Духовная культура общества. Культурные ценности и номы. Функции культуры. Многообразие культур - 10 класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Духовная культура общества. Культурные ценности и номы. Функции культуры. Многообразие культур - 10 класс
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Общество отражает систему взаимоотношений людей, а культура - образ жизни людей, который рождается в результате этих взаимоотношений. ... «cultura» - уход, обработка, возделывание земли) - это процесс активной творческой деятельности, в ходе кторой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Разбор понятия «культура»
Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты, включая преобразование человеком самого себя.
Культура – это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Культура – это общий уровень интеллектуального, нрав ставенного и эстетического развития людей.
Все вы правы. Действительно культура понимается и в широком и в узком смысле.
Культура
В широком смысле слова:
Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей
В узком смысле слова:
Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 300.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовная культура общества. Культурные ценности и номы. Функции культуры. Многообразие культур - 10 класс
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Общество отражает систему взаимоотношений людей, а культура - образ жизни людей, который рождается в результате этих взаимоотношений. ... «cultura» - уход, обработка, возделывание земли) - это процесс активной творческой деятельности, в ходе кторой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Разбор понятия «культура»
Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты, включая преобразование человеком самого себя.
Культура – это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Культура – это общий уровень интеллектуального, нрав ставенного и эстетического развития людей.
Все вы правы. Действительно культура понимается и в широком и в узком смысле.
Культура
В широком смысле слова:
Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей
В узком смысле слова:
Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности
Что является корнями любой культуры?
Это обычаи, традиции, ценности, идеалы, менталитет народа.
Культура бывает материальная и духовная.
§10, с. 96-102 запишите характеристику этим видам культур.
Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира. К ней относят материально - технические средства труда, коммуникации, культурно - бытовые сооружения. А также производственный опыт, умения, навыки, знания людей.
Духовная культура представляют совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Классификация (типология) культуры
Способ: Дописьменная, письменная, самоорганизации экранная
Культура напоминает живой организм, в котором многие элементы между собой взаимосвязаны. Эти переплетения вам о чём-то напоминают?
- это диалог культур и интернационализация культур.
Диалог культур - это совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений.
Интернационализация культур – это процесс, в ходе которого стираются культурные различия между различными регионами, народами и странами.
ЗАДАНИЕ
Смысл понятия «диалог культур». Первое предложение – последствие диалога культур, второе предложение – записать, что является основой любой культуры.
- Изучение нового материала.
В связи с тем, что общество существует в природной среде и люди взаимодействуют друг с другом, это способствует формированию культуры.
– Что такое культура, как вы понимаете?
Культура – вся целесообразная человеческая деятельность в природной среде и ее результаты, доступные для восприятия другими людьми.
Культуру иногда называют «вторая природа», рассматривая ее в качестве ближайшего к обществу «слоя» природы, который люди видоизменяют и приспосабливают для удовлетворения своих разносторонних потребностей.
– Назовите все известные вам определения понятия «культура».
– Как вы понимаете выражения «культурная жизнь страны», «дни культуры», «культурный человек»?
Современное общество, как и мир, характеризуется культурным многообразием.
– Приведите примеры многообразия культур.
Основные формы культуры:
Элитарная культура – культура высшего уровня знатоков и специалистов в какой-либо области.
Массовая культура – культура низкого уровня, рассчитанная на массу людей, не готовых или не желающих усваивать высшие образцы культуры в данной области.
Народная культура – это культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
Разновидности культуры:
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе.
- Половозрастные
- Профессиональные
- Досуговые
- Религиозные
- Этнические
- Криминальные
Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре.
- Битники Панки Хиппи Левые радикалы Андеграунд
Ряд видов культуры определяется в соответствии с особенностями той или иной человеческой деятельности – политическая, экономическая, правовая, религиозная, научная и другая культура.
– Как вы понимаете, что такое материальная и духовная культура?
Слово «культура» также используется для названия той или иной локальной (частной) культуры:
а) национальная культура;
б) культура отдельной социальной группы, слоя, сословия в обществе;
в) профессиональная культура сельского хозяйства, производства, управления, торговли;
г) этническая культура племени, народов, формируемая в процессе их исторического развития;
д) культура семьи;
е) культура личности.
– Что дает нам культура? Поразмышляйте по этому поводу. Напишите пятиминутное сочинение-эссе.
– Приведите примеры упадка культуры или возрождения ее.
Основные функции культуры:
Главная функция культуры – сохранение и совершенствование опыта познания и действия людей во всех сферах жизни человека и общества в формах, доступных для потомков. Сохранение, простое воспроизводство культуры, а тем более ее развитие, совершенствование, требуют от общества не только постоянных усилий, но и мудрости.
§10, с. 102-104 заполните таблицу «Ценности и нормы культуры».
Ценности материальной культуры – постройки, произведения искусства, книги – уничтожает время, они страдают во время стихийных бедствий и войн. Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима.
Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Но богатства культуры гибнут и от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон. В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.). В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены.
При социальном перевороте победившая сторона зачастую пытается провести «ревизию» национальной культуры с точки зрения своего представления о жизни общества. Так было в нашей стране после революции 1917 г. и после победы одной из сторон в Гражданской войне.
Цивилизованное общество осуществляет кропотливую деятельность по сохранению и накоплению культурных ценностей. Оно стремится осуществлять не просто воспроизводство, а расширенное воспроизводство культуры – увеличивать размеры своего культурного достояния, культурного богатства. Этому служат музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует национальное законодательство об охране памятников истории и культуры. Свою роль здесь играет и международное сотрудничество. В рамках одной из структур ООН – организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е. имеющих значение для всего человечества. Некоторым странам, у которых недостает средств для сохранения выдающихся памятников культуры на их территории, включенных в мировое культурное наследие, оказывается финансовая помощь.
Двумя взаимодополняющими сторонами воспроизводства и развития культуры в обществе являются понятия «культурная традиция», «культурная новация».
– Что, по вашему мнению, относится к понятию «культурная традиция»?
Записать слова-ассоциации.
– Что такое «культурная новация»? Записать слова-ассоциации.
К культурной традиции относят устойчивые явления культуры, сохраняющиеся долгое время и воспроизводящиеся в новых и новых поколениях людей.
Культурная новация дает новый взгляд на то, как надо совершать ту или иную деятельность в обществе.
Факторы, влияющие на процесс воспроизводства и развития культуры:
а) духовное состояние, интересы и потребности людей в обществе;
б) глобальные мировые тенденции развития человеческой цивилизации.
– Вы, наверное, уже слышали понятие «глобализация культуры»? Объясните, что это такое.
В условиях глобализации культуры культурная политика всех суверенных государств строится на том, чтобы, усваивая передовые достижения материальной культуры других стран, одновременно бережно сохранять и развивать свою духовную культуру.
– На примере России покажите взаимодействие культурных традиций и новаций в воспроизводстве и развитии культуры.
Функции культуры
1. Функция приспособления к окружающей среде.
2. Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей (позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему).
3. Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека (культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития).
4. Функция социализации (дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему норм, ценностей и знаний, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества).
5. Коммуникативная функция (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры).
Таким образом, культура (в узком смысле) – та область творческой деятельности, которая связана с искусством.
Культура (в широком смысле) – совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.
Оценка влияния культуры на жизнь людей:
1. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человеческого опыта.
2. Культура является особой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы.
3. Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.
IV. Закрепление изученного.
Прочитать фрагмент статьи (Фейнберг, Е. Л. Наука, искусство, религия… // Вопросы философии. – 1997. – № 7).
– Какие мысли у вас возникли? Выскажите свое отношение к данной статье.
Наука, искусство, религия: противоречивое взаимодействие
Функция познания мира, основная для науки, свойственна также искусству, но преимущественно в области познания духовного мира. Во все времена религия в своей практике использовала все виды искусства – музыку, изобразительные искусства, драматургию, поэзию, ораторское искусство и литературу (притчи). Направленная на внушение людским массам определенных идей, что предполагало установление общего языка, она неизбежно в своих основополагающих священных книгах отражала научное знание, накопленный опыт и мудрость человечества.
Искусство, например музыка, существовало всегда и вне церкви как фольклор, а примерно с XII в. – как светское, бытовое искусство, от трубадуров, карнавальной музыки до современных направлений – оперетты и рока. Однако церковь растила, формировала и использовала музыку высокого духовного плана, в которой развивалась и форма искусства, и его высокие художественные нормы. Искусство неоценимо важно в духовном ритуале, так как оно обладает удивительной способностью усиливать восприятие интуитивных идей, эмоций (Л. Толстой говорил: «заражать чувством»), доводить людей до экстаза, катарсиса. С эпохи Возрождения начинается новый этап. Наряду с остающимся в церкви возникает и тоже быстро развивается серьезное и высокодуховное внерелигиозное искусство.
Теперь поговорим подробнее о взаимоотношении науки и религии. Есть два момента, вызывающие их неизбежное столкновение. Первый – зафиксированное в религиозных священных книгах отражение научного знания своего времени. Неизбежный прогресс научного знания приводит к новым выводам, вступающим в противоречие с прежним знанием. Лишая религиозное учение «чудес», научное их объяснение «размывает» основные элементы религии – мистицизм и тайну. Второй момент, чуждый человеку науки, – требование веры без сомнения. Между тем фундамент научного познания – это тезис «сомнение – мать истины». Ученый может продвинуть знание вперед, только если он способен подвергнуть сомнению то, чему его учили уважаемые учителя и великие предшественники.
В эру становления современной науки имело место стремление «освободить науку от религии». Теперь же можно сказать, что следовало бы освободить религию от науки. Религия должна быть обращена к своей духовной сфере, отличной от той, к которой обращена наука. Есть и другой путь снятия противоречий между наукой и религией: признать, что в священных книгах использовалось иносказание, не понимать ряд сюжетов буквально, реалистически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Дидактический материал для проведения промежуточной аттестации по итогам Iполугодия на I курсе....
Интегрированный учебный проект: «Развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций на примере христианского праздника- Православная Пасха»
Данный проект является творческим и направлен на:-развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций-применения технологических знаний в самостоятельной практической...

Проект «Сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей подрастаю-щего поколения средствами музыкального репертуара».
Занятия вокалом занимают особое место в музыкальном воспитании детей и принадлежат к основным видам музыкального исполнительства. Они являются одним из средств разносто-роннего развития обучающихс...

Технологическая карта урока обществознания. "Духовная культура общества" (Часть 2. "Многообразие культур")
Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по базовой программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....

Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...

Тест по обществознанию по теме: «Духовная культура общества», 8 класс
Тест по обществознаию возможно использовать при подготовке к ОГЭ по обществознанию к разделу "Духовная культура"...
Конспект урока по обществознанию 10 класс. Духовная культура общества.
Конспект урока по обществознанию 10 класс. Духовная культура общества....
