ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО – НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией личностно-ориентированного подхода к обучению. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medvedeva_6.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО – НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕДВЕДЕВА ОЛЬГА ВАЛЕРИЕВНА

МБОУ «Краснобаррикадная СОШ»               www.olenka.1984.2007@yandex.ru

Современное образовательное пространство  характеризуется высоким темпом изменений, становятся востребованными и личностно значимыми такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность учащихся.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией личностно-ориентированного подхода к обучению. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология «Портфолио» (от латинских корней «port» - хранилище и «folium» - лист) пришла в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из экономики и мира искусства. Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

● диагностическую (фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени);

● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов); а так же содержательную, развивающую, рейтинговую, обучающую; корректирующую.

Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:

● портфолио достижений

● портфолио – отчет

● портфолио – самооценка

● портфолио – планирование работы

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер: ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио; ученик собирает материал; в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.

В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию. Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.

Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г.
  2. Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. - № 5. – 2010. – с.185-191
  3. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009. – 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерология воинской деятельности – новое направление военной науки (Женщины в погонах)

Предметом  исследования является анализ гендерного контракта женщин на военной службе в России.Цель  работы состоит в том, чтобы проанализировать тендерный контракт женщин на военной службе,...

Критериально - оценочная деятельность учителя истории с использованием компьютерных технологий

Критериально - оценочная деятельность учителя истории с использованием компьютерных технологий...

Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)

Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)...

Доклад "Портфолио как технология оценочной деятельности в преподавании английского языка"

Доклад "Портфолио как технология оценочной деятельности в преподавании английского языка"...

"Современные образовательные технологии и новые направления в преподавании русского языка и литературы"

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы....

Новые подходы к оценочной деятельности обучающихся в свете требований ФГОС

Рекомендации к новой  оценочной деятельности обучающихся в свете требований ФГОС...