«Совершенствование педагогических условий для развития творческих и предпринимательских инициатив школьников»
методическая разработка на тему

Растёгина Наталья Валерьевна

Методическая разработка. В работе представлен опыт по организации на базе школы Центра творческого развития школьников: структура, положение, основные направления деятельности.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_tehn_tsentr.docx56.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Совершенствование педагогических условий для развития творческих  

и предпринимательских инициатив школьников» 

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                 2-6

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ЦЕНТРА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ                    6-7

Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ТВОРЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ                                                                      8-9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                            10-11

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                            12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Модернизация  российской и московской системы образования предъявляет определенные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса. Концепция современного образования предполагает, что школа, являясь важнейшим функциональным элементом государства, отражает состояние и тенденции развития общества и определяет его будущее. Соответственно, изменения в обществе требуют от образования способности к быстрой адаптации в новых социальных, экономических и культурных условиях. В условиях глобализации, информатизации и стремительного развития технологического прогресса изменения общественного запроса, в том числе и на обучение, меняются очень быстро. Конкурентоспособность выпускника образовательного учреждения на рынке труда определяется уже не только уровнем знаний, но, в основном, способностью быстро обучаться, адаптироваться, самому прогнозировать свои будущие потребности в приобретении новых знаний и навыков. В соответствии с приоритетными направлениями инновационных процессов системы образования и государственной молодежной политики в ГБОУ СОШ № 929 создан Центр творческого развития школьников (далее Центр) (приложение 1).

        Целесообразность. Создание Центра обусловлено современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны с учетом национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и модернизации системы общего образования.

          Цель: создать единую систему формирования учебных компетенций в личностном развитии обучающихся.

         Задачи:

  • формирование интереса и создание устойчивой мотивации к учебной деятельности;
  • создание учебных ресурсов и организации на их основе информационно-образовательной сферы;
  • приобретение опыта проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
  • эффективная организация самоконтроля и самоактуализации по усвоению современных знаний и отношений в достижении результатов обучающихся;
  • развитие творческой индивидуальности обучающихся;
  • обогащение знаний о предметном мире, технологиях, экономических и правовых аспектах изобретательской и предпринимательской деятельности.

         Реализация деятельности Центра является частью единой системы формирования учебных компетенций обучающихся, развития творческих способностей, обучения предпринимательской деятельности и выбора профессиональной траектории. Деятельность Центра направлена на профориентационно значимую интеграцию ресурсов основного и дополнительного образования обучающихся всех возрастных категорий.  Предлагаемая модель Центра творческого развития школьников может быть использована в образовательных учреждениях: средних общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, учреждениях профессионального образования.

Новизна. Компетентностный  подход в образовании – это система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развития универсальных способностей обучающихся. Объективные потребности инновационного развития ГБОУ СОШ № 929 требуют от системы образования умения откликаться на динамично развивающийся социальный заказ со стороны общества. Главное условие развития личности - включение обучающихся в активную познавательную деятельность, выражающуюся в потребности, определяющей уровень социальной активности, который необходим для открытия человеком новых знаний. Для решения этой задачи необходимо преодолеть инерцию взгляда на ученика как на объект профессиональной деятельности учителя. Ученик должен стать полноправным субъектом совместной деятельности системы «ученик – учитель – родитель». Данные приоритеты Центра  предусматривают структурирование образовательного учреждения и выстраивают образовательную парадигму на основе индивидуально-личностного подхода к каждому обучающемуся.

Технологичность. Адаптированная модель Центра позволяет обеспечить реализацию приоритетных направлений образовательной среды (психолого-педагогическая, информационная, организационно-методическая, диагностическая и профконсультационная деятельность), предусматривает повышение готовности обучающихся образовательного учреждения к адаптации в социально-жизненных условиях  (с учетом профилизации и сетевой организации) и получения запланированных результатов. Предлагаемая модель Центра может быть использована в образовательных учреждениях: средних общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, учреждениях профессионального образования.

      Наличие внешней экспертизы. ГБОУ СОШ № 929 сотрудничает и взаимодействует с инфраструктурами округа и города: образовательными учреждениями общего и профессионального образования, с методическими работниками ГБОУ Методическим центром и ГБОУ Центром профориентации Северного окружного управления Департамента образования города Москвы, отзывы на деятельность по развитию надпредметного направления образования в области организации и стимулирования технического творчества учащихся в ГБОУ СОШ № 929 от зав.аналитическим отделом ДНТТМ г.Москвы, зам. Директора Экологического центра ОВОП г.Москвы, член-корр. МОАЭП, от зав.кафедрой МГУП.  

    Отличие модели Центра от существующего практического опыта учебных центров. Опыт существующих учебных центров по проблеме развития технического творчества и предпринимательства школьников представлен в разных регионах нашей страны: в МОУ СОШ поселка Золотаревка Приволжского федерального округа работает учебный кооператив «Чародейка»; на базе Тарасовской средней школы Ростовской области работает ученический кооператив «Юность»; кооперативы в Пензенской области: «Мастер» – средней школы № 1 р. П. Лунино, «Буревестник» – Иванырсинской средней школы, «Эдельвейс» – Старостепановской, «Спектр» – Большевьясской; кооператив МОУ «Арылахская средняя общеобразовательная школа» (республика Саха (Якутия). Основным направлением деятельности перечисленных кооперативов является разработка продукции (изделий) для продажи и в обучении предусматривается развитие технологических знаний, умения и навыков. Представленная модель Центра творческого развития школьников направлена на формирование учебных компетенций обучающихся, развития   творческих способностей, навыкам изобретательства, обучения предпринимательской деятельности и выбора профессиональной траектории.

         Приоритеты деятельности Центра. Деятельность Центра предусматривает

  • формирование творческой личности обучающихся, развитие самостоятельности мышления и поисково-исследовательской деятельности, побуждение к самообразованию и определению профессиональной деятельности, чтобы обеспечить социальную адаптацию в конкурентоспособности  с учетом профессий на рынке труда в условиях современных рыночных отношений;
  • создание школьного кооператива с целью обеспечения занятости подростков 14-16 лет на основе запроса инфраструктур и родителей по разработке технического (технологического) оборудования и инструментов для применения в социально-жизненных условиях.

 

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

           Центр творческого развития школьников организован на базе ГБОУ СОШ № 929 в 2010 году. В течение 2010-2012 учебных годов данная модель Центра адаптирована и апробируется по настоящее время.

           Предлагаемая модель Центра творческого развития школьников выстраивают образовательную парадигму на основе индивидуально-личностного подхода к каждому обучающемуся:

  • созданы условия для развития творческого потенциала обучающихся: наличие кадрового ресурса и материально-технического обеспечения (оборудование, лаборатория, мастерские, информационно-коммуникационные средства обучения);
  • организованы и действуют подразделения Центра:

- ГУРУ (голова умна – руки умелые) обеспечивает реализацию обучения и активного участия в мероприятиях обучающихся начальных классов через дополнительное образования;

 - ЦИРК (Центр изобретательства, рационализаторства и   конструирования) обеспечивает реализацию активного участия в мероприятиях обучающихся основной и старшей школы (5-11 классы) через дополнительное образования;

 - ЦТТиП (Центр технического творчества и предпринимательства) обеспечивает реализацию обучения и участия в мероприятиях обучающихся основной и старшей школы  (7-11 классы);

 - «Проектно-исследовательская деятельность» обеспечивает реализацию приобретения опыта обучающимися по учебным предметам и осуществления поэтапного самоконтроля в процессе учебной и внеучебной деятельности;

 - «Предпрофильное и профильное обучение» обеспечивает реализацию профориентационной деятельности обучающихся 7-11 классов с учетом непрерывности образовательного процесса и выбора профессиональной траектории;

 - «Информационно-ресурсный центр» обеспечивает создание печатной продукции (сборник «Вестник»:  освещение деятельности Центра, учебной и внеучебной деятельности обучающихся, учебно-методической деятельности педагогических работников, взаимострудничество с социальными партнерами)   и работу технологического оборудования ИКТ-оборудования,  эффективное использование ИКТ-технологий, администрирование локальной сети, разработку веб-сайта, функционирование инженерных систем, хозяйственной части. Диаграмма «Качественное сравнение участия обучающихся в проектно-исследовательской  и предпринимательской деятельности»(приложение)

Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

               Созданы условия для интеллектуального потенциала реализации индивидуальных возможностей и способностей обучающихся в проектно-исследовательской и предпринимательской деятельности:

- разработан и получен патент на полезную модель: датчик-индикатор для контроля качества и состояния диэлектрических покрытий на производящей поверхности;

- разработан и получено решение о выдаче патента на полезную модель: почвенный влагомер;

- разработаны и подготовлены документы на получение патента на полезные модели: аварийное ограждение из ПЭТ-бутылок, устройство «Умягчитель воды»;

- создание и разработка учебно-наглядных пособий для использования в учебно-исследовательской деятельности обучающихся: индикатор космических частиц, индикатор токсичности водных растворов, датчик кислотности почвы, модель капельного полива для дачных и приусадебных участков;  

  • созданы условия для реализации и применения интеллектуальных продуктов Центра: школьные и районные выставки-ярмарки, получены коммерческие предложения от НТЦ «АРГУМЕНТ» и ЗАО «Автоальянс+»;
  • созданы условия для развития творческой направленности обучающихся и представления полученного опыта в различных конкурсах и мероприятиях проектно-исследовательской деятельности (приложение 2, таблица 1):

- окружной конкурс проектных и исследовательских работ «От замысла к изобретению» (первое место),

- окружной конкурс «Лучший культурологический проект «История развития науки и техники» (призер),

- городская научно-практическая конференция «Исследуем и проектируем» (второе место),

- Московская открытая научно-практическая конференция учащихся «Эксперимент в космосе»,

- окружной этап Московского фестиваля научно-технического творчества молодежи (победители),

- обучающиеся 9 класса с разработанным проектом по проблеме  «Контроль влажности почвы» приглашены в январе 2013 г. на Эйлеровские чтения в Швейцарию.  

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексашина И. Ю. Образ современного учителя. Актуальные ракурсы современного образования и профессиональное развитие педагога // Современная российская школа: тенденции, опыт, проекты / Под научн. ред. С. В. Тарасова. СПб.: Изд-во Ленинградского областного инст. развития образования, 2004. С. 203-209.

2. Абдуллаев А.Б. «Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования» - Махачкала, Образование 2003 – 270 с.

3. Альтшуллер Г.С. «Творчество как точная наука» - М.: Сов. радио, 1979 – 183 с.

4. Молянко В.А. «Техническое творчество и трудовое воспитание» - М.: Знание, 1988 – 256 с.

5. www.kudr-phil.narod.ru

6. www.nauka-shop.com

7. www.bibliotekar.ru

8. Komarov B. A. Teoriya i praktika soglasovannogo obucheniya: Monografiya. SPb.: Isd-vo Biblioteki Academii nauk, 2006. 296 с.

9.Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnoe-vzaimodeystvie-v-ramkah-sovremennogo-fizicheskogo-obrazovaniya#ixzz2BGVaxvj9

10.Алексеев С.В. Формирование экологической культуры как механизм социализации подрастающего поколения. В сб. Формирование экологической культуры и развитие молодёжного движения / Под ред. В.М. Захарова. – М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры России, 2008

11.Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы. М.: Просвещение, 1983.— 176 с.

12.Техническое моделирование и конструирование / Под. ред. В. Колотилова. -М.: Просвещение, 1983. - 255 с.

13.Беляков Н. и др. Кружок "Умелые руки" в школе. Пособие для руководителей кружков. -М,: Просвещение, 1957 - 264 с.

14. Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития в средней школе: теория и практика. – М.: Спутник +, 2009. – 205 с. (12,8/12,8 п.л.).

15.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р

16.Крылова О.Н. К вопросу о методологическом подходе исследования взаимосвязи традиций и инноваций содержания общего образования // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова: серия гуманитарных наук. - 2006. - Т.12. - № 3 - С.4-8. (0,6 п.л.)

17.Крылова О.Н. Модуль методической поддержки в системе электронных образовательных ресурсов как инновационный элемент современного содержания образования // Научный журнал «Вестник Российского университета дружбы народов»: «Информатизация образования». - 2009.- № 2, - С. 15-23. (0,5 п.л.)

18. Авраменко А.А. Инновационная составляющая образования в интересах устойчивого развития в вузах России // XVI Международная конференция “Экологическое образование в интересах устойчивого развития” (Россия, Москва, 25–26 июня 2010): тезисы докладов и презентаций XVI Международной конференции “Экологическое образование в интересах устойчивого развития”. – Санкт-Петербург, 2010. – 374 с.

ПОЛОЖЕНИЕ

ЦЕНТРА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ГБОУ СОШ № 929

  1. Общие положения

Центр творческого развития школьников (далее – Центр) организуется как структурное подразделение государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 929 Северного административного округа города Москвы в соответствии с требованиями: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.; Городской целевой программы развития образования «Столичное образование» на 2010-2016 гг. Деятельность Центра регулируется настоящим Положением, нормативными правовыми актами по общему среднему образованию, профессиональной ориентации, социальному партнёрству образовательных учреждений.

  1. Под Центром понимается целевая концентрация и технологическая организация используемых в образовательном учреждении средств развития творческого потенциала и психолого-педагогической поддержки обучающихся. Центр координирует работу педагогических работников по учебной и внеучебной деятельности. Целостный подход деятельности Центра обеспечивается реализацией всех компонентов творческого развития обучающихся: оказание психолого-педагогической поддержки педагогам, обучающимся и родителям в развитии индивидуальной траектории личности; организации проектно-исследовательской деятельности,  информационная поддержка, организация приобретения старшеклассниками профориентационно значимого опыта.
  2. Психолого-педагогическая,    информационная, организационно-методическая и профконсультационная деятельность Центра предусматривает повышение готовности обучающихся 5-9 классов образовательного учреждения к продолжению образования в старшей школе (с учетом профилизации и сетевой организации). Деятельность Центра направлена на профориентационно значимую интеграцию ресурсов основного и дополнительного образования обучающихся всех возрастных категорий.
  3. Центр создает условия для деятельности педагогических работников  образовательного учреждения по совершенствованию имеющихся, разработке и апробации новых педагогических технологий поддержки учебной компетенции обучающихся, составлению индивидуального портфолио.
  4. Использование в Центре электронных и дистанционных  инструментов поддержки мотивации и системо-деятельностной активности обучающихся и педагогических работников является важнейшим условием обеспечения партнёрских отношений Центра с внешними участниками (инфраструктурами).

1.5. В структуре Центра шесть подразделений, которые возглавляются руководителем Центра  – ГУРУ (голова умна – руки умелые), ЦИПК (Центр изобретения и рационализации), ЦТТиП (Центр технического творчества и предпринимательства), проектно-исследовательская деятельность, профильное обучение, информационно-ресурсный центр.

  1. Цель и задачи Центра
  1. Основная цель: создать единую систему формирования учебных компетенций в личностном развитии обучающихся.
  2. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
  • формирование интереса и создание устойчивой мотивации к учебной деятельности;
  • создание учебных ресурсов и организации на их основе информационно-образовательной сферы;
  • приобретение опыта проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
  • эффективная организация самоконтроля и самоактуализации по усвоению современных знаний и отношений в достижении результатов обучающихся;
  • развитие творческой индивидуальности обучающихся;
  • обогащение знаний о предметном мире, технологиях, экономических и правовых аспектах изобретательской и предприниматедьской деятельности.
  1.  Основные направления работы Центра
  1. Информационно-справочная, просветительская работа:
  • размещение актуальной информации Центра, выставка новинок учебной и методической литературы (стенды с бумажными носителями, электронные информационные настенные панели и стационарные терминалы),  
  • использование тематических материалов и специализированных средств массовой информации;
  • обеспечение доступа к справочной литературе и электронным информационным источникам;
  • проведение лекций по проблемам гуманитарного,  естественнонаучного и художественно-эстетического циклов  сотрудниками Центра и приглашенными специалистами;
  • информирование о тематических выставках и других мероприятиях в округе и городе.
  1. Диагностико-консультационная работа по проблемам готовности обучающихся в участии проводимых мероприятий в школе, округе, городе.
  2. Применение средств морально-эмоциональной поддержки обучающихся в выборе активного участия (тренинги,  профориентационно значимые элементы школьных конкурсов и праздников).
  3. Использование потенциала предпрофильной подготовки и профильного обучения  (элективные и профильные курсы, использование инструментов накопительной оценки и самопрезентации – «портфолио»).
  4. Создание условий для компьютерно-опосредованной значимой коммуникации обучающихся и педагогических работников.
  1. Информационное и организационное обеспечение Центра:
  • информация о деятельности Центра и предоставляемых им услугах размещается на информационном стенде и на сайте образовательного учреждения;
  • информация о возможности участия в олимпиадах, конкурсах, общественных акциях, молодежных грантах размещается и своевременно обновляется на сайте образовательного учреждения.

5.Учебно-методическое  обеспечение Центра:

  • диагностический материал для изучения интересов, склонностей, способностей, образовательных запросов школьников, их психофизиологических качеств, готовности к участию школьных, окружных и городских мероприятиях;
  • банк данных программ ориентационных элективных курсов;
  • специализированная психолого-педагогическая литература, методические рекомендации и пособия для педагогов и родителей; учебные, методические, диагностические, информационные и наглядные учебные пособия
  • материалы, отражающие позитивный опыт работы педагогических работников по поддержке мотивированных обучающихся;
  • картотека имеющейся в кабинете литературы, методических рекомендаций и пособий, дидактических материалов.

6. Организация работы Центра

6.1. Руководство Центром, являющимся структурным подразделением ГБОУ СОШ № 929, возлагается приказом директора школы на руководителя структурного подразделения учреждения. Руководитель Центра (1 человек) строит работу в соответствии с функциональными обязанностями и планом работы, согласованным с директором школы.

6.2. Организационная структура Центра включает 6 подразделений, работу которых обеспечивают в соответствии со штатным расписанием школы:

1. Подразделение ГУРУ (голова умна – руки умелые) обеспечивает реализацию активного участия в мероприятиях обучающихся начальных классов.

2. Подразделение ЦИРК (Центр изобретения и рационализации) обеспечивает реализацию активного участия в мероприятиях обучающихся основной и старшей школы (5-11 классы).

3. Подразделение ЦТТиП (Центр технического творчества и предпринимательства) обеспечивает реализацию участия в мероприятиях обучающихся основной и старшей школы  (5-11 классы).

4. Подразделение «Проектно-исследовательская деятельность» обеспечивает реализацию приобретения опыта обучающимися по учебным предметам и осуществления поэтапного самоконтроля в процессе учебной и внеучебной деятельности (учителя-предметники).

5.  Подразделение «Предпрофильное и профильное обучение» обеспечивает реализацию профориентационной деятельности обучающихся 8-11 классов с учетом непрерывности образовательного процесса и выбора профессиональной траектории.

6. Подразделение «Информационно-ресурсный центр» обеспечивает работу технологического оборудования ИКТ-оборудования,  эффективное использование ИКТ-технологий, администрирование локальной сети, разработку веб-сайта, функционирование инженерных систем, хозяйственной части.

  1. Ответственность Центра

7.1.Управление Центром и контроль над его деятельностью осуществляется директором образовательного учреждения.

7.2.Центр несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за соблюдение договорных обязательств, обеспечивает сохранность, эффективность и целевое использование закрепленного имущества.


Проектно-исследовательская деятельность

1-11 классы

Центр технического творчества и предпринимательства

5-11 классы

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ

УЧЕБНАЯ И ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ГБОУ СОШ № 929


                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития творческих способностех учащихся на уроках изобразительного искусства

В данной статье рассматривается вопрос о развитии творческих способностей учащихся на уроках изо, через различные методы, приёмы, задания....

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Условия для развития творческих способностей детей на занятиях ИЗО

Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. В природных материалах мы видим красоту и согласованность форм, гормонию....

Обеспечение условий для саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных запросов, развитие творческих способностей у младших школьников в коррекционном классе. Масляева Е.В.

Помогут учителю оздать условия для  саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных запросов, развитие творческих способностей у младших школьников в коррекционном классе...

Исследовательская работа на тему: «Организационно-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у школьников младшего возраста»

Здоровый образ жизни - объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельно...