Внеучебная деятельность
рабочая программа на тему

Челнокова Людмила Сергеевна

ПРОГРАММА "УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti.docx80.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область.

Ханты-Мансийский автономный округ

Нижневартовский район.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ                                                                        Согласовано

Директор школы:                                                                      Зам. директора по учебной работе:

_______________Т.В.Павловская                                                   _______________И.Д.Мотузко

Приказ № 11     о/д                                                                         «28 » августа   2014  г.

от 28.08.2014  г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности для 3 класса

«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»

Золотое правило нравственности - Картинка 1084/21

Направление: общекультурное

Количество часов по учебному плану –34

Срок реализации программы 1 год

Видео - Елабуга. Информационно-новостной портал города

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании предметного методического объединения   протокол № 1   от «27» августа 2014  г.

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

ФГОС второго поколения формулируют основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Все пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе - социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребенка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребенка к собственному  «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения».

Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребенка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Задачи курса:

  • сформировать систему нравственных ценностей;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
  • формировать экологически воспитанную личность;
  • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
  • формировать интерес к чтению художественной литературы;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать творческие способности.

Курс «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящих учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Содержание курса включает в себя следующие циклы:

  •  «Я и школа»;
  • «Я и окружающие»;
  • «Я и семья»;
  • «Я и природа»;
  • «Я и книги»;
  • «Я и животные»;
  • «Я и здоровье».

Каждое занятие проводиться в форме творческой мастерской, что создает условия для формирования познавательной и творческой активности детей.

Курс «Уроки нравственности ориентирован на детей 7-8 лет, рассчитан на 66 занятий.

Проведение занятий подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы.

В процессе освоения программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде,

учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,

знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый по-

ступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной

жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,

синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в программе содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных

действий (ведение диалога, признание возможности существования раз-личных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке

помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска

информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
  • оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
  • использовать в речи слова вежливости;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
  • высказывать предположение о последствиях недобрых поступков

         (в реальной жизни, героев произведений);

  • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
  • описывать сюжетную картинку (серию);
  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
  • оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
  • оценивать внешний вид человека.
  • использовать доброжелательный тон в общении;
  • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

К концу обучения учащиеся должны иметь:

  • систему нравственных качеств и этическое сознание;
  • потребность в самовоспитании и саморазвитии;
  • чувство уважения к правам и обязанностям человека;
  • чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
  • ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
  • ценностное отношение к природе, окружающей среде;
  • потребность в чтении художественной литературы.

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий:

  • беседа;
  • сюжетно-ролевая игра;

игра-спортивная;

  • подвижная игра;
  • учебная игра;
  • конкурс;
  • праздник;
  • экскурсии.

Техническое оснащение и наглядные пособия:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • дидактические материалы на различных носителях (памятки, опорные карты, художественные рисунки, иллюстрации и др.)
  • настольные игры;
  • книги.

Формы подведения итогов:

  • конкурс;
  • КВН;
  • Игры.

Список используемой литературы

        1.Мищенкова Л.В. Курс  «Воспитание нравственных качеств» уроки  нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»

  1. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости .-М.: «Педагогика», 1983.

3.Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.:, «Просвещение», 1982.

4.Волина В.В. Учимся играя. М.: «Просвещение», 1994.

5.Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». М.: «Школьная пресса», 2002.

6.Ладыженская Т.А.  Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. М.: «Просвещение», 2002.

7.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.: «Просвещение», 1986.

8.Горбунова Н.А. Классные часы.- Волгоград, «Учитель АСТ», 2004.

9.Корчинова О.В. Детский этикет.- Ростов на Дону «Феникс», 2002.

10.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: «Просвещение», 1993.

11.Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс. М.: «Вако», 2009.

12.Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: «Педагогика», 1990.

Тематическое планирование

(34 часа)

Дата

Тема

Цикл

Воспитание качеств

1

03.09

О культуре поведения в школе

Я и школа

Культуры общения

2

10.09

Под крышей дома моего

Я и семья

Любви к родственникам, чувства благодарности к старшим членам семьи

3

17.09

Времена года

Я и природа

Любви к природе, умения видеть её красоту

4

24.09

Отправляемся в путешествие

Я и природа

Бережного отношения к природе

5

01.10

Узнай меня!

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

6

08.10

Не надо больше ссориться…

Я и окружающие

Толерантности, доброжелательного отношения к окружающим.

7

15.10

Учимся дружить

Я и окружающие

Умения находить способы для примирения; толерантности, дружелюбия

8

22.10

Белый пес в сиреневый цветочек

Я и животные

Доброты, отзывчивости, любви к животным,

9

29.10

Учимся обсуждать проблему

Я и окружающие

Доброты, справедливости, желания приходить на помощь

10

12.11

Во саду ли, во городе

Я и природа

Бережного отношения к земле

11

19.11

Слушаем сказку

Я и окружающие

Стремления быть нужным, полезным окружающим

12

26.11

Поговорим о собаках

Я и животные

Доброжелательного отношения к животным

13

03.12

Тише, пожалуйста

Я и здоровье

Толерантности

14

10.12

Занимательный журнал «Имена»

Я и окружающие

Уважительного отношения к имени

15

17.12

Колечко красоты

Я и окружающие

Стремления к внутреннему самосовершенствованию

16

24.12

Девочка и разбойники

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы; искать выход из любой жизненной ситуации

17

14.01

Экскурсия в медицинский кабинет

Я и здоровье

Уважение к труду медицинского работника

18

21.01

Зима  в лесу

Я и природа

Умение замечать красоту природы

19

28.01

По страницам русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы; доброты, отзывчивости

20

04.02

Для чего нужны нам глазки

Я и здоровье

Стремление к соблюдению гигиены глаз

21

11.02

И снова сказка

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

22

18.02

Давайте, друзья, потолкуем о маме

Я и семья

Чувства любви и уважения к маме

23

25.02

Лепим снеговика

Я и природы

Наблюдательности, интереса к изучению природы

24

04.03

Цветик - семицветик

Я и окружающие

Доброты, отзывчивости

25

11.03

Волшебники и волшебные предметы

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

26

18.03

Животные с книжных страниц

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

27

01.04

Спешим на помощь к бабке Ёжке

Я и  окружающие

Отзывчивости и доброты

28

08.04

День космонавтики

Я и окружающие

Гордости за наших соотечественников – первых космонавтов

29

15.04

Тропинка

Я и природа

Бережного отношения к природе

30

22.04

Ох уж этот ветер!...

Я и окружающие

Отзывчивости, сочувствия

31

29.04

Сказочные фанты

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

32

06.05

И снова сказочные фанты

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

33

13.05

Школа насекомых

Я и природа

Чувства благодарности к полезным насекомым за их труд

34

20.05

Кем быть?

Я и окружающие

Уважение к труду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебной и внеучебной деятельности в образовательном учреждении

Статья адресована руководителям системы образования, педагогам и методистам, осуществляющим или планирующим инновационную деятельность в образовании. Данная статья была опубликована в книге "Пути реал...

Формирование культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности

В статье обобщен опыт педагога МБОУ СОШ №154 г.Екатеринбурга по формированию культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности....

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области ...

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.

Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – в...