Профильное образование в современной школе
статья на тему

Мокряк  Максим Юрьевич

Данная статья раскрывает роль профильного и предпрофильного образования в современной  школе в формировании осознанного выбора будущей профессии ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профильное обучение в современной школе

На сегодняшний день весьма слабо ориентировано общее образование на жизненное и профессиональное само определение растущей личности. Этим обусловлено слабое представление обо  всем пространстве труда людей, и плохая осведомленность о профессиях.

Одной из основных идей образовательной реформы РФ выступает Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Число профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% - говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации.

В современной педагогической науке отсутствует однозначное толкование понятия «профильное обучение», но вместе с тем можно выделить следующие черты:

1. Профильное обучение рассматривается как вид дифференцированного обучения. Выделим следующие основания для классификации форм дифференцированного обучения:

  • по общим способностям;
  •  по специальным способностям;
  •  по индивидуально-физиологическим особенностям;
  •  по интересам и проектируемой профессии;
  •  по национальному признаку;
  •  по религиозной принадлежности.

Данная классификация дает нам понять, что профильное обучение - есть форма дифференцированного обучения по интересам и проектируемой профессии.

2. Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения.

Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность. В учебном плане профильного обучения, помимо общеобразовательных предметов, должны быть включены:

  • основной профильный предмет;
  • дополнительный профильный предмет;
  • прикладной профильный предмет.

В учебном плане должно быть выделено профильное ядро, состоящее из предметов, которые рассматриваются в профессиональном плане. Вокруг этого ядра группируются предметы прикладного обеспечения, а для общегуманитарного развития учащихся используют общекультурные предметы.

C:\Users\Kozerog\Desktop\Безымянный.jpg

На учебных предметах трех типов формируется содержание образования в профильных классах:

Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам, частично за счет интеграции (во избежание перегрузки).

Мотивированный выбор профессионального образования и будущей профессиональной деятельности должны обеспечить профильные и элективные курсы.

3. Профильное обучение основано на личностно-ориентированном подходе. Данный подход рассматривает подход к обучению с разных позиций: цели, содержания образования, методов и форм обучения, деятельности учителя и ученика.

Серьезные изменения в системе ценностей, в социальной жизни, происходящими в нашем обществе позволяют сделать вывод, что  профильное обучение – это закономерный результат развития и реализации теории дифференцированного обучения, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию.

Одним из основных направлений образовательной реформы является введение профильного обучения. Профильная школа основывается на  серьёзных, качественных изменениях, как при формировании содержания образования, так и формах организации учебного процесса.

Введение профильного обучения позволяет ликвидировать существующий разрыв и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

За счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, что достигается при профильном обучении как средстве дифференциации и индивидуализации обучения. Все это позволяет существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

 

Основные задачи системы профильного обучения:

  • Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам;
  • Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности;
  • Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности;
  • Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности;
  • Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно, а критически и творчески перерабатывать информацию;
  • Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения такова:

  • Предпрофильные: 8-9-е классы. Основная цель - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения;
  • Профильные: 10-11 классы. Профориентационная и задача общего развития - "научить учиться".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка качества образования в современной школе

Почему сегодня проблема  оценки качества образования становится столь актуальной? Ведь созданная в нашей стране в середине прошлого века система школьного образования считалась одной из лучших. О...

Проектные технологии обучения как разновидность интегративного образования в современной школе.

В городе Волгограде проводятся ежегодные Макаренковские педагогические чтения. Конференции имеют международный статус, их материалы публикуются. Вэтом году мы во второй раз принимали участие в конкурс...

"Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе"

Педагогический совет "Духовно- нравственное воспитание и образование учащихся". Где рассматривается концепция по духовно- нравственному воспитанию....

Компетентностно-ориентированное образование в современной школе.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность....

Дифференциация - как путь реализации личностно-ориентированного образования в современной школе.

Обобщение опыта учителя географииМихайловой С.Г.Содержание:1.Информация об опыте ------------------------------------------------------------------------------------22.Технология описания опыта ------...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...