Формирование профессиональной компетенции студентов в рамках дополнительной подготовки по ритмике и хореографии
статья на тему

Исламова Динара Талхатовна

В данной статье рассматривается компетентностный подход  как основа подготовки будущих специалистов. Дается акцент на формирование у студентов профессиональной компетенции в области ритмики и хореографии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО РИТМИКЕ И ХОРЕОГРАФИИ

Доклад в рамках секции: «Дополнительная подготовка по ритмике и хореографии как эффективное условие решения проблемы конкурентоспособности выпускника педагогического колледжа»

                       Исламова Д. Т.,

 преподаватель ГАОУ СПО

«Лениногорское музыкально-художественное                

педагогическое училище»

                                                                                         

Современное общество предъявляет высокие требования к каждой личности не только в связи с ростом научных и технических идей, но и с усложнением социальных отношений. Выпускник среднего специального учебного заведения должен быть подготовлен к нестабильным условиям труда и социальной жизни. Это вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать подготовку каждого специалиста, особенно в области образования.

Сегодня  повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Система педагогического образования претерпевает значительные изменения, т.е. идет модернизация его содержания, способов организации образовательного процесса,  переосмысление целей и результатов образования - требуются не просто квалифицированные специалисты, имеющие знания и умения, но и ширококомпетентные, разносторонне подготовленные профессионалы.

Компетентностный подход рассматривается как основа подготовки будущих специалистов, и предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных ситуаций, умение прогнозировать результаты своей деятельности и нести за них ответственность.  «Компетенция – динамичная совокупность знаний, умений навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной деятельности и личностного развития выпускников, которую они обязаны продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы» - таково современное понимание этого важного в образовании понятия.

Компетенции (социально-личностные, экономические, общенаучные профессиональные, организационные) – это фундамент, позволяющий выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда, быть конкурентоспособным и востребованным, быть подготовленным к продолжению образования «через всю жизнь».

Поэтому очень важно в процессе обучения формировать у студентов - будущих педагогов - профессиональную компетентность, хотя понятно, что в полной мере она может проявиться лишь позже, в процессе собственной практической деятельности. Профессиональная компетенция предполагает наличие конкретных умений:

-способность решать профессиональные задачи;

-анализировать и проектировать педагогическую деятельность;

-быть в готовности к постоянному профессиональному росту  и т.д.

Сущность процесса профессиональной подготовки в условиях учреждения среднего профессионального образования заключается в постепенном накоплении и обобщении студентом специальных знаний, представлений, поэтапной выработке у него практических умений и навыков, особых личностных качеств, необходимых для успешной работы по данной профессии. Проблема формирования профессиональной компетентности является актуальной и процесс профессионального самоопределения студентов во время обучения является одним из ее условий.  Период обучения следует рассматривать как важнейший этап профессионального самоопределения будущего специалиста.

Составной частью профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования сегодня являются модули дополнительной подготовки, которые по своему содержанию выходят за рамки основной образовательной программы и имеют целью углубление или расширение компетенций и результатов образования по отношению к образовательным стандартам.

Рассмотрим одну из наиболее востребованных специальностей – ритмика и хореография в школе – как один из факторов гармонизации развития личности, которая является основной целью воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи -  воспитание эстетического вкуса у детей, их эмоциональное, духовное и нравственное формирование,  - ритмика и танец дают возможность психофизического развития и укрепления детского организма, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. На уроках ритмики и танца ребенок учится творчески мыслить, уметь себя организовывать. У него укрепляется память, обогащается кругозор, воспитывается чувство уверенности в себе, что немаловажно для психического состояния подрастающего поколения. Родители, обеспокоенные односторонним  развитием своего ребенка, стараются гармонично развивать его, обращая внимание  и на художественно-эстетическую направленность дошкольного и школьного образования, и на разноплановость  школ искусств и детских студий.

В современном мире предлагается множество образовательных услуг, но не всегда за этим стоит качество преподавания, а, следовательно, профессиональная компетентность преподавателя. Несмотря на то, что ритмика во многих школах существует как учебный предмет, до сих пор нет единых стандартов и рабочих программ, поэтому в обществе ощущается дефицит грамотных специалистов, компетентных в области преподавания ритмики и хореографии.

Профессиональная компетентность этой специальности предполагает знание методики обучения ритмике детей разного возраста, основные принципы отбора детского музыкально-ритмического репертуара, основы народного, классического, современного и бального танцев; методику организации работы студии (кружка); умение выразительно исполнять ритмические движения, упражнения классической системы для развития техники танца, элементы народного, бального и современного танцев, составлять творческие задания, планировать, конспектировать, анализировать и прогнозировать свою деятельность.

Подготовка будущих специалистов к практической работе  в школах в качестве учителей ритмики и хореографии и как руководителей студий (кружков) дополнительно к основной специальности, получаемая в рамках среднего специального учебного заведения, влияет на формирование профессиональной компетенции студентов, расширяет возможности наших выпускников быть востребованными, конкурентоспособными и компетентными на рынке образовательных услуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов средствами предметной подготовки и профессиональной практики: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

Международная научно-практическая конференция (2012г.).Форма участия: заочная.Тема доклада: "Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами предметной подготовки и профессионал...

Формирование профессиональных компетенций студентов ГБОУ СПО КО «ИПК» в области финансовой грамотности

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формирование профессиональных компетенций студентов по финансовой грамотности через организацию работу студенческого научного сообществаКлючевые сло...

Формирование профессиональных компетенций студентов специальности Программирование в компьютерных системах при изучении математики в колледже

Описание организационно-методической модели формирования профессиональных компетенций специалистов в процессе обучения  математике в учреждении среднего профессионального образования...

Формирование профессиональных компетенций студентов при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин (из опыта работы)

Предлагаемая методическая разработка представляет собой обобщенный опыт методики формирование профессиональных компетенций студентов при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе...

Проект "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Формирование профессиональных компетенций студентов на основе-проектно-исследовательской деятельности...

Методический семинар «Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций».

Практико – ориентированные занятия. В связи с требованиями ФГОС и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведен...