Главные вкладки

    Методический семинар
    презентация к уроку ( класс) на тему

    Иванова Лена Вячеславовна

    Методический семинар

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon metodika.ppt149.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Методическая папка Ивановой Лены Вячеславовны учителя русского языка и литературы МБОУ «Убоянская средняя общеобразовательная школа», первой категории

    Слайд 2

    Девиз жизни Век живи-век учись!

    Слайд 3

    Методическая тема Формирование читательского интереса на уроках литературы

    Слайд 4

    Из данной темы вытекают следующие задачи: Конструирование заданий разных типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся в условиях ФГОС

    Слайд 5

    Предлагаемая тема имеет практическое значение для учителей, так как обновление содержания современного литературного образования направлено на личностную ориентацию и деятельностный характер обучения школьников

    Слайд 6

    Организация усвоения учащимися знаний в процессе активной деятельности, то есть в результате выполнения различных заданий- один из самых эффективных путей обучения. Конструирование заданий различных типов на основе системного подхода, непременным условием является обращение к текстам художественных произведений.

    Слайд 7

    Типология заданий: познавательные задачи, тесты, устные и письменные работы и методические принципы их конструирования Вырастить, говоря словами Вадима Левина, из «маленького школьника» «большого читателя»- сверхзадача учителя литературы, цель-мечта. Путь к ее решению- учительский талант и мастерство.

    Слайд 8

    Тестовые задания Тестовые задания в школе сегодня очень популярны, трудно спорить с теми, кто категорически отвергает тестовую систему. Между тем, я думаю, к тестам можно подходить разумно, если видеть в них инструмент, средство, а не цель. Например, с обсуждения тестов, решенных дома, можно начинать занятие. Поняв, какие вопросы оказались сложными, оттолкнуться от них в дальнейшем выстраивании урока.

    Слайд 9

    Допустим, мы начинаем разбор эпизода дуэли Базарова и Павла Петровича в романе И.С Тургенева «Отцы и дети». Предложим ответить на такие вопросы: 1. Павел Петрович, придя к Базарову, держал в руках: а)перчатку Б)трость В)шляпу 2.Дуэльный костюм Павла Петровича-это: А) «тонкая батистовая рубашка, щегольская утренняя курточка» Б) «темный английский сьют, модный низенький галстук» В) «легкий клетчатый пиджак и белые как снег, панталоны 3. Базаров предлагает Павлу Петровичу заряжать пистолеты, а сам берется отмеривать шаги, говоря что А) у него длинные ноги Б) он не умеет заряжать В) он доверяет сопернику

    Слайд 10

    Задания с констатирующей частью Так мы называем конструкцию, в которой имеется более или менее развернутая часть, какое- то сообщение, на основе которого строится следующая часть, представляющая собой вопросительное или побудительное предложение. Особенно ценно то, что вокруг изучаемых произведений создается культурологический, литературоведческий, лингвистический контекст различных, часто противоречащих друг другу толкований, сопоставление которых- необходимый этап в формировании культурного читателя. Можно предложить следующие задания по роману Л.Н.Толстого «Война им мир»: 1.Между встречей Пьера и Андрея в Богучарове и предыдущей прошло два. Что изменилось в жизни героев? Какими они стали? 2. С какого момента диалог Петра и Андрея за обедом приобретает характер спора. Почему этот спор можно назвать философским?

    Слайд 11

    Виды заданий при обучении сочинению-интерпретации стихотворения Когда мы говорим о сочинении, связанном со стихотворением, то часто имеем в виду разное. Для одних это интеллектуальное упражнение, анализ. Для других- это прежде всего словесное выражение впечатлений, переживаний. Для третьих- синтез анализа и субъективной оценки. На всех этапах обучения сочинению можно предлагать обучающие задания Образец 1 задания: Расположите стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина», «Листок», «Поэт» в порядке, соответствующем убыванию в них сюжета. Последнее ( или любое другое) стихотворение кратко перескажите Словесное рисование- это хорошо известный прием. Элементы словесного рисования уместны в сочинении о стихотворении для оформления личного восприятия. Образец 2 задания: Прокомментируйте фрагмент ученического сочинения о стихотворении А.Фета «Шепот, робкое дыханье…», в котором применен прием словесного рисования (отметьте, как построен фрагмент, в чем состоит прием словесного рисования и удачно ли он применен).

    Слайд 12

    Еще один прием, который можно рассматривать как более частную методику, состоит в том, что индивидуально, в группе или фронтально отрабатывается создание текста сочинения с разбором стихотворения на готовой модели- основе. Эта модель дает установку на проведение ряда наблюдений, помогающих соотнести некоторые элементы содержания и формы. Основные параметры анализа в этом случае оказываются заданными. Это помогает освоению приемов разбора. Пример такого задания: Выполните разбор стихотворения Ф.И.Тютчева «Фонтан», заполняя пропуски в опорном тексте. Поэт обращается ( к кому?)………., привлекая внимание к картине, изображающей (что?)………….Фонтан- это архитектурное сооружение, устроенное таким образом, что……………С фонтаном Тютчев сравнивает…………………..Человеческая мысль, по Тютчеву, ……………………………………. В стихотворении………строфы, каждая из которых состоит из….стихов. В первой изображен фонтан, во второй-…………………. Такую композицию можно назвать «зеркальной», потому что………….Важную композиционную роль в стихотворении играет рифма, потому что она ( парная, перекрестная, кольцевая- нужное подчеркнуть. Чтобы усилить впечатление от картины, автор прибегает к повторению………….В первых четырех стихах глаголы………….вида употреблены в форме…….времени. Во второй строфе, где Тютчев уподобляет……………фонтану, особой выразительностью обладают эпитеты………………

    Слайд 13

    Комплексные задания для анализа эпизода, фрагмента эпического и драматургического произведения Для школьного учителя немаловажно то, что текстуальный анализ фрагмента-одно из заданий ЕГЭ. В последнем задании- письменное: надо дать в пяти-шести предложениях ответ на вопрос. Образцы заданий: Задание 1. Прочитайте фрагмент из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и дайте ответ: в чем проявляется отношение главного героя к родителям и как, на ваш взгляд, это его характеризует?

    Слайд 14

    Урок-практикум по литературе как одна из форм организации учебного процесса Технологическая цепочка проведения урока-практикума следующая: Вводная беседа-осмысление задания-выполнение задания-презентация результатов деятельности и их анализ

    Слайд 15

    Таким образом, используя эти технологии, приемы можно интересно, творчески провести уроки литературы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

    Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

    методический семинар для учителей по теме"одаренность"

    В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

    Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

    Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

    Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

    Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

    Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

    Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

    Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

    Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...