Применение ИКТ на уроках АЯ
статья на тему

Костяева Елена Вениаминовна

 

В статье обобщается опыт авторской работы по проектной методике с применением ИКТ. Современные технологии ведения урока усиливают мотивацию учеников к изучению иностранного языка и пробуждают в них творческие способности, обеспечивая значительный рост личностному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_ikt_na_urokah_aya.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

        Введение ФГОС  (Федеральных Государственных Образовательных Стандартов) требует от учителя готовности к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде на основе системно-деятельностного подхода. Учитель в новых условиях является  куратором и  наставником ученика. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения.
        Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться (результаты обучения не только предметные, но и метапредметные).

        Применение ИКТ  (информационно-коммуникационных технологий) значительно расширяет возможности современного образования, в том числе, и в области иностранного языка. Это позволяет проводить уроки в новой форме  - просмотр видеофильмов, использование обучающих DVD, компьютерная обработка дидактического материала, создание презентаций. Все это делает урок английского языка более интересным и результативным.

        Диапазон практического применения ИКТ достаточно широк. На своих уроках я активно внедряю мультимедийные презентации. Их тематическая направленность очень разная – страноведение, музыка, автобиография и другие. Применение на уроке электронных словарей стало также интересным приемом. Кроме пояснения слов они предлагают реальные разговорные ситуации, иллюстрированные красочными видеофрагментами. Демонстрация фильмов на английском языке помогает погрузиться в атмосферу живой разговорной английской речи. Фильм делится на фрагменты, к каждому из которых я отбираю новые слова, чтобы проработать их с учащимися. После просмотра отрывка ребята отвечают на вопросы учителя и вместе обсуждают события фильма. Обучающие программы значительно обогащают грамматические и лексические знания учащихся. Мы работаем с такими дисками, как «Золотой английский», «Говори сейчас» и добиваемся хороших результатов.    Важно отметить большую помощь компьютера в тестировании и подготовке к ЕГЭ. Тесты по всем видам деятельности  - аудированию, чтению, письму и говорению – находятся на специальных сайтах в Интернете.

        Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная методика. Наряду с традиционными методами создания проектов – стенгазеты, комиксы, коллажи – современные ученики используют богатые возможности компьютерных презентаций, в основном, на основе  программы Power Point. При этом они активно используют ресурсы Интернета и другое программное обеспечение. Начиная с пятого класса, ребята делают компьютерные презентации, опираясь  на тексты, диалоги и иллюстрации, данные в учебнике. А в старших классах они привлекают самые разнообразные источники и  пытаются связать свои презентации с конкретной будущей профессией, например, с журналистикой и рекламой.( Презентация-анонс фильма  Саши Деминой 10В  «Угнать за 60 секунд», рекламно-туристический очерк Антона Нестерова 9В «Кипр»)

        Работа над презентацией начинается на этапе формирования речевых навыков и заканчивается на этапе демонстрации проекта и его защиты. Она состоит из следующих шагов:

  1. Определение темы.
  2. Определение конечного результата.
  3. Обсуждение и составление плана проекта.
  4. Сбор информации.
  5. Обработка информации.
  6. Оформление проекта.
  7. Презентация проекта.
  8. Оценка проекта.

        Самый ответственный этап – это его устная защита. Если тема интересна учащимся, на уроке завязывается дискуссия. В дискуссионной части выступающий демонстрирует следующие языковые умения:

- ответить на поставленный вопрос;

-  привлечь дополнительную информацию для разъяснения тех или иных моментов презентации;

- доказать свою точку зрения, использовав клише expressing opinion;

-  поблагодарить за внимание и принять критические замечания;

В дискуссии монологические формы высказывания органично сочетаются с диалогическими и перерастают в полилог., то есть разговор многих участников.    

     Монолог                         Диалог                         Полилог

       

             При обсуждении презентаций органично образуется «планетарная» модель построения речевых ситуаций, в центре которой стоит докладчик, готовый отстаивать свой творческий замысел, отвечать на вопросы, приводить дополнительные факты, объяснять новые лексические единицы и, в целом, продуктивно общаться с аудиторией.

             Результативность обсуждения  зависит от подготовительной работы по усвоению  лексики.  Педагогу необходимо заранее  подготовить  детей по следующим параметрам:

- выражение своего мнения;

- знание фраз  согласия и несогласия;

- применение оценочных прилагательных;

- владение  вопросительными структурами.

            Таким образом, дискуссии во время презентаций  становятся еще одним эффективным приемом развития речи детей на иностранном языке. В результате такой многоэтапной работы ученик обогащает свой словарный запас, более свободно ориентируется в теме, не боится высказаться по данной проблеме, что в целом свидетельствует о значительном продвижении ученика в своем языковом развитии.      

        Применение новых технологий ведет за собой  значительное изменение позиций учителя и ученика по отношению друг к другу.

        Ученик:  имеет новые возможности для самореализации, приобретает свободу самовыражения, переходит от репродуктивной деятельности к поисковой, творческой,  расширяет границы познания в лингвистической и общекультурной сферах за счет привлечения новых источников., развивает коммуникативные способности.

        Учитель:  создает условия для самореализации, учитывает творческое «Я» ребенка, помогает его формированию, стимулирует самостоятельную деятельность ученика, обновляет технологическую базу образования, выстраивает позитивное общение с учеником, сочетает разные социальные роли: «лидер», «наставник», «партнер», «ученик», «слушатель».       

В заключении следует сказать, что использование ИКТ на уроках английского языка делает процесс обучения более эффективным, интересным, перспективным, повышает поликультуру учителя и школьника и способствует  формированию активно-творческого отношения к процессу познания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках физики.

При использовании ИКТ на уроке задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, а. следовательно, повышается уровень усвоения учениками материалы. ...

Открытый урок по алгебре и началам в 10 классе « ЕГЭ на «5»!» (Интерактивные технологии с применением ИКТ, обобщающий урок повторения по теме «Тригонометрические преобразования, уравнения и неравенства»)

Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем...

Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока. Опыт работы в современной сельской школе.

О компетенциях на уроках иностранного языка. Использование Интернета на уроках, применение метода проектов, видео-уроков, уроков- экскурсий, уроков- спектаклей. Предоставление собственного опыта...

Применение активных форм урока. Опыт практической организации урока.

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Чем можно удивить современного учителя? Кажется, уже ничем. Всё изучали, всё смотрели, обо всём читали. Творчес...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики

Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики...

«Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока».

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать ...