Как решать проблему ДЗ в школе будущего?
статья по теме

Ефимова Елена Дмитриевна

Проблема выполнения Домашней работы. Как ее решать? Можно собрать "Коллекцию решений" данной проблемы. Вношу свой вклад. Хотя я применила его на уроках английского языка, но, полагаю, что данная идея вариативно может быть использована и на любых других уроках ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dz_dr.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

ДР: домашняя работа или домашнее развлечение?

Елена Ефимова

Вы часто замечали, что одну и ту же вещь или делать не хочется, или делаешь с удовольствием, при замене всего лишь одного – своего отношения к этой вещи? Т.е. проще говоря, вещь, или дело, остались прежними, а вы, в соответствии с народной мудростью, поменяли свое отношение к этому делу. И этого оказалось достаточным, чтобы  тебе захотелось выполнять то, что задали. Но как сложно бывает найти эту новую точку зрения на привычный предмет…

Я всегда придерживалась мнения, и остаюсь при нем, что выучить иностранный язык без домашнего задания, без домашней практики не представляется возможным. Слишком мало часов, слишком много детей в группах на уроке. Все «проговорить» тему не успевают в силу различных личных причин, а также новые требования (Говорение) не соответствуют старым установкам деления на группы (если в классе меньше 25 детей – класс не делится). Хотя (и надо прекратить себя обманывать), когда в группе в 14-24 ученика, то поговорить на иностранном языке «с толком» также физически не успеть. Это – дети, а не взрослые и чувство самоконтроля не развито. Кстати, может быть по этой причине (есть возможность увильнуть), чувство самоконтроля так и остается неразвитым даже у многих взрослых.

Я не претендую на нахождение панацеи от всех бед, но о парочке  возможных вариантов решения «проблемы Домашней Работы» мне бы хотелось рассказать. Мне очень повезло познакомиться с учителями из других стран мира благодаря победе в конкурсе Teachers at the Heart и награде от EF Education First – Обучению в Кембридже. И, самое неожиданное, оказалось, что проблемы обучения иностранному языку одинаковые и в России, и  в Чили, и для Саудовской Аравии и др.стран. На Руси когда-то было принято менять имя человеку, если у него что-то не складывается в жизни. Т.е., иными словами, если что-то не получается, то один из способов решения проблемы – поменять название. Почему мы этим не пользовались? Почему мы не вспомнили, что новое – это хорошо забытое старое? И как это замечательно, что мы имеем возможность обмениваться опытом с коллегами из других стран! И как же мне повезло, что в Кембридже я встретила коллегу из Саудовской Аравии, который произнес фразу, перевернувшую мой подход к домашней работе. Его слова: «Своим студентам (военным!) я никогда не говорю – your home work (ваша домашняя работа),  я говорю только your home entertainment (ваше домашнее развлечение)». А теперь просто вдумайтесь в это и вы поймете, что это - гениальное решение! Я сразу применила это в новом учебном году и эффект не заставил себя ждать. Конечно не на 100%, но, даже если наблюдаются небольшие подвижки, это уже удача. В дополнение хочу сказать, что проще сразу приучать малышей, чем переучивать старших, хотя и старшеклассники «поддались на провокацию».

Итак, это был первый шаг, который повлек за собой второй. В младших классах, когда мы теперь записываем Домашнее Развлечение, у нас все задания – конкурсные, т.е мы поменяли не только Общее название, но и суть при сохранении формата. Поэтому на следующем уроке дети уже сами рвались к выполнению домашних заданий и отслеживали «График побед», который я распечатала и заполняю. Теперь у нас на доске весит Конкурсная табличка: победы внутри класса и между классами одной параллели. Поверьте, «двойка» за невыполненную работу не производила столько эффекта, сколько производит Проигрыш в Конкурсе Домашних Развлечений ;-). Кстати, можно также договориться с родителями о каких-нибудь призах детям за победу. А также снялась вечная проблема, что «надо поставить 2 за несделанное ДЗ, хотя толку от этого все-равно не будет». Теперь можно и не ставить 2, а эффект к ближайшим урокам будет. Таким образом, оценки (условно) - за первые 3 места - пятерки, за 4 и 5 места - четверки, а остальным – тройки, а кто совсем не сделал – нули, без оценок)) Вот и обходимся без двоек)). И «стыд и позор» тем, кто не получил оценки!!!!!😆

И самое главное! Ученики теперь не говорят: «Я не сделал Домашнее Развлечение»)).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Координация усилий школы и семьи в решении актуальных проблем

Выступление на педагогическом совете по теме: "Координация усилий  школы и семьи  в решении актуальных проблем  воспитания школьников". В условиях кардинальных изменений в социальн...

Методика формирования умений ставить и решать проблему у учащихся 8-9 классов на уроке информатики средствами разноуровневых заданий и практических работ

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного от...

Конспект занятия "Сказка или простой способ решить любую проблему"

Сказки всегда являлись инструментом обучения и целительства. В сказках в образной форме показывается, как человек может помочь себе преодолеть различные невзгоды и трудности. Данное занятие предназна...

Карта проблем как средство развития школы

Карта проблем как средство развития школы помогает грамотно провести анализ работы школы...

Урок развития речи "Страница школьной газеты "Решаем проблему прозвищ"

Форма урока- деловая игра.Основная технология- проектная..Цель урока : создание тематической газеты.Задачи:Образовательная- повторить особенности и жанры публицистического стиля, научить создавать тек...

Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы.

В последние годы особую остроту приобретает  задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что сущес...