Мастер-класс "Интерактивные технологии"
методическая разработка по теме

Шлеменко Ольга Андреевна

Мастер-класс "Применение интерактивной технологии на уроках истории и обществознания"

Ссылка на презентацию http://www.proshkolu.ru/user/ozornaya/folder/1119356/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Применение  технологии интерактивного

 обучения на уроках истории и обществознания»

                                                                                    Шлеменко Ольга Андреевна

                                                                                              МАОУ СОШ №2 пгт. Серышево

учитель истории и обществознания

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к  применению  интерактивных методов обучения.

Задачи мастер-класса:

- Познакомить педагогов с понятием “интерактивное обучение”;

- Познакомить педагогов с методами интерактивного обучения;

-  Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Этапы мастер-класса:

  1. Представление  педагогической концепции технологии.
  2. Применение методов данной технологии.
  3. Рефлексия (дискуссия по результатам деятельности)

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица.

Современному Государству необходимо, чтобы его граждане были способны самостоятельно мыслить, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Помочь изменить эту ситуацию могут интерактивные методы обучения, отвечающие требованиям и интересам современного общества.

Интерактивная- inter (взаимный), act(действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учеников класса без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

  Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет учащихся к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности учеников, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Существуют различные методы интерактивного обучения

  • Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)
  • Упражнения - энергизаторы
  • Работа в группах, парах
  • Ролевая (деловая) игра
  • Синквейн  и т.д.

На мастер-классе мы опробуем часть из представленных методов.

  1. Работа в группах

- Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Поэтому обучение в малой группе становится более комфортным.

-  В результате обучения в группе, прослушав своего более сильного товарища, слабый не только восстанавливает еще раз необходимый материал, закрепляет его, но и получает возможность самому высказаться, получить оценку товарища, самому оценить деятельность товарища. Он приобретает чувство уверенности и комфорта, т.к. отвечает не учителю, а другу.

- У более сильного растет чувство ответственности за товарища, желание помочь. Появляется чувство долга, решимость и т.д.

- Чтобы научиться учить себя, то есть овладеть деятельностью ученья, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому ("пробую учить других"). Приобретение такого опыта возможно только в групповой работе.

- Работа в группе способствует развитию коммуникативных навыков: становлению монологической речи, умению вести диалог, полилог. Учащиеся совместно добывают знания, приобретают возможности лучше усвоить их.

  1. Ролевая (деловая) игра

Применение игровой  деятельности возможно для всех школьных возрастов. Любое учебное задание может быть превращено в игру. Во время учебной игры ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. В основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. От коллектива ребят, занятых таким трудом требуется усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также разнообразные навыки и умения.

  И сейчас я предлагаю вам несколько вариантов игр, которые провожу на своих уроках  

  • при проверке самостоятельного поиска новой информации, изучения нового материла (небольшого пункта параграфа)   использую прием «горячий стул», когда ученики, читая материал, готовят 2-3 вопроса, пожелавший ученик садится на «горячий» стул перед классом, отвечает на вопросы одноклассников, затем ученики его оценивают, - при этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу); При этом можно использовать метод «толстых и тонких» вопросов.  
  • проверка усвоенного учеником  материла (изучения новой темы, домашнего чтения) может быть организована в форме игры «Хочу спросить» или «Перестрелка вопросами»: ученик задает любому из класса свой вопрос со словами «хочу спросить (кого-то)», если он правильно отвечает, то вопрос задает он, ученик, не давший правильного ответа, выбывает из игры, игра детям очень нравится, полезна при проверке  домашнего чтения;

  • Игра «Занимательные задачи» 

Для облегчения запоминания дат, нужно чтобы дата обязательно сочеталась с событием, чтобы учащиеся могли от чего-то оттолкнуться. Для облегчения данной работы представляю разработки занимательных задач по истории. Причем задачи построены так, что, не зная событие, можно оттолкнуться от другого, призвать на помощь математику и решить. Решив задачу, у учащихся складывается алгоритм действия, выявляется причинно-следственная связь, и учащиеся легко запомнят даты. Для примера приведу следующую задачу.

Задача № 1

Указом Петра I в России было введено европейское летоисчисление. До этого счет годам велся от сотворения мира. В Европе счет годам велся от Рождества Христова. Известно, что разница между сотворением мира и Рождеством Христовым составляет 5508 лет. Какому году от сотворения мира соответствовал 1700 год от Рождества Христова?

    Решение № 1

 5508 + 1700 = 7208 год

 Задача №2.

А следующую задачу попробуйте решить сами. 

На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы?

1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?

2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?

3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?

4. Что связывает два этих события?

Решение задачи № 2    

1. Александр Ярославич (Невский); 1240 — Невская битва.

2. Петр I.

3. 1240 + 463 = 1703, где 1240 — Невская битва; 1703 — основание Санкт-Петербурга.

4. 1240 — битва со шведами; 1703 год шла Северная война (1700 —  1721) в которой Россия также воевала со шведами.

Данная задача позволит запомнить не так, что Санкт-Петербург основан в 1703 году, а основан в третью годовщину Северной войны, которую Россия вела со Швецией за выход к морю. Что город основан на том месте, где Александр Ярославич в 1240 году разбил шведов, что Санкт-Петербург был основан не по прихоти царя, а государственной необходимостью.

Упражнения-энергизаторы

Очень нравятся детям игры – энергизаторы. Энергизатор - упражнение для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала учащихся на уроке. Используют при переходе из одного этапа урока на другой.

Игра «Паровоз».

Я говорю и показываю, а вы по второму разу  все движения и шумовые эффекты повторяйте за мной.   

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы и веселого настроения, увеличению двигательной активности, быстроты реакции.  

Таким образом, применение интерактивных технологий на уроке имеет большое значение. Оно способствует активизации познавательной деятельности и поддержанию устойчивого интереса учащихся к обучению.

На этом мастер-класс подошел к концу. А вам я желаю творческих успехов и покорения новых вершин! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...