Кейс – технологии как метод повышения образовательной компетентности учащихся.
методическая разработка по теме

Егорова Любовь Васильевна

Использование кейс-технологий на уроке истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Егорова Любовь Васильевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №3 г. Ядрина

http://nsportal.ru/lyubov-vasilevna-egorova

Всему, что необходимо знать, научить нельзя,

учитель может сделать только одно – указать дорогу.

                                                                                                                                  Р. Олдингтон

«Кейс – технологии как метод повышения образовательной компетентности учащихся»

        В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В образовательный процесс вводятся федеральные государственные стандарты основного общего образования. Существенные изменения должны произойти в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В этих условиях учителю  необходимо ориентироваться на  современные инновационные технологии, идеи. Я думаю, не надо   тратить время на открытие уже известного, а использовать российский и зарубежный педагогический опыт. Без этого успешным педагогом быть нельзя. Сегодня мы с вами познакомимся  с одной из современных эффективных образовательных технологий - кейс-технологии.  Имею собственный опыт использования названных технологий на уроках истории и обществознания,  посетила ряд открытых уроков учителей школ №36 и №14 г. Чебоксары, участвовала на республиканском семинаре  руководителей кадетских классов «Кейс – технологии как метод повышения образовательной компетентности кадет».

      Изначально кейс-технологии  разрабатывались в н. 20 века в школе бизнеса Гарвардского университета для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности. На сегодняшний день данные технологии широко используются в средних школах. Кейс-технологии  можно использовать на всех уроках, в частности на уроках  экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Они предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос.

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Методы кейс – технологии: 1. метод инцидентов – случилось непредвиденное, появилась проблема – исчез звук  в фильме, флешка не открылась, ребёнок ушёл из дома ….То есть можно использовать предметный  или внепредметный материал. Примером такого урока можно назвать изучение темы «Нашествие с Востока» по истории в 6 классе. При просмотре видеофильма о монголо-татарском нашествии исчез звук в нескольких местах.  Для решения проблемы  раздаю заранее подготовленные пакеты документов 3 группам учащихся (1 папка – кейс материалы о взятии Рязани, 2 группа – о взятии Козельска, 3 - взятии Киева). Группы восстанавливают текст, при этом оценивают друг-друга.

Кейс технологии  противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п.  Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.  Задача учителя, использующего данные технологии – сделать из ребёнка лицо, принимающее решение, умеющее выявлять и решать проблему, презентовать своё решение.

2. игровые технологии

3.  метод разбора деловой корреспонденции, анализа информации: Примером такого урока может служить изучение темы «Коллективизация в СССР». Данный кейс рассчитан на учащихся 9, 11 классов.

Кейс «Методы и результаты коллективизации в СССР»

Цели:

1. Выявление  учащимися  существования неоднозначных оценок событий, связанных с коллективизацией

2. Развитие учебно-интеллектуальных компетенций учащихся (бегло, сознательно, правильно читать тексты различных стилей при соответствии темпа чтения утвержденным нормам; распознавать противоречия в тексте; выделять проблему; анализировать разные точки зрения; выделять причинно-следственные связи при анализе с последующей подготовкой выводов; свободно интерпретировать материал).

3. Развитие учебно-коммуникативных компетенций (высказывать суждение в виде алгоритма мыслей; вести дискуссию, имея независимое суждение; осуществлять опровержение аргументов и тезисов; свободно вступать в полемику).

Потенциал кейса

При составлении заданий для этого урока можно использовать  несколько  уровней сложности

– Первая степень сложности: составление 3 группами учащихся социального  портрета бедняка, середняка, кулака,  используя учебник  и кейс-материалы.

– Вторая степень сложности: восстановить временную цепочку

Бедняки, середняки, кулаки (расслоение деревни) к 1929 г.  ----? – колхозники (однородный состав деревни). Методы осуществления коллективизации, отношение советской власти к разным категориям крестьян, отношение самих крестьян к коллективизации

Третья степень сложности:  добавить ещё одно задание :  коллективизация –триумф или трагедия! Для кого трагедия, для кого триумф? Победа государства над крестьянами? Триумф для самих крестьян?

Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного изучения темы, работы с дополнительной литературой. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство. 

Содержательная часть кейса

Ситуация:

Разнородный состав советской деревни за 8 лет (с 1929 по 1937 гг ) стал однородным. Выход на проблему. Что произошло в деревне? Какой процесс происходил в деревне?

Приложение 1

Схема составления социального портрета   середняка (бедняка, кулака)

I/    Общая характеристика

  1.       Процентный состав в общей структуре крестьянства.

   2.       Описание хозяйства

- доходность

- производительность

-ориентация на  рынок

- способ ведения хозяйства

         3.      Перспективные возможности

I/  «Отношение  середняка(бедняка, кулака)  к коллективизации»

  1. Общая тенденция.
  2. Варианты поведения.

III/ Политика советской власти по отношению к  середняку(бедняку, к кулаку)

Приложение №2.

Материал для составления социального портрета (изучив информацию, выберите материал для выполнения своего задания)

Лишённым собственности крестьянам оставалось два выхода: ехать в город на стройки или вступать в колхоз

1. Настоящий русский крестьянин,  материально независимый, трудолюбивый, хозяйственный,  настоящий хозяин на земле.

2. К коллективизации отнесся крайне отрицательно.  Как  можно согласиться  на уравнивание  трудовых усилий лодырей  и тружеников. Он – хозяйственный, трудолюбивый человек. Всё нажитое  тяжёлым  трудом: сельскохозяйственный инвентарь, скот – теперь колхозу отдавать? Это у него не вызывало никакого энтузиазма.

«Ничего не пожалею, последнюю корову отдам, лишь бы уничтожить эту проклятую власть и придушить всех стервецов-коммунистов»

Это чуждый элемент,  выступает против темпов или методов коллективизации, следовательно,  готов отдать СССР на растерзание внешним врагам, т.е. хочет погубить советскую власть.  Он  «контрреволюционер» и «враг народа», должен быть уничтожен.

Конкретные предложения по «его ликвидации»

1. Отмена действия закона об аренде и применении наёмного труда — тем самым у …. выбивалась экономическая основа их хозяйства. Они больше не могли пользоваться собственным земельным наделом («аренда») и нанимать односельчан для его обработки («наёмный труд»).

2. Насильственное изъятие собственности: орудий производства, скота, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельхозпродукции (мельниц и пр.), продовольственных, фуражных и семенных запасов.

3. Всё «кулацкое население» разбивалось на III категории:

отнесённые к I категории («контрреволюционный актив») — этапировались в концлагеря или подлежали расстрелу; отнесённые ко II категории — депортировались в отдалённые местности СССР; отнесённые к III категории — выселялись за пределы колхоза, проводившего раскулачивание.

30 января 1930 г. было принято секретное постановление Политбюро ЦК ВКП(б), явившееся одним из важнейших документальных оснований коллективизации. По I категории планировалось этапировать в концлагеря или расстрелять 60 тыс. человек, по II категории планировалось депортировать на север СССР, в Сибирь, на Урал, в Казахстан 245 тыс. человек. При депортации несчастным оставлялись лишь «самые необходимые предметы домашнего обихода, элементарные средства производства» (топор, лопата и т.п.), «минимум продовольствия». Деньги подлежали конфискации, на каждую семью разрешалось оставить не более 500 руб. (т.е. в среднем менее 100 руб. на человека, меньше месячной зарплаты). Отобранная у крестьян собственность поступала в фонды колхозов, часть конфискованного получало государство в качестве «возмещения долгов от кулачества». Дома «кулаков» превращались в избы-читальни, помещения сельсоветов, деревенские клубы, школы или общежития для колхозников. На колхозы возлагалась ответственность за засев «кулацкого» земельного надела и сдачу государству соответствующего количества сельхозпродукции. Грабежу подлежали и все вклады «кулаков» в сберкассах. Одновременно Политбюро приняло решения о запрете «кулакам» свободно переселяться из района проживания и распродавать своё имущество, о выделении спецэшелонов для этапирования спецпереселенцев к местам депортации и т.д. Вышеперечисленные мероприятия коснулись первоначально зерновых районов, а затем — территории всей страны.

Раскулачивание владельца фотомастерской Ю.Зайцева. Чувашия

Местный колхозный актив, члены ВКП(б) и комсомольцы вместе с представителями райисполкомов, райкомов партии проводили опись имущества, затем семья «кулака», насчитывавшая в среднем от 5—6 до 10—12 человек, выгонялась из дома на улицу с минимальными пожитками и в кратчайший срок отправлялась на ближайшую железнодорожную станцию в общей колонне таких же несчастных. Дорвавшийся до дармового, недоступного ранее добра, колхозный актив отбирал у раскулачиваемых валенки, полушубки, шапки, платки, шали, перины, подушки, посуду, детские игрушки и матрасики — всё, что ценилось, вплоть до женского нижнего белья.

На узловых станциях мужиков, детей, женщин, стариков и старух грузили, словно скот, в товарные теплушки и отправляли в Среднюю Азию, Казахстан, Коми, на Урал, в Сибирь. Везли неделями без хлеба, пищи и воды, по приезде поселяли в голую степь и предлагали устраиваться как угодно. Работы, медицинской помощи, жилья, продуктов — ничего не было, раскулаченные умирали сотнями, особенно маленькие дети и старики. Так осуществлялся форменный геноцид, жертвой которого становилась самая трудолюбивая и крепкая часть крестьянства. Только к лету 1930 г. было ограблено и разорено более 320 тыс. крестьянских хозяйств, присвоено имущества на сумму более 400 млн руб.

Были и такие. Не менее 100 тыс. хозяйств «самораскулачились» — крестьянские семьи успели распродать, порой за бесценок, нажитое имущество и бежать от арестов и депортации в города и на стройки.

В «кулаки», со всеми вытекающими последствиями, мог быть записан каждый крестьянин: кто хоть самый короткий срок использовал рабочую силу односельчан, не желал идти в колхоз, высказывал сомнения в его экономической эффективности, имел личные счёты с уполномоченными по хлебозаготовкам, односельчанами, представителями райисполкома или чем-то не угодил уполномоченному ОГПУ. Слово «кулак» превратилось в клеймо, означавшее одно: конфискацию имущества, разорение, полный слом прежнего быта, депортацию, бесконечные лишения и мытарства для детей и внуков, а может быть — концлагерь или расстрел. Расстрелы проводились по приговорам внесудебных органов — так называемых троек из представителей ОГПУ, партийных и советских органов. Трупы закапывали в балках, оврагах, заброшенных колодцах и шахтах, часто небрежно. Иногда могильники вскрывались по весне и обнаруживались местными жителями, ничего не знавшими о судьбе арестованных односельчан

 

 

Спецпереселенцев сводили в особые артели, жизнь в которых была едва ли легче, чем в лагере. Писатель В. Афонин рассказывал в 1987 г. в интервью «Литературной газете»: «В истории сибирских деревень есть поистине трагические страницы. Это возникшие неестественным, насильственным путем селения на самых отдаленных притоках Оби, куда поздней осенью 29-го – 30-го годов привозили в основном с Алтая раскулаченных. В поляну вбивали кол, говорили: “Здесь будете жить, ройте землянки.    В Северном крае к осени 1930 г. потребность в жилье для переселенцев была удовлетворена на 1%. Не лучше было положение на Урале. В Богословском лесничестве на 102 семьи переселенцев имелось 12 изб, в каждую из которых вселили по 8–9 семей.

Генеральный прокурор СССР Н.В. Крыленко признавал в 1931 г.: «Спецпереселенцы сплошь и рядом находятся в зимнее время в летних казармах и зданиях бывших церквей, банях, шалашах, землянках и палатках, абсолютно перегруженных».

Снабжались переселенцы ниже порога выживаемости. В Сибири суточная норма на одного человека составляла 200 г муки, 20 г крупы, 6 г сахара, 3 г чая, 75 г рыбы и 7 г соли]. На Урале нормы были еще ниже: 200 г муки, 195 г картофеля и 100 г капусты в сутки. За все это приходилось платить на 15% дороже, чем в кооперативной торговле. Но даже такие нормы обеспечивались лишь на 50–70% .В результате только за 19321935 гг. умерло более 300 тыс. спецпереселенцев, то есть каждый шестой. Смертность в 1932 г. превысила рождаемость в 5 раз, в 1933 г. — в 9 раз.

       

  В деревне стоит стон. Принуждаемые к коллективизации крестьяне режут скот и птицу и входят в колхоз, сравнявшись в нищете с бедняками, то есть применяли пассивные формы сопротивления.

         На Украине, Кавказе, и Средней Азии возникли крестьянские волнения, подавленные частью Красной Армии.

       

Были и такие: Для крестьян, сочувствовавших раскулаченным или сопротивлявшихся коллективизации, чьё материально-имущественное положение никак не позволяло их хозяйства считать «кулацкими», колхозным активом был придуман специальный ярлык: подкулачник. Как легко догадаться, подкулачником мог стать каждый крестьянин, если в отношении его лояльности советской власти и колхозному строительству существовали какие-то сомнения.

Ограбленные и лишённые собственности крестьяне могли выбирать лишь один из двух вариантов: либо переселяться в город, на стройки и ради собственного пропитания становиться дешёвой  рабочей силой, либо остаться в деревне, но жить и трудиться в коллективном и контролируемом государством хозяйстве. Уровень оплаты, а также условия труда определяло государство, получавшее таким образом фактически нищих, бесправных, дешёвых рабов и в промышленности, и в сельском хозяйстве.

Крестьяне остались самой бесправной частью населения. Ввели паспорта, а крестьянам их не выдали. В итоге крестьянин как крепостной колхозной  системы, не имел свободы перемещения. Да и пенсии им стали платить только с 1964 г.

.

Составляет треть населения деревни. Безлошадные или однолошадные хозяйства. Часть работает по найму у зажиточных односельчан. Озлоблен. Негативно относится к деревенским богачам.

Опора советской власти в деревне.

Наряду с экономическими преобразованиями в деревне происходили культурные преобразования.   В деревню стали поступать трактора, комбайны, автомашины, которые сосредотачивались в МТС. В деревне появились агрономы, механизаторы. С 1935 года крестьянам разрешили иметь приусадебный участок, корову, телят, свинью, овец. Жить стало лучше, веселей.

Вопросы и задания:

1. Какое противоречие можно найти между фактами в предложенных текстах?

2. Сформулируйте на основе найденного противоречия проблему.

2. Какова ваша точка зрения на методы и результаты коллективизации

                  Социальная  структура крестьянства в 1927 – 1929 гг

РЕГИОНЫ

СРОКИ завершения коллективизации

Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга

осень 1930 -весна 1931

Украина, Центрально –Чернозёмный район, Сибирь, Урал, Казахстан

осень 1931-весна 1932

Остальные районы

к 1933

динамика объединения крестьян  в колхозы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные образовательные технологии как инструмент повышения ИКТ-компетентности учителя.

Дистанционное (дистантное) обучение - образование, осуществляемое с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использование...

Модель школьного самоуправления, как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетентности учащихся.

В статье повествуется о формах воздействия на  безнадзорность, правонарушения,  наркоманию и повышенея социальной компетентности учащихся школ....

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным ...

Тестирование как метод повышения профессиональной компетентности педагога

Тестирование — это метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов в...

МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология развития социального компонента образовательной компетентности на основной стадии обучения иностранному языку.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом. Доктор педагогических наук, и...