Педагогические инновации - лифт в будущее для одаренных детей
статья на тему

Горнеева Оксана Дмитриевна

В работе рассматривается опыт работы по выявлению и развитию одаренности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ – ЛИФТ В БУДУЩЕЕ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Современное общество ставит перед системой образования задачу подготовки инициативного гражданина, будущего специалиста для инновационной экономики. В Пензенской области для решенияданной задачи разработана региональная комплексная межведомственная программа вовлечения детей и молодежи в инновационную деятельность «1000-list-nick». Актуальность этой программы обусловлена особенностями экономики региона, где главным фактором развития является человеческий ресурс.  Принятую стратегию создания условий для развития молодежи, способной к исследовательской, технологической, творческой деятельности поддерживает наше образовательное учреждение – МБОУ лицей № 21 города Кузнецка.

Как же воспитать инновационную молодежь, с чего начать? Начать, конечно, нужно с младшего звена, а все возможности для этого предоставляет переход на ФГОС. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания.

Для стимулирования познавательной активности обучающиеся нашего лицея имеют возможность участвовать в многочисленных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, проводящихся в течение всего учебного года. В частности, сотрудничество на протяжении трех лет с Екатеринбургским Центром Развития Молодежи (ресурс в Интернете http://cerm.ru)  и участие в дистанционных мониторинговых конкурсах проекта ЭМУ (Эрудит-Марафон Учащихся) позволяет в младшем звене выявить одаренных детей и развивать их способности. Благодаря использованию инновационных технологий стало возможным модернизировать процесс проведения интеллектуальных конкурсов, превратив его в увлекательную игру. Благодаря сотрудничеству с ЦРМ мы имеем возможность не только получать рейтинговую и статистическую информацию по проведенным конкурсам, но и осуществлять мониторинг уровня сформированности метапредметных и предметных умений учащихся.

  Для удовлетворения различных познавательных запросов обучающихся в лицее реализуются факультативные и элективные курсы физико-математического профиля, внедряется инновационная среда программирования и проектирования Scratch (ресурс в Интернете http://scratch.mit.edu/), проходит апробацию совместный с израильской программой курс «Компьютерные науки», успешно работает кружок «Робототехники и моделирования на 3D принтере». Все эти возможности осуществимы благодаря грамотной работе педагогов – инноваторов, успешно реализующих передовые педагогические технологии и собственные методические разработки.

Результатом вовлечения обучающихся в инновационную интеллектуально – творческую среду служат многочисленные победы лицеистов, среди которых: 1 место в олимпиаде «Экономическая элита России», проводимой РАНХиГС, 1 и 2 места в научно-практической конференции МИФ ПГУ, дипломы призеров олимпиад «Будущие исследователи – будущее науки», «Саммат», «Физтех», политехнической олимпиады Приволжского Федерального округа, международного математического конкурса-игры «Кенгуру». В рамках сетевого взаимодействия с Губернским лицеем для одаренных детей наши обучающиеся являются участниками и призерами региональных олимпиад школьников «Весенниада», «Школа Архимеда». В сфере технического моделирования лицеисты принимают активное участие в областных соревнованиях по «Робототехнике», выставке инновационного творчества «Инноваториум», а в этом году включены в состав делегации Пензенской области на Московский международный форум «Открытые инновации».

Воспитание инновационной молодежи требует развития потенциала педагогических кадров. Вступление МБОУ лицея № 21 города Кузнецка в региональную сеть инновационных образовательных учреждений – «Пензенскую Лигу Новых школ» дало возможность совершенствования на пути к педагогическим инновациям. Участие педагогов в работе «Учительской Академии» летней школы «TeenГрад», межрегиональном семинаре-стажировке «Школа и инновации» позволило познакомиться с опытом работы передовых пензенских образовательных учреждений, с объектами инновационной инфраструктуры г. Пензы, обсудить актуальные вопросы развития инновационной педагогики. В соответствии с концепцией Лиги наш лицей реализует базовые учебные программы на качественном уровне с акцентом на физико-математическое образование и с переходом на профильный уровень в старшей школе, организует учебный процесс в условиях реализации междисциплинарного подхода в познавательной деятельности обучающихся, занимается популяризацией достижений и перспектив в сфере физико-математических наук и научно-технического творчества.

В рамках программы «1000-list-nick» благодаря участию в мероприятиях «TeenГрад», Аукцион идей «InnoTeens», «ДомInno» обучающиеся лицея имеют возможность познакомиться с передовыми предприятиями Пензенской области и профессионально сориентироваться, развивать компетенции в вопросах научной и предпринимательской инновационной деятельности. При организации и проведении мероприятий в рамках Лиги внутри лицея ребятам – стажерам  всестороннюю помощь и поддержку оказывает молодежный отряд Новатор.

Расширение образовательного пространства, сетевое взаимодействие, претворение в жизнь современных педагогических инноваций – все это создает лифт в будущее для одаренных детей. Конечно, главная задача педагога – увидеть талант в каждом ребенке, дать детям «крылья» для вдохновения и возможность поверить в свои способности. Полученные компетенции деловой активности и предпринимательской инициативы, развитый интерес к инновационной деятельности позволят им в дальнейшем достичь успешной самореализации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ – ЛИФТ В БУДУЩЕЕ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Слайд 7

Содержание конкурса «Эму-Эрудит» БЫСТРЫЙ раунд – задания на познавательные и коммуникативные УУД. Вопросы игрового развивающего характера. Задания на эрудицию не привязаны к учебным предметам. УМНЫЙ раунд – задания на умение решать проблемы. Школьнику предлагается несколько проблемных ситуаций разной сложности. Участник должен справиться с проблемами, выбрав подходящий способ решения. Задания не привязаны к учебным предметам. СМЕЛЫЙ раунд – задания на работу с информацией. Ученик должен изучить текст, рисунок или диаграмму и ответить на предложенные вопросы. ЛОВКИЙ раунд - задания проверяют регулятивные УУД. В тесте собраны компетентностно-ориентированные задания разной сложности. Задания не привязаны к учебным предметам.

Слайд 8

ЭМУ-Эрудит Метапредметный конкурс ЭМУ-Специалист Предметный конкурс ЭМУ-Эрудит Метапредметный конкурс ЭМУ-Специалист Предметный конкурс Мониторинг Мониторинг Динамика 2013/2014 учебный год 2014/2015 учебный год Проект «Эрудит-Марафон Учащихся»

Слайд 9

Анализ по ребёнку Анализ по школе Система Мониторинга Развития карточка участника компетентност-ный анализ средневзвешен-ный показатель по трудностям по группам УУД детализация групп УУД далее динамика

Слайд 10

Сравнительный анализ классов с учётом трудности заданий назад

Слайд 11

Сравнительный анализ классов по группам УУД назад

Слайд 12

Анализ 3 «Б» класса назад

Слайд 13

Карточка участника назад

Слайд 14

Индивидуальный компетентностный анализ назад

Слайд 15

Средневзвешенный показатель назад

Слайд 16

Динамика результативности назад

Слайд 17

Адрес сайта: http://cerm.ru/

Слайд 18

Факультативные курсы: «Практикум по решению математических задач» «Фундаментальные задачи математики» «Физика в природе и технике» «Решение нестандартных задач по физике» Внеурочная деятельность: «Основы логики» «Гимнастика для ума» «Робототехника» «Мир информатики» «Мир мультимедиа информационных технологий»

Слайд 19

Элективные курсы: НОФ «На пути в МФТИ» «Компьютерные науки» «Проектирование на языке Scratch »

Слайд 20

Способность создавать свои проекты- важная составляющая грамотности в современном обществе. Когда дети учатся программировать в Скретч , они осваивают важные стратегии решения проблем, разработки проектов, обмена идеями. Скретч помогает детям учиться думать творчески и критически, работать вместе — это базовые навыки для жизни в 21 веке.

Слайд 21

Адрес сайта: http://scratch.mit.edu

Слайд 22

Результаты: Международный конкурс по математике «Кенгуру» - 127 участников, 1 призер по Кузнецкому району (2 место – Горнеев Антон); Международный конкурс Специалистов проекта ЭМУ – 365 участников; 1 место по предмету «математика» 4 человека; 1 место по предмету «русский язык» - 5 человек; Всероссийская олимпиада по физике « Физтех – 2014» - участие 8 человек, победитель заочного тура: Горнеев Антон. Межрегиональная олимпиада школьников по математике «САММАТ-2014 », Горнеев Антон – диплом 3 степени по предмету «математика»; Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи - будущее науки» - участие 25 человек, Горнеев Антон – диплом 3 степени по предмету «физика»; Заочный этап политехнической олимпиады учащихся Приволжского федерального округа – 10 участников , 3 победителя –Горнеев А. (10 кл ), Калмыкова А. (10 кл .) , Спирин К. (9б кл .); Дистанционный тур областной олимпиады по нанотехнологиям "Откроем вместе наномир ” – 10 участников, 1 победитель Бахтулов Егор 10 кл .; Дистанционная областная олимпиада по математике в 5-8 кл . «Школа Архимеда» – 66 участников, призер апрельской сессии – Кочкин Даниил (6а кл .) Областная конференция МИФ – 1место по информатике, 2 место по математике

Слайд 23

Пензенская лига Новых Школ Участие педагогов в «Учительской Академии» и семинаре-стажировке «Школа и инновации» Участие лицеистов зимней школе «Дом Inno »; «Аукционе идей» Фестиваля инноваций и высоких технологий; в летнем лагере« Teen Град».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети - будущее России

основна мысль статьи заключается в том, что сотрудничество учителя и ученика приводит к развитию обеих сторон и к эволюции педагогической системы в целом....

Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"

Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. ...

Одаренные дети - счастливое будущее нашей страны

Талантливые одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения....

Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н. «Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования» на XIV Ярмарке социально-педагогических инноваций

Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н.«Организация   музыкального  воспитания  детей  с  ОВЗ в  условиях  дошкольного  обра...

Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».

Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...

Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей

Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...