Статья в сборнике НПК "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАТЕГОРИЙ ДИАЛЕКТИКИ КАК СТУПЕНЕЙ ОБОБЩЕНИЯ ПОЗНАЮЩЕГО МЫШЛЕНИЯ"
статья на тему

Исаева Валентина Ивановна

Учебный процесс - это особый вид труда, целью которого является подготовка на основе грамотности и практичности мыслящих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispol-zovaniekategoriydialektiki.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

В.И.Исаева, Э.Н. Васильева, В.В.Копейкин,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАТЕГОРИЙ ДИАЛЕКТИКИ КАК СТУПЕНЕЙ ОБОБЩЕНИЯ ПОЗНАЮЩЕГО МЫШЛЕНИЯ

Учебный процесс - это особый вид труда, целью которого является подготовка на основе грамотности и практичности мыслящих людей,

Законы, по которым объективно появляются, функционируют и развиваются идеи (мысли как двуединые выводы - сущность: прошлое - настоящее - будущее), изучает логика (с выходом на язык) - носитель первого признака труда, то есть целесообразности. Логика расчленяется на формальную (внешние признаки) и диалектическую (внутренние признаки), что является единством противоположностей процесса познания окружающего мира.

В способе диалектического обучения знания учащихся об окружающем мире материализуются через систему понятий и категорий. В философии категория (kategoria - высказывать ) - с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности, высказываний и понятий, "родовые понятия" (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории познания, сознания), а с другой - первоначальные и основные формы объектов познания.

Знания об окружающем мире, материализованные через систему понятий, становятся фактически независимыми от языка и, следовательно, как система понятий, правильно отражают диалектику окружающего мира, которая по своей природе сугубо выводная.

Субъект, овладевший  выводными  материализованными  знаниями, выходит на логически предельный, философский уровень понимания окружающего мира, потому что в философии, так или иначе, осознается факт единства мира.

В практике, как ориентир, используется система категорий диалектики от явления к сущности через единичное, общее и всеобщее.

Так как ступеней познания две - чувственное и логическое (диалектика опыта и теории или индукции и дедукции посредством анализа и синтеза), изучение начинается с наблюдаемого (чувственного) на уровне формальной основы и. в тесной взаимосвязи исторического и логического, то есть с явления.

Мыслительные операции начинаются с выбора объекта. Первоначальный мир предстает перед человеком как многообразие таких объектов. Но уже обыденное сознание находит между ними немало общего, сходного.

Большое значение в учебном процессе предается осознанию философских категорий "единичное", "общее", “всеобщее", выражающих соотношение между бесконечным многообразием предметов и явлений окружающего мира и универсальностью управляющих ими законов.

Технология способа побуждает на основании системы категорий диалектики перейти к системе проблемных вопросов - понятий по прямой связи, с переходом, в дальнейшем к вопросам - суждениям, что позволяет получить ответ в виде суждения (посылка как исходное суждение и умозаключение как выводное суждение).

Используя данные категории диалектики в системе блоков занятий проблемные вопросы выводят субъектов учебного процесса на уровень реальной основы (с формального) и затем - полной основы.

То есть на третьей ступени обобщения люди ориентируются в окружающем мире категориями и диалектикой идей на основе диалектики вещей. В результате раскрывается философская картина мира, расчленяющая законы на общественные и естественные.

Таким образом, философия это - всеобщий вывод из наук, высшая общечеловеческая целесообразность (первый признак труда), позволяющая увидеть единство мира в бесконечном многообразии, устанавливающая "смыслообразование и целеобразование" (Леонтьев А.Н.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике материалов Международной научно-практической конференции. Здоровьесберегающие технологии при использовании электронных образовательных ресурсов. 20 мая 2014 года.

Информатизация образования обеспечивает использование современных информационно-коммуникативных технологий с целью совершенствования научно-методических систем обучения, ориентированных на развитие ин...

Статья в сборнике НПК "ДИАЛЕКТИКА ФОРМ ТРУДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПЯТЫХ КЛАССАХ"

При   диалектическом   подходе в организации   учебного процесса   на уроках   математики   возникает   потребность наряду с индив...

Статья в сборнике НПК "СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ ДИАЛЕКТИКИ - ВАЖНЕЙШИЙ ОРИЕНТИР В ОТРАЖЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

В процессе всеобщего движения общечеловеческого познания в системе категорий природа-общество-сознание логическая ступень познания, последовательно сменяя чувственную и диалектически с ней взаимодейст...

Статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе...

Статья в сборнике Комитета по образованию г. Улан-Удэ МКУ «Центр мониторинга и развития образования» по обобщению творческого опыта учителей иностранного языка «Психологический аспект на уроках английского языка»

В статье рассказывается о межличностных отношениях учащихся и учителя на уроке английского языка. Атмосфера общения является следствием этих отношений и определяется объективными условиями, в которых ...

Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....