Технологии рефлексии в учебном процессе.
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рефлексия- от лат. обращение назад, отражение. Рефлексия в педагогике- это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. 2
Обучение на основе рефлексируемого опыта Психологи: Д.Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер «Смысл образовательного пути – рефлексия» Фазы процесса обучения 3
Обращение к опыт у как фиксация происходившего без анализа или интерпретации. Обращение к чувства м и переживания м, сопровождающим опыт, их образная констатация. Повторное обращение к опыту, его переосмысление для формирования теоретических принципов, выступающих как гипотез ы. Представление конкретного опыта, «выросшего» в результате рефлексии пережитого, обретение нового опыта . Фазы процесса обучения 4
Формы рефлексии Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом. Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности. Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности. (по Ладенко И.С.) 5
Формы рефлексии (по Ладенко И.С.) Ретроспективная – осмысление. Проспективная – проектирование. Интроспективная – регулирование деятельности «здесь и сейчас». 6
Компоненты рефлексии Педагог Деятельность учащихся Своя педагогическая деятельность Педагогическое взаимодействие Учащийся Своя деятельность Деятельность педагога Педагогическое взаимодействие 7
Функции рефлексии / по С.С. Кашлеву / Проектировочная-моделирование, целеобразование. Организаторская-организация продуктивной деятельности и взаимодействия. Коммуникативная-общение педагога и воспитанника. Смыслотворческая-формирование в сознании участников пед. процесса смысла их деятельности. 8
Функции рефлексии / по С.С. Кашлеву / Мотивационная- определение направленности характера, результативности деятельности и взаимодействия учителя и учащихся. Коррекционная- побуждение участников пед. процесса к корректировке своей деятельности и взаимодействия. 9
Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития Сферы: Эмоционально-чувственная (положительные, или отрицательные эмоции-радость, огорчение, чувство разочарования, успех….. Потребностная -пассивное, или активное состояние, появилось ли стремление, желание к деятельности, к саморазвитию…. Мотивационная -насколько деятельность оказалась личностно значимой, внешние и внутренние мотивы. 10 / по С.С. Кашлеву /
Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития Сферы: Сфера интересов -какие интересы появились,на что они направлены, уровень интереса… Сфера ценностных ориентаций -что явилось личностной ценностью, как обогатился спектр ценностей, в чем проявилась ценность… Деятельностная сфера -какую деятельность это взаимодействие провоцирует, какую корректирует, от какой заставляет отказаться, насколько обогащает опыт деятельности… 11 / по С.С. Кашлеву /
Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития Сферы: Гностическая сфера -что произошло со знаниями (произошло ли их наращивание, углубление, систематизация), что нового узнал… Сфера сознания -произошло ли осознание своей деятельности, осознает ли себя субъектом деятельности / взаимодействия, как изменилась «Я-концепция» (система представлений о себе), самооценка своей деятельности… Сфера умений -какие умения приобрел / не приобрел, как изменился уровень умений… 12 / по С.С. Кашлеву /
Компоненты рефлексии 2.Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития Возможные причины: успешность деятельности / взаимодействия; смена видов деятельности; интересное содержание; благоприятная атмосфера общения; возможность творчества; полилог; диалог; 13 / по С.С. Кашлеву /
Возможные причины: личностная ценность; значимость обсуждаемых проблем, или осуществляемой деятельности; инновационные педагогические технологии 14 / по С.С. Кашлеву /
Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия. Мнение о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, общения,педагогических технологий); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия. 15 / по С.С. Кашлеву /
Критерии оценки- компоненты состояния развития (эмоциональное состояние, состояние мотивов, деятельности и т.д.). 16 / по С.С. Кашлеву /
Технологии рефлексии 1. Рефлексивный круг Все участники взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: -расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце; -что нового вы узнали, чему научились; -каковы причины этого; -как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле). Участники высказываются по кругу в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг . 17 / по С.С. Кашлеву /
Технологии рефлексии 2. Рефлексивная мишень 10 5 0 Деятельность учащегося Содержание Деятельность педагога Форма, методы После заполнения мишени, педагог вывешивает ее и делает краткий анализ. 18 / по С.С. Кашлеву /
Технологии рефлексии Рефлексивная мишень 10 5 0 Желание работать Понимание материала Настроение на уроке 1 2 3 4 1 2 3 4 1 1 2 2 3 3 4 4 Работоспособность 19
Технологии рефлексии «Мини-сочинение» Возможные темы: «Я-в уроке, урок-во мне». Варианты- «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д. «Мои мысли о своем участии в деле». «Как я оцениваю результаты мероприятия». «Что мне дал этот урок». 20 / по С.С. Кашлеву /
Технологии рефлексии Ключевое слово С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д. «Зарядка» Оценка деятельности, или ее компонента производится с помощью условных движений. «Анкета-газета» Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д. 21 / по С.С. Кашлеву /
Технологии рефлексии «Заверши фразу» Во время занятия я научился / почувствовал, приобрел и т.д. / …. Игра заставила меня задуматься…. На занятии мне особенно понравилось…. Обращение с природой для меня-это… «Цепочка пожеланий» Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ. 22 / по С.С. Кашлеву /
Технологии рефлексии «Острова» Бермудский треугольник о. Грусти О. удовольствия о.Тревоги о.Просветления о. Воодушевления О.Неопределенности о. Недоумения о.Радости 23 / по С.С. Кашлеву /
Технологии рефлексии «Рефлексивный ринг» Каждый из участников состоявшегося дела приглашается в круг , рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму : -эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний; -причины состояния; -оценка прошедшего дела и т.д. После рассказа -рефлексии участника, другие обращаются к нему с вопросами , углубляя рефлексию. На ринг можно приглашать и пару учащихся-они обмениваются вопросами между собой, а затем отвечают на вопросы группы. 24 / по С.С. Кашлеву /
Спасибо за внимание! Городничева Е.А. г.Мценск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-82154-1421300357.jpg)
Статья "Современные технологии оценивания в учебном процессе:проблемы и решения"
Внедрение РНС на современном уроке географии...
Влияние новых образовательных технологий на качество учебного процесса.
Влияние новых образовательных технологий на качество учебного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/10/picture-264610-1370868263.jpg)
Опыт применения педагогических технологий, предполагающих построение учебного процесса на концептуальной основе
Из опыта практического применения педагогических технологий, предполагающих построение учебного процесса на концептуальной основе, на уроках «Художественная графика костюма», «Моделирование и декорати...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/17/picture-48800.jpg)
ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Прежде всего, современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для преподавателей и у...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/18/picture-1076707-1550472191.jpg)
Формирование рефлексии в учебном процессе: коммуникативный аспект.
В презентации рассматриваются понятия: рефлексия, коммуникативные умения, метапредметность, их взаимосвязь в контексте ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-505797-1414356768.png)
Технологии рефлексии в педагогическом процессе
Технологии рефлексии в педагогическом процессе.К современному уроку предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необх...