Методические семинары
статья на тему

Химия: от теории к практике

методика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Меняется мир непрерывно, неспешно.

Меняется всё - от концепций до слов.

И тот лишь сумеет остаться успешным,

Кто сам вместе с миром меняться готов.

                                           Пётр Калита.

         Я считаю, что эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Я считаю, что только успешный учитель может воспитать успешного ученика. А воспитание успешной личности – наша профессиональная задача.

         Проблемное обучение - один из путей развития интеллектуальных способностей. Главное в этой методики - исследование, поиск, решение проблемы.

        Что такое интеллект - это прежде всего ум, разум, мыслительная способность человека. Эти качества дала нам природа, и наша задача (учителя, школы) их развить.

        Что такое проблема - это вопрос, требующий исследования.

        Отсюда вывод: чем больше будем исследовать, решать проблемы, тем    больше будет развиваться интеллект.

Особенности методики:

       Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

       Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.

      Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.

      Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

      Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это "вопросное состояние", поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком, трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.

      Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

      ФГОС: Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты.

Проблема: Отсутствие умений у детей: самостоятельно находить пути решения проблемы, анализировать ход решения задач.

Результат: Научить учиться. (2 слайд)

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы учитесь.

     Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать  полученный результат – научить учиться. (3 слайд)

         Проблемное обучение имеет длительную историю своего развития. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Так, постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в пифагорийской школе. (4-5 слайды)

         В новой истории стремление к активному обучению восходит к философским взглядам Ф. Бэкона. Эмпиризм критически относится к истинам, имеющим «словесное» происхождение, он требует истины путем изучения действительности.

        В дальнейшем идею активного обучения развивали такие педагоги и философы, как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

        Во второй половине XIX века с критикой схоластических методов обучения выступал английский педагог Армстронг. Опытным путем он ввел в преподавание химии эвристический метод, развивающий мыслительные способности учащихся. Суть его состояла в том, что ученик становился в положение исследователя, когда вместо изложения учителем фактов и выводов науки ученик сам добывал и делал нужные выводы. Задачу эвристического метода Армстронг видел не в передаче школьникам готовых выводов науки, а в том, чтобы научить учащихся методу познания, развивающему их мыслительные способности.

       Первостепенное значение среди методов и приемов обучения занимают эвристическая беседа, проблемное изложение, дедуктивный подход. На широком использовании этих методов и строится современная теория проблемного обучения, разработанная  М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе.

       М.И.Махмутов считает, что проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных, включая и творческие способности в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций

(6 слайд)

     Следует отметить, что большинство авторов противопоставляют проблемное обучение объяснительно - иллюстративному, что можно представить в виде схемы:

Объяснительно-иллюстративное обучение

Проблемное обучение

Определение   темы   и   основных вопросов изложения.

Сообщение      знаний      учителем объяснительно-иллюстративным методом.   Учащиеся   воспринимают объяснение,   участвуют   в   анализе фактов, следят за мыслью учителя.

Воспроизведение        изложенного, тренировочные упражнения.

Рецептивное усвоение знаний.

Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи

Активный мыслительно-познавательный поиск учащегося под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам

Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.

Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие

Типы и виды уроков по Махмудову (7 слайд)

      Проблемная ситуация может быть создана при организации практической деятельности учащихся, формулировании гипотезы, в исследовательских заданиях и т.д. (8 слайд)

Различается четыре основных типа проблемных ситуаций:

  1. ситуация нехватки знаний (учащиеся не могут решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний)
  2.  ситуация новых условий (необходимые знания у детей имеются, однако им предстоит придумать, как применить имеющиеся знания и умения в новых условиях);
  3. ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, ученику надо выбрать из нескольких известных ему способов решения самый рациональный);
  4. ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат.

Приемы создания проблемных ситуаций:

Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории, чьи-то точки зрения.

Прием 2. Состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новом материале.

Прием 3. Выполняется в два шага.

Шаг 1. Учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку».

 Шаг 2. Сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляется научный факт. (Слайд 9)

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),

- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени (10-11 слайд)

     Создание учебной проблемной ситуации – это форма предъявления ученику учебной задачи. Вся учебная деятельность может заключаться в планомерном и последовательном выстраивании учителем проблемных ситуаций и их разрешении учениками посредством учебных действий. В методике обучения химии способы создания проблемной ситуации сформулированы следующим образом:

1.        Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации. Они побуждают к поиску новых знаний. Например, учитель демонстрирует аллотропные видоизменения элементов и требует объяснить, почему они возможны. (Слайд 12)

2.        Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения. Например, учитель задаёт вопрос: может ли при пропускании оксида углерода(IV) известковую воду получиться прозрачный раствор? Учащиеся на основании предшествующего опыта отвечают отрицательно, а учитель показывает опыт с образованием гидрокарбоната кальция. (Слайд 13)

3.        Объяснение фактов на основании известной теории. Например, почему при электролизе раствора сульфата натрия на катоде выделяется водород, а на аноде кислород? Учащиеся должны ответить на вопрос, пользуясь справочными таблицами: рядом напряжений металлов, рядом анионов, расположенных в порядке убывания способности к окислению, и сведениями об окислительно-восстановительной сущности электролиза. (Слайд 14)

4.        С помощью неизвестной теории строится гипотеза и затем проверяется практикой. Например, будет ли уксусная кислота как органическая кислота проявлять общие свойства кислот? Учащиеся высказывают предположения, учитель ставит эксперимент, а затем даётся теоретическое объяснение. (Слайд 15)

5.        Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дана конечная цель. Например, учитель предлагает экспериментальную задачу: даны три пробирки с веществами. Определить эти вещества наиболее коротким путём, с наименьшим числом проб. (Слайд 16)

6.        Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока. Нужно дать учащимся возможность подумать дома, использовать дополнительную литературу. (Слайд 17)

7.        Принцип историзма также создаёт условия для проблемного обучения. Например, поиск путей систематизации химических элементов, приведший, в конечном счёте, Д.И.Менделеева к открытию периодического закона. Многочисленные проблемы, связанные с объяснением взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ на основе электронного строения, также являются отражением вопросов, возникших в истории развития органической химии. Не обязательно, чтобы на уроке использовались все этапы проблемного обучения. (Слайд 18)

Результативность (Слайд 19)

Этапы урока с использованием технологии проблемного обучения

Мотивация. Создание проблемной ситуации.
2. Выдвижение гипотез и их запись на доске.
3. Исследование (теоретическое, практическое).
4. Обмен информацией (при работе в группах). Представление работы.
5. Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез).
6. Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.

Использованная литература:

http://festival.1september.ru/articles/583913/ 

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,154145/Itemid,118/

http://www.myshared.ru/slide/969878/

https://sites.google.com/site/fgosipedagogiceskietehnologii/tehnologia-problemnogo-dialoga

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/08/03/ispolzovanie-tekhnologii-problemnogo-obucheniya-na-urokakh

http://ppt4web.ru/pedagogika/problemnoe-obuchenie-m-i-makhmutova.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/07/29/tekhnologiya-problemnogo-obucheniya-elmelnikova-tv

0de-2930-8caa-4f9cd346e7cd/?fullView=1&from=528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41&interface=themcol&rubric_id[]=23891


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...