Метод проектов - один из способов реализации ФГОС
методическая разработка на тему

Гузова Тамара Ивановна

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Ещё 2007  году в нашей школе, в рамках эксперимента, была создана профильная группа информационно-технологического профиля. При адаптация профильной  образовательной  программы, естественно,  возникли  проблемы: какой должна быть структура занятий, какие выбрать формы, методы, приёмы, какой образовательной технологии придерживаться в процессе обучения предмету.  Наблюдается и  низкая мотивация учащихся к изучению предмета и небольшой процент выбора экзамена по предмету. Для решения возникших проблем и реализации поставленных целей, на мой взгляд, организация учебного процесса должна опираться на организацию  самостоятельной познавательной деятельности учащихся  под руководством учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_guzova_t.i.docx45.65 КБ

Предварительный просмотр:

Гузова Тамара Ивановна, учитель информатики и ИКТ

Абанская СОШ№4, tamara-iv64@ayndex.ru 

Тема:  Метод проектов - один из способов реализации ФГОС

           Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Ещё 2007  году в нашей школе, в рамках эксперимента, была создана профильная группа информационно-технологического профиля. При адаптация профильной  образовательной  программы, естественно,  возникли  проблемы: какой должна быть структура занятий, какие выбрать формы, методы, приёмы, какой образовательной технологии придерживаться в процессе обучения предмету.  Наблюдается и  низкая мотивация учащихся к изучению предмета и небольшой процент выбора экзамена по предмету. Для решения возникших проблем и реализации поставленных целей, на мой взгляд, организация учебного процесса должна опираться на организацию  самостоятельной познавательной деятельности учащихся  под руководством учителя. Этого можно добиться, используя проектный метод обучения. Именно он стал основным в моей педагогической практике. И сейчас на пороге  ввода ФГОС в основную школу, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. А также анализируя требования к результатам освоения программы: личностным, метапредметным и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), убеждена, что  метод проектов,   один из самых эффективных способов.

 

       Мною наработана  методика  творческих проектов, которые я успешно применяю на своих занятиях. Хорошо продумываю  структуру  осуществляемых проектов. Свою работу  выстраиваю в  определенную последовательность действий:

  1. Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;    
  2. Выдвижение гипотез их решения;
  3. Обсуждение методов исследования;
  4. Обсуждение способов оформление конечных результатов;
  5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  6. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

В моей практике наработаны различные виды творческих, проектных работ:

  • учебные проекты
  • по окончанию изучения  темы, раздела, программного приложения
  • защита проекта как форма зачёта
  • исследовательские проекты
  • итоговый проект элективного курса

Метод проектов  способствует развитию у ребёнка:

  • логического  мышления
  • творческих способностей
  • коммуникативных навыков
  • навыков самоконтроля и самооценивания
  • осознанного применения информационных технологий
  • формирование у школьников системного подхода к оценке и выбору информации,
  • а также как средство практического закрепления и развития теоретической подготовки учащихся.

Воспитывает трудолюбие, настойчивость, умение  ставить перед собой цель деятельности; завершать начатое дело; верить в собственные силы; постоянно работать над своим совершенствованием. Развивает познавательный интерес к предмету,  приемы умственной деятельности.

С помощью метода проектов достигается интеграция с другими предметами учебного цикла: математикой, физикой, химией,  экономикой, биологией,  что даёт целостное восприятие мира при изучении школьных предметов и  вызывается устойчивый интерес учащихся к углублению знаний.

   Урок является основной формой учебного процесса и его необходимо выстраивать с учетом требований к современному уроку: отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником для освоения УУД ученика. Одним из вариантов в решении проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений, способствующая развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности.  Так, например, при изучении текстовых,  графических, звуковых, видео  и мультимедийных  редакторов учащиеся активно выполняют свои творческие работы на выбранную тему. Мною разработаны разноуровневые задания для проектов, что дают дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения, позволяющее учитывать интересы учащихся и развивать их способность на основе использования личностно-ориентированного подхода к ученику.

Как итоговую работу по овладению офисными технологиями и другого программного  обеспечения я предлагаю смоделировать проект «Создание собственного предприятия» (например «Фабрика по созданию программных продуктов», «Фабрика по производству спортивной одежды и спортивного инвентаря», «Салон сотовой связи», «Сеть магазинов по продаже компьютерной технике» и т.д.). Намечаем шаги реализации этого проекта:

   Увлекает учащихся следующие формы организации проекта:  деловая игра, моделирование практических жизненных ситуаций. Например, при изучении коммуникационных технологий я предлагаю ребятам такую ситуацию. Вы — претендент на вакансию солидного предприятия. В качестве испытательного задания вам предлагается подготовить проект закупки нового компьютерного оборудования. Используя Интернет, надо собрать необходимую информацию о продукции фирм, реализующих компьютерную технику, составить смету с указанием поставщика, и выполнить это надо в кратчайшие сроки — 2 учебных часа. Например, у вас на предприятии осталось определённое количество материала, что выгодно из него изготовить: пастельные комплекты или халаты и фартуки. В каком случае предприятие получит большую прибыль? Или  конкурс на   создание лучшего  рекламного  ролика,  который заказал банк, фирма, предприятие. Я создала банк творческих проектов учащихся    и постоянно его пополняю.  

Эффективно и результативно применяю метод проектов во внеурочной деятельности: для младших школьников использую универсальную  учебную  компьютерную  среду ПервоЛого   на базе языка Лого, а для среднего звена – ЛогоМиры. Среда обучения Лого является примером новых технологий обучения, направленных на освоение средств, при помощи которых учащиеся могут самостоятельно добывать знания. В системе Лого Миры активно используется визуализация – она может быть применена для решения задач, интересных ребенку. Лого – среда, открытая для занятий любым школьным предметом.  

           Метод учебного проекта характеризуется  как: личностно-ориентированный; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии; формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающий целеустремленность, ответственность,  инициативность и творческое отношение к делу; интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин.

      Критериями оценки результатов работы учеников является  владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, выделение  главного, обобщение. Овладение навыками исследовательской работы: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и конечный результат.                                       Высокий уровень сформированности универсальных учебных действий и  овладения метапредметными умениями и навыками. Надо отметить  активность, увлечённость  детей  ИКТ технологиями. Мы участники и победители различных проектов, Интернет – игр, Интернет-карусели, олимпиад, конкурсов. Учащиеся успешно обучаются в дистанционной школе «Юный исследователь» при  краевом  Дворце пионеров и школьников г. Красноярска.  Постоянные участники научно-практической конференции. Победители последних лет: Потапова Аня,  Ветрова Кристина, Жвиков Александр с проектно-исследовательскими работа «ASCII-art – ушедшее в прошлое или модное направление в киберискусстве»,   «Изучение методов создания кроссвордов»,  «Архитектура и основные принципы организации персонального компьютера» соответственно. Победители краевого конкурса ««Дети XXI века – детям войны», «Маршрут Победы». Наши проекты  по программированию, компьютерной графике,  анимации, web-дизайну, мультимедийным роликам  занимают призовые места на различных конкурсах. Мои выпускники успешное поступают и адаптируются в  высших учебных заведениях. 

    Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями,  формирует  всесторонне развитую  личность, способную  найти и реализовать  себя в современном мире.  

Список литературы:

  1. Бельчусов А.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в дистанционных конкурсах по информатике // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий : материалы X Международной научно-практической конференции. – Сочи, 2013. – С. 25–27 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Элективный курс «Деловой английский» как один из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов основной школы»

Использование английского языка в области делового общения  предполагает наличие у участников коммуникации достаточного  запаса знаний об  особенностях  и стратегии  реч...

Метод проектов-один из способов реализации ФГОС"

Что такое метод проектов, Виды учебных проектов, Подробное описание этапов,...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии деятельностного подхода.

В своём докладе автор показывает формирование универсальных учебных действий на каждом этапе выполнения проекта, приводит примеры из собственного опыта....

Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС

Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Как отмеча...