Возможности технологии педагогических мастерских
статья на тему

Доценко Мария Юрьевна

В данной статье рассмотрены возможности по формированию универсальных учебных действий с использованием технологии педагогических мастерских, воспитательный потенциал данной технологии. Приведена методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий

с использованием технологии педагогических мастерских

       В последние годы остро проявляется конфликт «привычного» в педагогической теории и школьной практике с реальностью. Специфика современного мира стоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Поэтому знания, приобретенные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Результаты обучения в виде умения учиться, а не в виде конкретных знаний, становятся сегодня все более востребованными. Значит, в процессе образования должно происходить постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности обучающихся. Поэтому организация условий для успешного развития школьников в настоящее время является одной из важнейших задач педагога. Осознанному поиску  места  человека в современном динамическом мире способствует обучение в активных формах,  таких как  педагогическая мастерская, технология критического мышления, дебаты, работа в парах сменного состава, имитационные игры, технология позиционного обучения, тренинги. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).

В данной статье я рассматриваю возможности формирования универсальных учебных действий с помощью одной из современных образовательных технологий – технологии педагогических мастерских.                           

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

       Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

       В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

       Технология «Педагогические мастерские» была создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские  начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами.

        Педагогическая мастерская – это синтетическая многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно-деятельностный подход. Это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод « проб и ошибок », но реализуется по строгим правилам мастерской. Внутри установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.

      Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, - и ученым, художником, явлением культуры в целом - с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого - с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только диалогически общаться.

Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

В 1989 году во Франции произошла встреча 350 педагогов из стран Европы, во время которой были сформулированы основные положения новой технологии «Мастерской»:

  1. Вызов традиционной педагогике. Ученик должен находиться в активной позиции, раскрыть внутренний потенциал, самостоятельно строить свое знание.
  2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом. Учение должен развиваться как самостоятельная творческая, ответственная личность.
  3. Все способны!  Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться  в процессе его образования.
  4. Интенсивные методы обучения и развития. Не простая трансляция знаний, а самостоятельное строительство знания.
  5. Новый тип педагога. Педагог должен относиться к ученику как к равному.
  6. Точный расчет психологических воздействий.

       Деятельность по выполнению заданий в ходе «мастерской» требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Особенностью данной технологии является то, что задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью, неопределенностью. Ученики самостоятельно формулируют цель своей деятельности, отбирают средства для ее осуществления, т.е. мастерская позволяет каждому ученику не усваивать, а выстраивать знания.

        Педагогу приходится отказаться от привычных функций лектора, руководителя. Учитель становится мастером, который указывает на возможные направления развития ученика, стимулирует его желание совершенствоваться, помогает сосредоточиться на том, что ранее казалось второстепенным. Как становится очевидным, целью технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество  с теми, кто рядом.

       Таким образом, педагогическая технология мастерских – это особый способ организации деятельности учеников, способствующий развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; формированию критического и творческого мышления.

       Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от состава участников,  целей и способов деятельности, временной продолжительности процесса.

       По составу участников мастерские подразделяются на занятия только для учащихся; только для педагогов; мастерские, которые могут быть (при известной коррекции) проведены и со взрослыми, и с детьми.

Типы мастерских:

— мастерские творческого письма; 

— мастерские построения знаний;

— мастерские по самопознанию;

— мастерские отношений и ценностных ориентаций.

       В данной технологии находят применение индивидуальный, парный и  групповой способы обучения. Применение  индивидуального способа обучения выдвигает на первый план личность ученика, который самостоятельно без вмешательства учителя соприкасается с проблемой, конкретизирует ее, формулирует вопросы. Тем самым учащийся отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.

       Парный способ обучения равносилен работе в диалоге. При этом пары могут быть как постоянного, так и сменного состава. Во время диалога происходит сопоставление нового, пополненного знания с уже имеющимся.

       Групповой способ – важная составная часть урока-мастерской. Его применение начинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось, сформировано первичное понимание проблемы, предъявлены индивидуальные и парные наработки. На следующем этапе проводится их анализ, поиск наиболее эффективного пути исследования, после социализации – предъявление другим группам своих находок, планов.

Что касается временных границ, то занятие в данной форме сложно вписать в рамки одного 45-минутного урока. Обычно педагоги проводят мастерскую в течение двух смежных уроков. В некоторых случаях завершение мастерской перемещается даже на другой учебный день. При грамотном построении занятия и соблюдении запланированного регламента возможно уложиться в 60 минут.

        Все применяемые способы обучения укладываются в определённый алгоритм построения мастерской. Можно выделить следующие этапы:

1. Индукция – это организованное внешнее воздействие,  вызывающее внутреннюю реакцию как чувственной и эмоциональной сферы  человека, так и его интеллектуального мира.

2. Самоконструкция – создание собственного интеллектуального продукта (описание собственного опыта, наблюдения, формулирование идеи, гипотезы, проекта, конструирование модели явления, природного объекта, системы взаимосвязей и т.д.).

3. Социоконструкция - создание интеллектуального продукта в группе.

4. Социализация - предъявление созданного другим участникам занятия (в паре,  в группе, между группами, всему коллективу). Происходит в разных формах:  афиширование,  устный рассказ,  чтение вслух, молчаливое чтение вывешенных работ,  передача по кругу, показ театральной миниатюры, пантомимы и др.

5. Дедукция – сверка с образцом.

6. Рефлексия - отражение, вспоминание своего проживания мастерской, ведущее к анализу собственного психического состояния и интеллектуального уровня. (Разрыв – тоже понятие из данной технологии. Этапом не является. Это особое состояние участника: осознание неполноты собственного знания, ощущение собственного открытия, понимания чего-либо).

Помимо школьного предметного преподавания мастерские в самом своем процессе реализуют поистине огромный воспитательный потенциал. Поэтому они могут применяться в клубной деятельности, в дополнительном образовании,  в работе классного руководителя и воспитателя, а также в общении с родителями.

  • Наличие выбора деятельности на разных этапах мастерской создает ощущение свободы и возможности самореализации.
  • То, что в мастерской называется « социализацией » (предъявление каждым участником, группой или парой своего творческого продукта),
    — содействует формированию интереса к другой точке зрения, дает толчок для саморефлексии ;
    — побуждает слушать и слышать другого без желания опровергнуть, так как безоценочность входит в правила мастерской ;
    — в процессе мастерской создается необходимая среда взаимодействия, а доверительная среда рождает чувство общности, коллегиальности и взаимоуважения.
  • Мастерская при определенных условиях (педагогическая философия мастера, опора на соответствующее содержание и др.) дает возможность перехода от бытовых, прагматических тем к обдумыванию и обсуждению бытийных ценностных ориентации. Происходит ненасильственным путем реализация духовно-нравственного воспитания. Это оказывается возможным не только для педагогов и учащихся, но и для родителей.
  • Каждая мастерская - при выполнении определенных принципов (« Все равны, все способны ») диагностична как для ведущего мастерскую, так и для любого участника.
  • Мастерская дает возможность для творчества в самом широком толковании этого процесса : от новой идеи до малого предложения по организации, от рисунка до особого штриха, от слова до материального продукта. « Смысл жизни - в творчестве. А если только повторять и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты », - говорил Д. И. Менделеев.

Личностная направленность заданий мастерской активизирует эмоциональное и интеллектуальное состояние участников и часто делает объектом наблюдения собственное «Я» каждого из них. Поэтому создатели авторских мастерских говорят: мастерская - не урок; в мастерской происходит « проживание ».

       С целью изучения возможностей формирования УУД с помощью технологии педагогических мастерских в 8 классе было проведено внеклассное мероприятие.

Мастерская « Мой дом» (мастерская ценностных ориентаций)

Содержание мастерской

Индукция – просмотр видеоролика «Они разрушают ваш дом» (1:05) / https://vk.com/videos-4911222?section=all&z=video-4911222_162798089%2Fclub4911222%2Calbum-4911222%2Fpl_-4911222/

Индивидуально: запишите одно или несколько значений слова «дом», которые авторы ролика могли иметь в виду.

Социализация: фронтально желающие называют свои слова так, чтобы не было повторов; слова записываются на доске.

В группе:  составьте список веществ или материалов, которые загрязняют окружающую среду. Выделите те вещества, которые загрязняют воздух.

Социализация: представители групп озвучивают свои списки, слова записываются на доске.

В группе (работа с информацией): 1 - ознакомьтесь со списком из десяти веществ, которые также являются загрязнителями воздуха (см. приложение);

2 - рассмотрите их действие на организм человека.

Примечание: слово «никотин» в списке специально пропущено, но его физиологическое действие описано. Если ребята интересуются, то им сообщается сложное название никотина по систематической номенклатуре: (S)-3-(2-(N-метилпирролидинил))пиридин.

Индивидуально: вообразите, что к вам подошёл незнакомый человек и предложил добровольно проглотить порцию такой смеси. Как вы отреагируете на предложение? Если откажетесь, то как? А если согласитесь, то на каких условиях? Сформулируйте свой ответ на бумаге.

Социализация: фронтально желающие озвучивают свои ответы. Условие – внимательно слушать других и не повторяться.

В группе: а теперь вообразите, что с таким же предложением  к вам подошёл ваш знакомый, возможно даже хороший друг. Ваши действия?  Представьте эту ситуацию в виде короткой сценки.

Социализация: показ парных сценок (с места)

В группе: 1- обсудите в группе, что может быть источником такой смеси.

2- выберите одну версию и изобразите её на листе формата А4.

Социализация: рисунки вывешиваются на доске, каждый может ознакомиться с версией других групп.

Дедукция: вы давно знакомы с дробями. 1/480 –много это или мало? Ваш список из десяти веществ – это только 1/480-я часть всей ядовитой смеси. И если бы мы этот список продолжили и распечатали полностью по 10 веществ на листе, то у нас получилась бы вот такая пачка (демонстрируется целая упаковка бумаги для ксерокса).  Мне разрешили принести в школу и показать вам источник этой страшной смеси.  Теперь я готова сообщить  название вещества, которое было пропущено в ваших списках. Это никотин. (В этот момент демонстрируется сигарета).

Около 500 опасных для здоровья и жизни веществ содержится в табачном дыме, они загрязняют воздух в помещении и на улице.

Вспомните видеоролик «Они разрушают ваш дом», который мы просмотрели в начале встречи. Наше сегодняшнее занятие называется «Мой дом».  

В группе: обсудите в группе возможные дополнительные значения слова «дом».

Социализация: группы озвучивают свои дополнения к первому списку на доске. (Шестиклассники предлагали дополнить список значений словами «тело», «организм», «Я»)

Рефлексия:

– Я понял(а), что…

– Я узнал(а), что…

– Я решил(а), что…

При проведении данного мероприятия формируются следующие универсальные учебные действия:

1. Личностные:

– действия нравственно-этического оценивания (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами)

2. Регулятивные:

–волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий).

3. Познавательные:

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

4. Коммуникативные:

– умение работать в группе;

– разрешение конфликтов;

– управление поведением (своего и партнёров)

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

– овладение навыками самопрезентации

       На основании всего вышесказанного, можно заключить, что личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность (интеллектуальную, духовную, физическую, операционально-трудовую и т.д.). Результатом такой активности становятся соответствующие новые качества в самой личности, а также происходит физическое изменение организма и преобразование среды (или отдельных объектов), что создает предпосылки для дальнейшего развития. Произошедшие  в жизни школы перемены, направленные на гуманизацию образования, способствовали появлению целого ряда инновационных технологий, стремящихся преобразовать пассивную позицию ученика на уроке, передать ему инициативу владения словом, инициативу самостоятельного выстраивания своего процесса познания. Одной из технологий, успешно справляющейся с этой задачей, несомненно, является технология педагогических мастерских. При включении в свою деятельность всех типов мастерских, педагоги приобретают надежный инструмент для решения современных задач обучения и воспитания, и в частности формирования универсальных учебных действий у школьников на всех ступенях образования.

Список литературы

1. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских: Пособие для учителей. СПб.: Паритет, 2003.

2. Иваньшина Е.В. Метакогнитивные образовательные технологии при изучении предметов естественно-научного цикла: монография / под науч. ред. И.Ю. Алексашиной. СПб.: СПбАППО, 2011.

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2008.

4. Мастерская: Поиск решения педагогических проблем: Методическое пособие / Под ред. А.А. Окунева. СПб.: СПбАППО, 2007.

5. Окунев А.А. Речевое взаимодействие учителя и ученика в структуре Нового образования. СПб.: Скифия, 2006.

6. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»: «РОСПЕДАГЕНТСТВО», 1997.

Интернет-ресурсы

1. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/met49.html

2. http://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/

3. http://www.lelien.org/spip.php?article56&lang=fr

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Толуол – химическое вещество, используемое для разведения красок. Его пары вызывают поражение нервной системы (заторможенность, нарушение равновесия), нарушение кроветворения, могут стать причиной заболевания раком.

  1. Бензопирен – производится из угольной смолы и является одним из веществ, вызывающих рак.

  1. Фенол – при воздействии минимальных доз наблюдается чихание, кашель, головная боль, головокружение, бледность, тошнота, упадок сил. Тяжелые случаи отравления характеризуются бессознательным состоянием, синюшностью, затруднением дыхания, нечувствительностью роговицы, скорым, едва ощутимым пульсом, холодным потом, нередко судорогами. Зачастую фенол является причиной рака.

  1. Мышьяк – сельскохозяйственный ядохимикат. Это вещество вызывает  диарею, спазмы, анемию, паралич и злокачественные опухоли (рак).

  1. Ацетон – часто является основным ингредиентом растворов для снятия лака с ногтей. Раздражает органы дыхания и вызывает жжение в глазах, при длительном воздействии происходит кратковременный глазной отёк. Он способен вызывать головокружение, тошноту и дезориентацию при воздействии паров высоких концентраций.

  1. Кадмий – используется в аккумуляторных батареях. Он поражает почки, печень и мозг, оставаясь в организме в течение нескольких лет.

  1.                    – сильный яд, смертоносный наркотик. 30 миллиграммов этого вещества могут привести к смерти взрослого человека.

  1. Свинец – замедляет рост и вызывает поражение мозга.

  1. Бензол – используется для производства ядохимикатов и бензина. Пары бензола могут проникать через неповрежденную кожу. Если организм человека подвергается длительному воздействию бензола в малых количествах, последствия могут быть очень серьёзными. Сильный канцероген (вызывает рак). Женщинам категорически запрещено работать с бензолом.

  1. Формальдегид – вещество, вызывающее рак, поражающий лёгкие, кожу и пищеварительную систему. Специалисты по бальзамированию используют его для сохранения трупов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...

Педагогические технологии. Педагогическая мастерская конструирования "Задачи на построение". Урок геометрии, 7 класс

Основной целью мастерской является личностный рост ученика, самоактуализация в процессе познания, в процессе выстраивания знаний, исследование, изучение сторон собственного опыта. На уроке, используя ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Возможности технологии французской мастерской при формировании УУД на уроках обществознания.

Урок по теме "Молодежь" в 11 классе, с использованием технологии французская мастерская....