игры происходит  перенос  интереса  в  сферу познания.  А от интереса  к  учебному  материалу  школьник постепенно поднимается до интереса  к  интеллектуальному   усилию.

       В дидактической игре учебные задачи выступают перед ребёнком не прямо, а  «маскируются». Играя, он и не думает учиться.  Оперировать вложенными в игру знаниями  школьник учится непреднамеренно, непроизвольно.  В этой непреднамеренности и кроется глубокий смысл дидактической игры. Лучшие дидактические игры составлены по принципу «самообучения», они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями.

       Нельзя принебрегать элементом удовольствия от выполняемой игровой деятельности. Благоприятная  эмоциональная  атмосфера на уроке  очень важна. В такой атмосфере процесс обучения  становится  более лёгким,  а у учащихся преобладает бодрое рабочее настроение. Всё это облегчает преодоление трудностей  в усвоении учебного материала. В этом ещё одна ценность игры.

      Очень часто ослабляет познавательную активность учащихся фактор перегрузки : эмоциональной и физической. Одним из методов, снимающих утомление, является дидактическая игра в силу своей занимательности и способности переключать внимание детей. Переключение внимания способствует нейтрализации перегрузки, возникающей в учебном процессе.

      Важна социализирующая функция игры, т.е. воспитание через коллектив.  Игры часто проводятся в парах или группах.  Играя, дети учатся воспроизводить  жизненно – важные действия,  примеривают на себя разные роли, усваивают и запоминают правила социального поведения.

      Важно и то, что в игре присутствует исследовательский компонент. Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять,  исследовать скрытые причины явлений. Это то, что и составляет явление познавательной активности.

Безусловно, в процессе обучения  дидактическая игра – вторичный этап, но она играет важную роль в процессе обучения. Ценность дидактической игры  учитель  определяет не потому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в решении той или иной учебной задачи применительно к каждому ученику. Перед учителем стоит конкретная задача : научиться педагогически управлять дидактической игрой, учитывать эффективность игры в процессе педагогической деятельности, в формировании познавательной активности и мотивации в  обучении.

     

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы.  Поэтому наиболее подходи...

Дидактическая игра-конкурс по математике "Своя игра" для 10-го класса

Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного...

Дидактическая игра "Своя игра" История России конец XVI-XVIII век

Возрастная группа: 7 класс.Цели и задачи игры:- Систематизация  и закрепление знаний, полученных на уроках истории; развитие познавательной активности учащихся;- воспитание культуры общения...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...