ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО – НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией личностно-ориентированного подхода к обучению. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.
Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.
В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medvedeva_6.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО – НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕДВЕДЕВА ОЛЬГА ВАЛЕРИЕВНА
МБОУ «Краснобаррикадная СОШ» www.olenka.1984.2007@yandex.ru
Современное образовательное пространство характеризуется высоким темпом изменений, становятся востребованными и личностно значимыми такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность учащихся.
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией личностно-ориентированного подхода к обучению. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.
Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.
В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.
Технология «Портфолио» (от латинских корней «port» - хранилище и «folium» - лист) пришла в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из экономики и мира искусства. Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
● диагностическую (фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени);
● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов); а так же содержательную, развивающую, рейтинговую, обучающую; корректирующую.
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:
● портфолио достижений
● портфолио – отчет
● портфолио – самооценка
● портфолио – планирование работы
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер: ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио; ученик собирает материал; в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.
В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию. Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.
Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г.
- Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. - № 5. – 2010. – с.185-191
- Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009. – 272с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерология воинской деятельности – новое направление военной науки (Женщины в погонах)
Предметом исследования является анализ гендерного контракта женщин на военной службе в России.Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать тендерный контракт женщин на военной службе,...
"Роль педагога дополнительного образования в разработке и внедрении нового направления деятельности - фильцевания"
Призентация педагогического опыта...
Критериально - оценочная деятельность учителя истории с использованием компьютерных технологий
Критериально - оценочная деятельность учителя истории с использованием компьютерных технологий...
Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)
Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)...
Доклад "Портфолио как технология оценочной деятельности в преподавании английского языка"
Доклад "Портфолио как технология оценочной деятельности в преподавании английского языка"...
"Современные образовательные технологии и новые направления в преподавании русского языка и литературы"
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы....
Новые подходы к оценочной деятельности обучающихся в свете требований ФГОС
Рекомендации к новой оценочной деятельности обучающихся в свете требований ФГОС...