Оценивание общих компетенций обучающихся
статья на тему
В статье рассматриваются инструменты диагностики общих компетенций обучающихся. Предлагается методика рейтинговой оценки проявления ключевых признаков (показателей сформированности) общих компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЦЕНИВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
О. В. Коняшина
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж
Внедрение ФГОС-3 в учреждениях СПО основано на реализации компетентностного подхода к результатам профессионального образования. Педагогический процесс становится ориентированным на приобретение обучающимися общих и профессиональных компетенций. Опыт работы по новым ФГОС показывает, что наибольшую сложность представляет разработка методики и инструментов оценивания уровня сформированности общих компетенций (далее – ОК).
По большинству специальностей выпускники, получившие СПО по ППССЗ, должны владеть следующими общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Очевидно, что компетенция в ФГОС понимается как способность специалиста применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Следовательно, приобретение ОК предполагает формирование у обучающихся определенных умений и социально-личностных качеств в результате осознанной деятельности. В таком случае за единицу измерения уровня сформированности ОК можно принять ключевые признаки проявления вышеуказанных умений и качеств. И тут возникает ряд вопросов.
Для любой ОК можно выявить достаточно большой набор признаков ее проявления, но на каком основании делается вывод, что тот или иной признак действительно является ключевым? Как отобрать из всех ключевых признаков наиболее релевантные? Каким образом следует формулировать ключевые признаки, с учетом специфики изучаемых дисциплин и необходимости провести комплексную оценку всех признаков по единой шкале?
В поисках ответа на эти вопросы мы обратились к ряду источников. В первую очередь нас заинтересовал многократно воспроизведенный разными авторами перечень признаков для оценивания уровня сформированности ОК [1]. При ближайшем их рассмотрении стало понятно, что указанные признаки не всегда пригодны для использования в качестве единицы измерения уровня сформированности ОК. Попробуем аргументировать данный вывод на примере перечня признаков для оценивания уровня сформированности ОК 4.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | 4.1 Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии) |
4.2 Выделяет перечень проблемных вопросов, информацией по которым не владеет | |
4.3 Задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения задачи | |
4.4 Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами | |
4.5 Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.). | |
4.6 Сопоставляет информацию из различных источников, определяет соответствие информации поставленной задаче | |
4.7 Классифицирует и обобщает информацию | |
4.8 Оценивает полноту и достоверность информации |
Вышеприведенные признаки связаны с поиском необходимой информации (4.2, 4.3, 4.4, 4.5), ее оцениванием (4.1, 4.6, 4.8) и обработкой (4.7), при этом явно отсутствуют признаки, связанные с использованием информации. Сразу возникает сомнение, насколько объективным будет оценивание при таком количественном соотношении признаков. Кроме того, совсем не учтены этические и правовые аспекты в отношении получения и использования информации, которые приобретают особую актуальность в связи с непрерывным расширением информационного пространства в эпоху быстрого развития цифровых технологий.
И что особенно немаловажно, отсутствуют качественные характеристики признаков. Следовательно, в случае их использования в качестве единицы измерения, можно будет лишь констатировать факт не/совершения обучающимся того или иного действия. Становится очевидным, что на основе подобной информации вряд ли можно сделать достоверную оценку уровня сформированности ОК.
Не лишним будет также напомнить, что компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдения за действиями и умениями обучающихся. Другими словами, компетенция – это умения в действии. Следовательно, каждый ключевой признак должен формулироваться как результат интегрированного проявления социально-личностных качеств и умений обучающихся в процессе осознанной деятельности, а не как отдельное действие (см., например, признаки 4.4 – 4.5).
И вновь вернемся к вопросу, по какому принципу следует определять и отбирать ключевые признаки проявления ОК? С нашей точки зрения, давая образование сегодняшним студентам, мы должны суметь подготовить их к успешной жизни в обществе 21 века. Следовательно, ключевые признаки ОК должны соотноситься с ключевыми качествами и умениями, необходимыми для достижения успеха в 21 веке, такими как:
- Сотрудничество (плодотворное деловое общение предполагает совместную работу над проектом и взаимообмен идеями).
- Творческий подход к решению проблем (для разработки новых идей для решения проблем, с которыми выпускникам только предстоит столкнуться в будущем, и которые пока еще не определены, требуется оригинальность мышления).
- Критическое мышление (способность задавать значимые вопросы, например, для прояснения различных точек зрения в процессе принятия решения в сложных ситуациях).
- Информационно-техническая грамотность (осмысленный выбор СМИ для компетентного поиска и оценивания информации, эффективное использование цифровых технологий, средств коммуникации и/или сетей в качестве инструмента исследования, организации, оценивания и передачи информации).
- Инициативность и самостоятельность (самостоятельность в определении задач и расстановке приоритетов, готовность к обучению на протяжении всей жизни).
- Гибкость и способность к адаптации (открытость и готовность к новым и разноплановым перспективам, способность к работе в атмосфере неопределенности при частой смене приоритетов) [2].
С учетом вышесказанного, мы определили для ОК 4 следующие ключевые признаки:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | 4.1 Владеет основными понятиями этических и юридических норм в отношении получения и использования информации |
4.2 Рационально и эффективно получает информацию | |
4.3 Критически и компетентно оценивает полученную информацию | |
4.4 Структурирует, анализирует и обобщает информацию для наилучшего решения задачи | |
4.5 Точно и творчески использует информацию для решения текущих вопросов и задач |
В данном случае наблюдается равномерное соотношение признаков для каждого из этапов работы с информацией: поиск необходимой информации (4.1; 4.2), ее оценивание (4.3; 4.4), обработка (4.3; 4.4) и использование (4.1; 4.5).
В дальнейшем для каждого из ключевых признаков разрабатываются критерии оценивания, которые вносятся в оценочный лист. Оценочный лист может иметь следующий вид:
ООК.4 | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
44.1 | Студент в полной мере соблюдает этические и юридические нормы в отношении получения и использования информации | Студент иногда допускает несоблюдение этических и юридических норм в отношении получения и использования информации | Студент часто нарушает этические и юридические нормы в отношении получения и использования информации | Студент не владеет понятиями этических и юридических норм в отношении получения и использования информации |
44.2 | Поисковый запрос четко сформулирован и сфокусирован на выполнении конкретной задачи. Студент определяет большое количество подходящих источников информации. | Поисковый запрос четко сформулирован и сфокусирован на выполнение конкретной задачи. Студент определяет некоторое количество подходящих источников информации. | Поисковый запрос сформулирован нечетко. Студенту требуется помощь в определении потенциальных источников информации. | Студент не может правильно сформулировать поисковый запрос. Даже с посторонней помощью студенту трудно определить потенциальные источники информации. |
44.3 | Студент собирает достоверную информацию из множества разнообразных источников. Студент адекватно оценивает надежность всех источников и правильно дифференцирует первостепенную и второстепенную информацию, факты и мнения, различные точки зрения и актуальность информации. | Студент выбирает значимую информацию из большого количества надежных источников. | Студент выбирает информацию общего характера из большого количества источников, однако эти источники не всегда надежны. | Студент выбирает неполную информацию всего из нескольких источников. Большинство этих источников не надежны. |
44.4 | Студент сортирует и классифицирует информацию в содержательные категории, а также пересматривает категории по мере получения дальнейшей информации. | Студент сортирует и классифицирует информацию, и при необходимости пересматривает категории. | Студент сортирует и классифицирует информацию в некой последовательности. | Студент не пытается сортировать и классифицировать информацию каким-либо способом. |
44.4 | Студент перерабатывает сложную информацию, полученную из разнообразных источников, в новые концепции, форматы и структуры. | Студент эффективно перерабатывает информацию из разнообразных источников. | Студент частично перерабатывает информацию, полученную из своих источников. | У студента не получается переработать информацию, полученную из разных источников. |
44.5 | Студент представляет большое количество разнообразной, значимой и точной информации, которая сфокусирована на каких-либо спорных вопросах или темах, а не только на фактах или деталях. | Студент представляет значимую и точную информацию, которая основана на фактах и мнениях. | Студент представляет определенную информацию, которая является комбинацией фактов и мнений и сфокусирована на очень узкой проблеме. | Студент представляет примитивную информацию, основанную на ограниченном количестве источников и своих собственных знаниях. |
Далее подсчитывается сумма набранных студентом баллов и вычисляется количественный показатель уровня сформированности как отношение суммы набранных баллов к максимально возможной сумме баллов. Для оценки уровня сформированности ОК используется следующая шкала:
Количественный показатель | Оценка | Вербальный аналог |
более 0,9 | 5 | Отлично |
более 0,8 | 4 | Хорошо |
более 0,6 | 3 | Удовлетворительно |
менее 0,5 | 2 | Неудовлетворительно |
Оценочные листы можно использовать не только для педагогической оценки. В ряде случаев после небольшой доработки они становятся пригодными для взаимооценивания и самооценивания обучающихся. Для того чтобы сделать процесс само- и взаимооценивания психологически более комфортным для студентов, из оценочного листа целесообразно убрать графу с баллами, а для повышения объективности оценивания добавить графу «Примеры» или «Комментарии». Данные из этой графы также помогут преподавателю получить представление о степени адекватности и достоверности само- и взаимооценивания обучающихся. Все это позволит, снизив зависимость студентов от балльных оценок, сфокусировать их внимание на содержательной стороне оценивания и критическом осмыслении собственной деятельности и действий других студентов на основе определенных критериев. Таким образом, оценочные листы выступают не только инструментом оценивания. Их использование для само- и взаимооценивания обучающихся способствует развитию у них рефлексии, и превращает оценочные листы в эффективное средство получения обратной связи от студентов.
В реализации компетентностного подхода наибольшую трудность представляет разработка методики оценивания уровня сформированности компетенций. Вместе с тем адекватная система оценивания играет большую роль для их успешного формирования. Предложенная в статье методика рейтинговой оценки проявления ключевых признаков ОК может стать действенным инструментом диагностики ОК обучающихся. Выделение ключевых признаков (показателей сформированности) для каждой из ОК и комплексная оценка всех признаков по единой шкале позволяет сделать процесс формирования и развития ОК более эффективным и целенаправленным.
Литература
- Каширова Г.В. Методические рекомендации по составлению таблицы диагностического минимума как элемента мониторинга уровня сформированности общих компетенций обучающихся. – Качканар: ГБОУ СПО СО «КГПК», 2011. – 17 с.
- Материалы курса «Методы оценивания в классе 21 века» из серии тематических тренингов корпорации Intel® «Элементы» (http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности использования активных форм проведения занятий для формирования и развития общих компетенций обучающихся».
Выбор метода проекта закономерен, он дает возможность последовательно реализовать основное направление деятельности нашего учебного заведения – патриотическое воспитание молодежи. Так, учебный материа...
Формирование общих компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы.
В 2014 году участвовала в межрегиональной научно-практической конференции "Формирование общих компетенций обучающихся СПО и НПО в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей" в г.Чернь Г...
Роль электронных образовательных средств в формировании общих компетенций обучающихся 1 курса ГОУ СПО НГТК при изучении БД.01 Русский язык и БД.02 Литература
В данном материале описывается роль электронных образовательных средств в формировании общих компетенций (ОК) по ФГОС СПО при изучении дисциплин БД.01 Русский язык и БД.02 Литература. Отмечается...
Формирование общих компетенций обучающихся на начальном этапе изучения английского языка через использование информационно – коммуникационных технологий (CD диск «Oxford de Luxe. 1С образовательная коллекция»)
Материалы статьи напечатаны в сборнике II Всероссийской Ярмарки образовательных технологий.г. Омск, 2013г....
Влияние информационно – коммуникационных технологий на формирование общих компетенций обучающихся при изучении английского языка
Материалы выступления на внутриколледжном конкурсе "Педагог года" Тюмень, 2013г....
Статья "Формирование общих компетенций обучающихся через урочную и внеурочную, внеаудиторную самостоятельную работу" (http://www.prodlenka.org).
Статья "Из опыта работы преподавателя"...