Организация проектной деятельности школьников
методическая разработка на тему

Бикбулатова Маргарита Викторовна

В работе рассматривается вопрос организации проектной деятельности школьников, дается классификация проектов, этапы проведения проекта,  предлагаются идеи некоторых проектов и рекомендации по их выполнению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект134.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация проектной деятельности

    В ФГОС ООО прописано, что   Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования «должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».

Метод проектов относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Проект – это одна из форм исследовательской работы учащихся, которая позволяет приобрести учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Классификация проектов

По  характеру доминирующей деятельности:

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, села, района. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций повосстановлению экономики  края. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

По комплексности и характеру контактов:

Моноопроекты, внутриклассные, внутришкольные;

По продолжительности:

долгосрочные, краткосрочные, недельные.

Учебный проект- это возможность максимального раскрытияучеником  своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит ему проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Этапы проведения проекта

1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект):

  • выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта);
  • определение цели, формулирование задач;
  • формирование проектных групп, распределение в них обязанностей;
  • выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.);
  • утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы;
  • установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

2.  Поисково-исследовательский этап:

  • определение источников информации;
  • планирование способов сбора и анализа информации;
  • подготовка к исследованию и его планирование;
  • проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций;
  • организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Трансляционно-оформительский этап:

  • предзащита проекта;
  • доработка проекта с учетом замечаний и предложений;
  • подготовка к публичной защите проекта;
  • определение даты и места защиты;
  • определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
  • стендовая информации о проекте.

4. Заключительный этап:

  • публичная защита проекта;
  • подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Идеи проектов разных видов

  • Збручский идол[1]

 Рисунок 1

Реконструкция. На первом этапе проекта обсуждаем проблему: почему идол четырехгранный и трехъярусный? Что это может символизировать? Кто изображен на каждой грани идола? Определяем цель, формулируем задачи. Проект групповой: каждую грань идола реконструирует одна группа. Формируем проектные группы, распределяем в них обязанности. Недостаточность знаний по теме обусловило сбор информации о Збручском идоле.

На втором этапе работаем с литературой, которая имеется в кабинете, и с источниками в сети Интернет. После сбора, обобщения, систематизации информации  и консультации с преподавателем приступаем к реконструкции идола. Обговариваем размер, пропорции, материал (глина, пластилин, дерево) и т.д.

 На третьем этапе  происходит доработка проекта с учетом замечаний и предложений  и идет подготовка к публичной защите проекта.

На заключительном этапе проекта -  подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Материал для учителя: Идол имеет трехъярусную композицию. В ее основе лежит древнее представление о делении Вселенной на три зоны: небо, земля, подземный мир. В верхней зоне расположены небесные боги. Это Макошь (в руках у нее рог изобилия), Перун (с мечом и конем), Лада – богиня любви, Стрибог-бог воздуха и ветра. В средней зоне изображены земля и люди. Двое мужчин и две женщины держатся за руки в хороводе. У каждого из них есть покровитель их пола. В нижней зоне изображен Велес. Он стоит на коленях и поддерживает Землю с людьми. Идол четырехгранный. Его сила должна распространятся на все четыре стороны.

  • Здоровый образ жизни в народной культуре.[2]

Изучение народных игр, праздников,  забав, фольклора будет наилучшим образом способствовать  пропаганде здорового образа жизни и послужит хорошим материалом для выполнения проекта.

Если проект групповой, можно предложить каждой группе рассмотреть одну из проблем:

  1. Игры как школа воспитания. Одни из них развивают  ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Анализ народных игр: лапта, горелки,  бабки, салки, прятки, гуси, ворон, коршун и др.
  2. Здоровое питание, посты.
  3. Сохранение духовного здоровья: православное мировоззрение, соблюдение нравственных норм.
  4. Рациональное сочетание труда и отдыха.
  5. Фольклор и здоровый образ жизни: русские пословицы и поговорки  о здоровом образе жизни.

  • Неделя радости

Этот проект  будет своего рода исследованием своей души,  экспериментом над самим собой, потому что основная его цель –научиться рефлексии, наблюдению над своими эмоциями, чувствами, выяснению того, что приносит ощущение счастья и полноты жизни.

Понедельник: «Подари улыбку миру»

Просыпаемся и улыбаемся миру: солнышку, ветру, облакам, цветочку, кошке Мурке и собаке Жучке, учителям в школе, одноклассникам,  родителям и незнакомым людям.  Девиз дня: Скажи миру «здравствуй» с улыбкой! Обязательное условие – все учителя тоже на приветствие отвечают улыбкой.

Не забываем анализировать и кратко записывать  свои ощущения.

Вторник: «Забавушка»

Играем на переменах с учениками начальных классов в народные игры. Организуют игры заранее подготовленные  дети-аниматоры.Не забываем анализировать свои ощущения.

Среда: «Мирилкин день»

Мирилки (дети-аниматоры) на переменах и после уроков примиряют поссорившихся ребят с помощью детских мирилок. («Мирись, мирись, больше не дерись. Если будешь драться, я буду кусаться. А кусаться ни при чем, буду драться кирпичом.  А кирпич ломается, дружба начинается!») При этом соблюдается «магический обряд» - нужно зацепить поссорившихся согнутым в крючок мизинцем. Не забываем анализировать свои ощущения.

Четверг: «День вежливых слов»

Понятно, что быть вежливыми мы должны каждый день, но пусть это будет день особенный. Акцентируя  внимание детей на «вежливых» словах, мы формируем устойчивую модель поведения.Не забываем анализировать и кратко записывать  свои ощущения.

Пятница: «День Почемучек и Знаек»

     Задай вопрос или поделись информацией, которая для тебя важна и интересна. Можно заранее подготовить детей-аниматоров с выступлениями на тему «Этот удивительный и загадочный мир». Не забываем анализировать и кратко записывать  свои ощущения.

Суббота: «День юного философа»

Эссе «Как для меня изменился мир за неделю»

  • «Школьная служба примирения»

Проблема – неумение слушать и слышать друг друга, договариваться, конструктивно решать проблемы. Решение проблемы - создать «Школьную службу примирения». Старшеклассники-аниматоры  вместе с учителем, пользующимся особым уважением, помогут конфликтующим сторонам сесть за «стол переговоров», услышать друг друга. Выяснить: почему возник конфликт и к чему он привел, дать сторонам выговориться, помочь избавиться от ненависти и обиды, наметить пути конструктивного решения проблемы. Обязательный атрибут – стол и чай. По славянским традициям человек, сидящий с тобой за одним столом и разделивший с тобой трапезу, уже никогда не будет твоим врагом.

  • « Новогодняя елочка желаний»

Проблема: для большинства детей  имеют ценность только «материальные» желания.  Главное условие  выполнения проекта – желание не должно быть связано с покупкой каких-то вещей. Школьники обводят на бумаге свои ладошки, вырезают, пишут на них свои заветные желания, склеивают, чтобы получилась елочка.  Можно конкретизировать: на одном пальце пишем желание для себя, на втором –для семьи, на третьем- для друзей, на четвертом – для класса, на пятом – для страны. Проект выполняется по программе внеурочной деятельности (занятие № 11-12).

«Русская изба»

Реконструкция русской избы с обязательной планировкой: красный угол, бабий кут, печь, хозяйский угол.  Этот проект особенно нравится детям. Используя дерево или картон, школьники выстраивают  стены дома, вырезают окна, изготавливают наличники, устанавливают печь и т.д.  Вяжут коврики, украшают красный угол вышитыми рушниками, делают  чугуны, ухваты и другую посуду и утварь, не забывают даже  подвесить к потолку люльку с ребенком. Проект может быть индивидуальным или групповым.

Проекты  для мальчиков:

  • « Воинский доспех: шелом злаченый, щит червленый»
  • «Древнерусский лук»
  • Оружие ближнего боя: справедливый меч»

Продуктом следующих проектов может быть рисунок, игрушка, презентация.

  • «Детская славянская одежда»
  • Мифологические персонажи русских быличек: домовой, банник, леший, водяной, русалка.
  •  «Народный календарь»

Выпуск газеты или календаря. Можно выпускать газету ежемесячно, можно  одинраз в четверть: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

  • «Фольклор родного села»

Выпуск журнала, книги, сборника. В сборник включить колыбельные, пестушки, потешки, песни, частушки, былички, легенды, заговоры и т.д. Материал располагается по жанрам с обязательным указанием Ф.И. О. респондента, его года рождения,  такжев каком году и кем была сделана запись.  Сборник может содержать фотографии, рисунки, иллюстрации.

 Проект может быть групповым, каждая группа будет выполнять свою часть проекта: оформление, дизайн, печать, распределение материала по жанрам и т.д.

  • «Мой край родной, люблю тебя!»

Составление экскурсионного маршрута по своему поселку, улице.

  • «Моя деревня - моя колыбель»

История села. Реконструкция улицы села конца девятнадцатого - начала двадцатого века. Проект может быть интегрированным, к его выполнению можно  привлечьучителей  технологии, истории. Проект долгосрочный.  На предварительном этапе изучаются  старые фотографии, воспоминания старожилов, материалы школьного краеведческого музея. Из дерева изготавливаются макеты домов, построек. В нашем случае это была реконструкция центральной улицы села (Московско-Сибирского тракта), по которой проходил знаменитый кандальный путь.

  • «Мой род - моя крепость»

Родословная. Составление генеалогического древа. Одаренные дети могут включить в проект  легенды, рассказы, эссе о жизни своих предков.


[1]См. раздел 2 «Программа внеурочной деятельности», 6 класс, занятие № 5

[2]См. раздел 2 «Программа внеурочной деятельности», 7 класс, занятие № 19-21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»

В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....

Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 1 (теория)

ФГОС второго поколения предполагает активное использование  проектной деятельности школьников в учебном процессе. Презентация  содержит теоретический материал по проектной технологии (...

Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 2 (практика)

Вторая часть презентации содержит примеры конкретных учебных проектов для урока или внеклассного мероприятия по литературе...

Применение технологии организации проектной деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочной работе

При реализации ФГОС значение проектной и исследовательской деятельности в биологическом образовании намного выше по сравнению с обучением по программам предыдущих лет. Прежде всего это связано с услов...

Организация проектной деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности

Важнейшая задача современной школы – воспитать интеллектуально развитую личность, обладающую набором важнейших качеств: инициативностью,  способностью принимать нестандартные решения в разл...