Культурный и духовный компонент общества
статья (5, 6 класс) на тему

Тамоян Гаяне Сергеевна

Как же сохранить чистоту и красоту русского языка как национального государственного? Какие же меры надо принять, чтобы молодое поколение сохранило ценность культуры? Как нам, современным педагогам, выполнить заказ государства: «сформировать читательскую компетентность школьника, осознающего себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности». Именно такого подхода к литературному чтению требует от нас Федеральный Государственный Стандарт второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья42 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение-компонент духовной и материальной культуры общества

Тамоян Гаяне Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №548 с углубленным изучением английского языка

Красносельского района Санкт-Петербурга

Мы все привыкли говорить о постсоветском периоде, о возникших переменах в отрицательном контексте. Но я не буду сейчас искать причину возникшей проблемы в исторических изменениях. Посмотрим на общество глазами человека XXI века. В современном обществе, к сожалению, мало обращают внимания на духовно-нравственные ценности, которые можно воспитать в себе, прочитав книги.  Современный рынок позволяет нам делать выбор: что читать. Нельзя утверждать, что все эти книги написаны на литературном языке.

Смешение просторечья, диалектов, сленга, грамматически и синтаксически неправильно составленных конструкций приводит к нарушению литературных норм. Эталоном, примером для подражания в современном обществе являются СМИ, периодическая печать, издательства. Но, зачастую, они являются недобросовестными «представителями» национального языка.

Как же сохранить чистоту и красоту русского языка как национального государственного? Какие же меры надо принять, чтобы молодое поколение сохранило ценность культуры? Как нам, современным педагогам, выполнить заказ государства: «сформировать читательскую компетентность школьника, осознающего себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности». Именно такого подхода к литературному чтению требует от нас Федеральный Государственный Стандарт второго поколения.

Многие носители русского языка не владеют свободно связной речью, не умеют выражать собственные мысли, не умеют читать осознанно и выразительно. Проблему нужно решать совместно с государственными структурами, с родителями, с преподавателями,  с образовательным учреждением.

Программа по литературному чтению на ступени среднего образования ставит перед всеми участниками образовательного процесса следующие цели:

-овладение осознанным, правильным и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

-развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами;

-воспитание интереса к  чтению и книге, обогащение нравственного опыта; развитие нравственных чувств.

Художественные произведения изучают только на уроках литературного чтения, а часов для внеклассного чтения совсем мало. К сожалению, не все учащиеся читают полное содержание литературного произведения, ведь Интернет ресурсы заманивают их краткими содержаниями текстов, что приводит к неполноценному освоению, пониманию прочитанного, к неглубокому восприятию духовной сущности произведения.

Понять значение эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения не всегда возможно на уроке, поэтому здесь требуется помощь домашнего чтения. Но родители недостаточно времени уделяют совместному чтению. Перегруженность школьников дополнительными образованиями, которые пытаются дать им родители, дает повод ученику оправдать свое «нечтение», ссылаясь на усталость, на нехватку времени, нежелание посетить библиотеку, хотя современные технологии позволяет им пользоваться электронными книгами, Интернет ресурсами.

Для сохранения культуры, для сохранения национального языка нужно привлечь внимание школьника к искусству, к словесности. Конечно, это не открытие, это истина. Ведь, если не сохранить свою культуру, не ценить свои традиции, обычаи и, наконец, свой язык, то можно потерять и память о выдающихся людях, забыть историю. Потерять память и историю - потерять и язык, и нацию.

Как же приобщить ребенка к чтению, чтобы улучшить и технику чтения, и осознанное и выразительное восприятие текста, умение выделять нужную информацию, делать собственные выводы? Данные рекомендации подойдут учителю и родителю:

1. Проводить один раз в месяц внеклассное чтение.

2.Предложить список для внеклассного чтения или дать учащимся возможность самостоятельно подготовить на заранее озвученную тему произведения. При необходимости указать ссылки для чтения материала.

3. На уроке выслушать их краткое изложение (в устной или  письменной форме), их отношение к автору, к событиям, описанным в произведении; к героям. Выслушать их мнение.

В письменной форме изложение удобно тем, что они пытаются оформить свои мысли лаконично, грамотно, учитывая стилистические особенности.

4. Привлечь родителей к совместному чтению. Таким образом, ребенок сможет общаться не виртуально, как сейчас распространено, а вербально, что позволит развить речь, пообщаться с родителями.

5. Самому учителю иногда читать произведения или эпизоды из них, тем самым еще раз показать технику выразительного чтения, важность правильной интонации; устроить маленький «спектакль» для глубокого восприятия текста.

6. С детьми посетить квартиры - музеи писателей и поэтов. Познакомить с их биографией непосредственно.

7. Проводить мониторинги.

8. Детям самим приготовить викторины.

9. Проводить тестирование в параллельных классах для выявления уровня развития читательской компетенции.

На таких занятиях учащиеся учатся слушать и слышать, уважать друг друга. Они получают новую информацию от своих же сверстников, пытаются «не отставать» от них в прочтении новых произведений. Им самим нравится мотивировать, заинтересовывать одноклассников; учащиеся предлагают прочитать ту или иную книгу, доказывая актуальность темы. Они гордятся тем, что сами подготовили материал для самореализации, развивают свое мышление, речь, креативность и коммуникативность.

Обсуждение художественного произведения с родителями сближает ребенка с семьей, что немаловажно в нашем современном обществе.

Чтение – это синтетическое искусство: слово может передавать звуки, как музыка, словом можно рисовать, как кистью, т.е. создавать зрительные образы. Значит, духовность общества определяется способностью человека «чувствовать слово», «слышать музыку слова» и «рисовать слово». Семья и школа должны научить ребенка слышать это через искусство слова, и только тогда культура нашего общества будет духовно - нравственной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения

"Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения"Из  опыта работы  МАОУ Заревской  средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельн...

Открытый урок на тему: Связь культурных и духовных образов России

Открытый урок для 6 классаПредмет: Основы православной культуры, изобразительное искусство...

Презентация к уроку: Связь культурных и духовных ценностей России

Предмет: Основы православной культуры, изобразительное искусство...

Презентация и конспект урока на тему: Культурная и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»

План урока:Финал «оттепели».Время новых героев. Зарождение общественных движений.Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство».Советское общество.Повседневная жизнь....

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе "Духовные богатства общества и культурное наследие"

Технологическая карта и презентация урока  обществознания в 6 классе по теме "Духовные богатства общества и культурное наследие" по учебнику "Обществознания" под редакцией А.И...

Удостоверение о повышении квалификации «Классное руководство и бережное хранение богатейшего культурного и духовного наследия отечества»

Удостоверение о повышении квалификации «Классное руководство и бережное хранение богатейшего культурного и духовного наследия отечества»...