Гендерология воинской деятельности – новое направление военной науки (Женщины в погонах)
творческая работа учащегося по обж (11 класс) по теме

Предметом  исследования является анализ гендерного контракта женщин на военной службе в России.

Цель  работы состоит в том, чтобы проанализировать тендерный контракт женщин на военной службе,  выяснить основные стратегии поведения женщин-военнослужащих в рамках существующего гендерного контракта,  выяснение места и роли женщины-военного в современной системе Министерства обороны.
В процессе работы  проводился социологический опрос среди различных по возрасту и положению групп людей об их отношении к женщинам на военной  службе.

 Основной рабочей гипотезой выступает положение о том, что количественный рост женщин в ВС РФ в современный период обусловлен не
расширяющимися возможностями для самореализации женщин в нашей стране, а ухудшением социальных, прежде всего экономических, условий жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_Genderalogiya.doc393 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество руководителя

Скрынников Олег Игоревич

Регион, в котором находится школа

Ставропольский край

Город, в котором находится школа

г. Железноводск, п. Иноземцево

Номер и/или название школы

МОУ ИСОШ № 4

Данный  учебный проект  выбран  в качестве пособия.

Какова тема Вашего учебного проекта?

Тема проекта: «Женщина в погонах»

Проект охватывает следующие учебные темы государственной программы курса ОБЖ: Понятие «патриотизм»

Модель военно-патриотического  воспитания школьников

Методы обучения, способствующие воспитанию старшеклассников

Проект, кроме выше перечисленного,  охватывает программный минимум по вопросам подготовки старшеклассников к службе в армии, классных часах, практических тренировках и других мероприятиях (классными руководителями, учителями).

Дидактические цели  проекта.

  • развитие познавательной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации, формирование критического мышления;
  • выявление и систематизирование знаний по ОБЖ;
  • развитие умения видеть проблему и намечать пути ее решения;
  • формирование интереса к «Основам безопасности жизнедеятельности» посредством связей с другими учебными предметами (история) и различными областями науки, развитие аналитического мышления;
  • активизация творческой деятельности учащихся

Компетентности, которые  формирует проект.

▢ В сфере самостоятельной деятельности.

▢ В сфере гражданско-общественной деятельности.

Методические задачи  проекта.

обучающие: 

  • научить пользоваться компьютерными программами: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint для оформления результатов своей творческой работы;
  • расширить  ЗУН в области начальной военной подготовки

коррекционно-развивающие:

- развивать коммуникативные навыки.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету ОБЖ;
  • воспитывать ответственность за свои действия и поступки;
  • воспитывать стремление прийти на помощь человеку в чрезвычайной ситуации;
  • воспитывать информационную культуру личности.

Основополагающие и проблемные вопросы учебной темы.

Основополагающий вопрос: Нужно ли женщине служить в армии, быть военным человеком?

Вопросы учебной темы (проблемные):

  1. Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим солдатом?
  2. Роль женщины во время боевых действий.
  3. Кто из женщин прославился на войне?

Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?

«Гендерология воинской деятельности – новое направление военной науки. (Женщина и война)»

        

Какие самостоятельные исследования возможны в учебном проекте?

  1. Методы работы с учащимися.
  2. Роль воина в защите РФ.
  3. Особенности воинской службы.
  4. Теоретические знания основ начальной военной подготовки.
  5. Как организовать конкурсы, соревнования, связанные с начальной военной подготовкой, способствующие патриотическому воспитанию.
  6. Военный  - профессия героическая?

Возраст учащихся (Выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта)

Учителя средней и старшей школы, классные  руководители.

Оформление результатов проекта

Необходимое оборудование: компьютер, проектор.

Презентация

Напишите краткую аннотацию проекта

Данный проект предназначен для преподавателей ОБЖ, классных руководителей, руководителей НВП.

Целью проекта является популяризация знаний среди данных групп слушателей, инициирование и развитие подросткового участия в подготовке к службе в армии, к самостоятельной жизни. Работа над проектом проводится в виде информации. В ходе работы можно собрать материал, проанализировать его, систематизировать и сделать выводы. Результаты работы появляются в ходе проведения классных часов,  на пятидневных сборах, в конкурсе «Воинская доблесть», в соревнованиях  допризывной молодежи… В рамках работы над  проблемой учащиеся должны попытаться ответить на вопрос «Нужно ли женщине служить в армии, быть военным человеком?» Реализация данного проекта возможна при чёткой организации взаимодействия сплоченной команды учащегося и руководителя,  который направляет и контролирует деятельность учащихся в ходе реализации проекта.

Этапы и сроки проведения проекта (возможны изменения):

Подготовительный этап (август):

  1. Подготовка презентации «Женщина в погонах»  на учебных компьютерах в школе.
  2. Создание примеров (образцов) творческих работ учащихся.
  3. Подготовка материалов, необходимых для проведения проекта.
  4. Согласование вопросов, связанных с организацией взаимодействия и сотрудничества с военкоматом  города в рамках проекта.
  5. Подготовка учебно-материальной базы необходимой для реализации проекта.

Этапы исследований:

  1. Предварительное тестирование учащихся школы по выявлению их отношения  к службе в армии

( сентябрь)

  1. Сбор информационного материала с различных источников по выбранной теме (октябрь – ноябрь)
  2. Анализ и обработка полученной информации под руководством преподавателя (ноябрь)
  3. Выбор формы представления творческого отчета (октябрь-ноябрь).
  4. Работа учащихся над созданием творческих отчетов (ноябрь).

Заключительный этап:

  1. Презентация  и защита творческих отчетов участником проекта (ноябрь)
  2. Торжественное подведение итогов проекта.
  3. Обучающий тренинг  «Ты – солдат!» для  участников проекта (апрель).
  4. Рефлексия и анализ работы по проекту (май).

\

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иноземцевская средняя общеобразовательная школа № 4

города – курорта Железноводска

Дисциплина: основы безопасности жизнедеятельности

Гендерология воинской деятельности –

новое направление военной науки

(Женщины в погонах)

Выполнил проект

Предместин Игорь,

ученик 11 класса

Руководитель проекта

Скрынников О. И.,

преподаватель – организатор  ОБЖ

город – курорт Железноводск - 2010

Содержание

Введение

  1. Служба женщин в армии - феномен XXI века?
  2. «Амазонская рота»
  3. Женщины в погонах с мужскими именами
  4. У войны не женское лицо. Женщины Ставрополья на фронтах Великой Отечественной войны/
  5. Контракт на военную службу.

Использованная литература

Введение

Люди в нашей стране относятся к человеку в погонах в последние 10-15 лет, мягко говоря, неоднозначно. Слова «патриот», «военный» для многих звучат как непопулярные. И в этом немалая «заслуга» средств массовой информации, кино и телевидения, создающих не всегда оправданную шумиху вокруг любого негативного случая и происшествия в Вооруженных Силах или милиции.

Да, у военных, милиционеров и представителей других силовых структур не все благополучно, много  сложностей и проблем, вызванных как объективными, так и субъективными причинами. Но разве сейчас в какой-то другой сфере всё безупречно? Любая область деятельности в определенные периоды переживает взлеты и падения, имеет свои положительные и отрицательные события и явления. Однако, как бы то ни было, наша страна не перестала нуждаться в защитниках Отечества, людях, которые по долгу службы обязаны находиться на самых опасных участках, рисковать своей жизнью ради его процветания. Необходимость в военнослужащих, имеющих специальную профессиональную выучку, высокие морально-психологические качества, будет существовать в нашей стране еще долгие годы. А воспитывать людей в духе патриотизма, преданности своей стране нужно с раннего возраста.

Много ли мы знаем о женщинах в погонах - военнослужащих, милиционерах, юристах? Что привлекает их к столь тяжелой работе? Насколько должны быть присущи им такие качества, как верность служебному долгу, любовь к профессии, строгость и бескомпромиссность, воля и твердость характера, умение быть мужественной и в то же время отзывчивой? Чем определяется решение женщины надеть погоны и посвятить себя трудной, «неженской» работе? Сегодня быть военным и сложно, и очень опасно. Служить  может далеко не каждый. И дело не только в особых физических и моральных требованиях к представителям этой профессии. Время выбрало их, так можно охарактеризовать причину, побудившую многих женщин отправиться в военкомат.

Актуальность проблемы. В связи с падением престижа военной службы, отсутствием социальной защищенности военнослужащих, в последние годы наблюдается снижение числа желающих поступать на военную службу. Это привело к возникновению серьезных проблем с комплектованием частей и подразделений и создало предпосылки для поступления женщин на военную службу. 

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации на различных должностях проходят службу около 160 тыс. военнослужащих женщин. В 1995 году они составляли 8,5% численности всего личного состава, в 1999г. - 10,0%. Несмотря на возрастающую роль женщин в Вооруженных Силах, научные исследования, посвященные изучению характера и условий военной службы, их влияния на личность и состояние здоровья военнослужащих женщин, является предметом интереса исключительно зарубежных ученых. В нашей стране исследование проблемы "женщина в Вооруженных Силах" в современных условиях по ряду причин не получило должного развития и оценки, хотя существуют руководящие документы, регламентирующие порядок привлечения женщин для прохождения военной службы. Так, женщины в возрасте от 19 до 45 лет, имеющие соответствующие специальности, могут быть взяты в мирное время на воинский учет, привлечены на учебные сборы, а также приняты в добровольном порядке на действительную службу. 

Объектом исследования выступает социально-исторический и культурный феномен - тендерный контракт.

Предметом  исследования является анализ гендерного контракта женщин на военной службе в России.

Цель  работы состоит в том, чтобы проанализировать тендерный контракт женщин на военной службе,  выяснить основные стратегии поведения женщин-военнослужащих в рамках существующего гендерного контракта,  выяснение места и роли женщины-военного в современной системе Министерства обороны.
В процессе работы  проводился социологический опрос среди различных по возрасту и положению групп людей об их отношении к женщинам на военной  службе.

 Основной рабочей гипотезой выступает положение о том, что количественный рост женщин в ВС РФ в современный период обусловлен не
расширяющимися возможностями для самореализации женщин в нашей стране, а ухудшением социальных, прежде всего экономических, условий жизни.
Исходя из сформулированной цели и гипотезы  исследования, основными
задачами являются:

  • конкретизировать теоретико-методологические основания тендерного подхода в социологии;
  • выяснить содержание социального феномена «гендерный контракт»;
  •  рассмотреть исторические и культурные формы тендерного контракта;
  • выделить этапы развития тендерного контракта женщин на военной службе в России;
  • выявить специфику тендерного контракта в современной России;
  •  исследовать положение в условиях современной России особой социальной группы - женщин-военнослужащих;
  • рассмотреть основные особенности и закономерности стратегий поведения женщин-военнослужащих в переходном обществе.

В качестве исходной методологической позиции выдвигается сравнительно-исторический анализ участия женщин в Вооруженных Силах России на основе имеющихся документов, исторических и социологических исследований, который позволяет не только описать структурные элементы и характеристики изучаемого социального феномена, но и выявить причины, обусловливающие его особенности и сущность.

По используемым методам сбора информации исследование имеет комплексный характер, в нем применяются различные социологические методы: анализ литературы, экспертный опрос, анкетный опрос, интервью.

Научная новизна исследования определяется решением поставленных  задач и тем, что она является первой специальной разработкой поставленной проблемы в предлагаемом объеме. Проведен анализ эволюции военной службы женщин с позиций гендерного подхода.

Положения, выносимые на защиту. 

1. В условиях военной реформы и перехода на принцип смешанного комплектования, женщины могут представлять значительный резерв для пополнения рядов Вооруисенных Сил Российской Федерации.

2 Основными факторами, влияющими на решение женщин поступать на военную службу, являются социально-экономические: высокий уровень безработицы, недостаточное материальное обеспечение, наличие социальных и экономических льгот у военнослужащих, в том числе, возможность получения более раннего и повышенного пенсионного обеспечения, по сравнению с большинством других категорий женщин; возможность профессиональной самореализации и служебной карьеры и др. 

Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании
тендерного контракта как социального феномена.

Практическая значимость проекта  заключается в том, что теоретические выводы и положения, полученные в процессе разработки избранной темы, могут быть использованы в практике научной подготовки офицеров; в деятельности офицеров, работающих с женщинами-военнослужащими, а также в учебных целях при разработке лекций и семинаров по проблемам социологии тендера, социологии армии, социологии семьи.

Был собран большой материал о женщинах-военных  различных войск России и Российской Федерации. На основе этого создано мультимедийное учебное пособие в виде компьютерной презентации Power Point «Женщина в погонах» для уроков и внеклассных мероприятий.

Служба женщин в армии  - феномен XXI века?

Можно много рассуждать о роли и значении женщины в погонах в нашей жизни. Женщин, которые, несмотря ни на что, трудятся каждая на своем посту, отдавая работе все свои знания и навыки, свое служебное и личное время, тепло своей души. Так же достойно они выполняют свои нелегкие обязанности в армии, МЧС, других ведомствах, где предусмотрена законом военная служба.

Состояние и развитие Вооруженных Сил России неразрывно связаны с положением дел в Российском государстве, его общественным строем, экономикой и политикой, проводимой в интересах защиты страны от внешней агрессии.

Политическая обстановка в мире постоянно меняется. Гаснут одни конфликты - вспыхивают другие, все более агрессивным становится терроризм. В этих условиях государство должно быть всегда готово постоять за себя. В связи с этим необходимо растить и воспитывать патриотов, всегда готовых встать на защиту своего Отечества.

Термин «гендерные исследования» (gender studies) появился в мире не так давно, в 1980-е годы, когда в университетах Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры; тогда же в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки тендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований (women' s studies) в американских университетах примерно на десять лет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программ феминистских исследований (feminist studies).

Точки зрения социологов и исследователей гендерной тематики по поводу привлечения женщин к военной службе часто прямо противоположны. Одни утверждают, что в армии женщинам не место, аргументируя это тем, что они дезорганизуют выверенный уклад армейской службы, разлагают дисциплину, провоцируют сексуальную активность мужчин. Другие же, напротив, утверждают, что женщины не хуже, а по некоторым параметрам лучше мужчин выполняют свои обязанности и даже могут способствовать укреплению дисциплины и этических норм межполового общения. Мнения по поводу нахождения женщин в районе боевых действий также неоднозначны: если Платон отмечал, что присутствие на поле брани женщин является средством психологической поддержки воинов, то известный российский психиатр прошлого века Николай Попов утверждал обратное: «Армия без женщин — всегда геройская. Женщины в армии допустимы только тогда, когда нет надобности в проявлении геройства». В поддержку этого тезиса высказалась и российский психолог Елена Сенявская, считающая противоестественным само понятие «женщина-солдат»». «Женщины дают жизнь, — пишет Сенявская, — тем неестественней кажется сочетание «женщина, несущая смерть». Сторонников этой позиции много и за рубежом.

Служба женщин в армии не является феноменом XXI века. Как показали исторические изыскания, уже в IV веке до н.э. в Афинах и Спарте женщины присутствовали в вооруженных формированиях греческих войск, позже они участвовали в походах Александра Македонского. Римский историк Тацит (II в. до н.э.) в «Анналах» описывает кельтское войско, противостоящее римлянам. В составе его было много женщин. Упоминания о легендарных амазонках встречаются у древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) при описании войн женских племен с эллинами. А Платон и вовсе пишет в одном из сочинений о гендерном представительстве в вооруженных силах: «Разве иная женщина не имеет способностей к военному делу? Пусть же такие жены стражей... принимают участие в войне и прочей защите государства... Это возможно и полезно»

В европейских армиях женщины впервые обрели статус штатных военнослужащих в качестве сестер милосердия в XV-XVI вв. Родиной феминизированной армии является Англия - именно здесь в 1653 г. появились военные госпитали, состоящие из жен солдат. В годы первой мировой войны в стране началось формирование Королевских женских военно-воздушных сил, Королевского вспомогательного корпуса и женского легиона автотранспорта в количестве 100 тыс. человек. В другой англоязычной стране – Канаде – несколько ранее, в 1895 г. женщины впервые наравне с мужчинами встали в строй как полноправные военнослужащие с соответствующим статусом. Их стали принимать на военную службу в мирное время не только в службы обеспечения, но и в боевые части.

В России участие женщин в войнах тоже имеет давнюю традицию. Былины, дошедшие до нас, свидетельствуют о воинственных богатыршах-поленицах, которые на могучем коне в боевых доспехах сражались с врагами русской земли, даже порой вступая в единоборство с мужчинами и одерживали над ними верх. Н.Карамзин отмечал, что древние византийские летописи уже под 626 г. содержат упоминания о женщинах в доспехах, павших при осаде русичами Константинополя. Славны и ратные дела княгини Ольги, «праматери всех князей русских». Вместе со своим мужем – киевским князем Игорем – она была участницей многих военных походов, а после гибели мужа собрала в Киеве дружину и успешно усмиряла воинственных соседей.

Юридически право на армейскую службу для женщины в России было закреплено петровским Уставом 1716 г.. В 1787 г., к визиту Екатерины II в Таврию в Балаклаво-греческом батальоне генерала Чанони из ста «благородных жен и дочерей господ офицеров» по приказанию светлейшего князя Г.Потемкина была сформирована «амазонская рота» под командованием Елены Ивановны Сарандовой.

«Амазонская рота»

Во время поездки по Крыму в 1783 году Екатерина II посетила Севастополь - тогда еще строящуюся базу Российского флота, и решила осмотреть и окрестности Балаклавы. На подступах к городу, неподалеку от Кадык-Кой, Екатерина и ее свита были изумлены увиденной ими картиной: на дороге им салютовал отряд из 100 «амазонок» под командованием жены офицера греческого батальона Елены Ивановны Сарандовой. Тронутая такой встречей, Екатерина пожаловала Сарандовой чин капитана «амазонок» и подарила ей бриллиантовый перстень.

Стоит сделать небольшое отступление по поводу возникновения роты амазонок. Об описанных событиях говорит Г.Дуси: «...Государыня Екатерина II вознамерилась обозреть вновь присоединенный к России Крым, имела разговор со Светлейшим Князем Потемкиным, который, между прочим, выхвалял храбрость Греков и даже жен их. Государыня, смеясь храбрости женщин, спросила - чем он может доказать выхваленную их храбрость? Потемкин обещался Государыне уверить ее в сем на месте - в Крыму. Дав такое обещание, он прислал из Петербурга повеление подполковнику Балаклавского Греческого полка Чапони - непременно устроить Амазонскую роту из вооруженных женщин. Подполковник Чапони был в большем затруднение исполнить такое повеление, но, посоветовавшись с капитаном Сарандовым, решился предложить всем военным дамам участвовать в Амазонской роте».

Интересен рассказ самой Сарандовой: «Амазонская рота была составлена по ордеру Светлейшего князя Потемкина-Таврического, последовавшего на имя командира Балаклавского полка, премьер-майора Чапони и состояла из благородных жен и дочерей Балаклавских греков, в числе 100 особ, в марте-апреле месяцах 1787 года.... Встретить Императрицу должно было близ Балаклавы у деревни Кадыковка, и рота под моим начальством была построена в конце аллеи, уставленной апельсиновыми, лимонными и лавровыми деревьями. Прежде приехал Римский Император Иосиф верхом осмотреть Балаклавскую бухту и руины древней крепости. Увидав Амазонок, он подъехал ко мне и поцеловал меня в губы, что произвело сильное волнение в роте. Но я успокоила моих подчиненных словами: «Смирно! Чего испугались? Вы ведь видели, что Император не отнял у меня губ и не оставил своих». Слово «Император» подействовало на Амазонок, которые не знали, кто был подъехавший. Осмотрев бухту и окрестности, венценосный путешественник возвратился к Императрице и уже приехал во второй раз к Кадыковке с Ее Величеством и князем Потемкиным в Ее карете. У Кадыковки Императрица была встречена протоиереем Балаклавского полка о. Ананием. Не выходя из кареты, Государыня подозвала меня к себе, подала руку, поцеловала в губы и, потрепав по плечу, изволила сказать: «Поздравляю Вас, Амазонский капитан! Ваша рота исправна: я ею очень довольна».

Интересно также упоминание австрийского принца Шарля Жозефа де Линь, бывшего в свите Императрицы: «Я не видел здесь открытых женских лиц, кроме батальона Албанок из небольшой Македонской колонии, поселившейся в Балаклаве: 200 прекрасных женщин или девиц, вооруженные ружьями, штыками и пиками вышли нам на встречу, чтобы оказать честь, а не из любопытства».

Рота вскоре была распущена. Елена Ивановна после смерти мужа вышла замуж за вдовца Гавриила Шидлянского. Прожила она жизнь в бедности, сопровождаемая множеством несчастий. К концу долгой своей жизни ослепла. В Симферополе на старом кладбище был поставлен памятник из простого песчаника в форме Георгиевского креста, на котором высекли надпись: «1849 года сентября 4-го скончалась капитан амазонской роты Елена Шидлянская на 95-м году жизни».

Надежда Андреевна Дурова

Уже в 1806 г. русская женщина-офицер Надежда Андреевна Дурова проходила военную службу в кавалерийском полку - образ ее стал основой для фильма “Гусарская баллада”.  

Седло было моей первой колыбелью,

 лошадь, оружие и полковая музыка –

первыми детскими игрушками и забавами.

  Автобиографические «Записки

 кавалерист - девицы» Надежды Дуровой

Родилась 17 сентября 1783 в Киеве в семье отставного гусарского ротмистра А.В.Дурова и Н.И.Дуровой (Александрович).

В 1806 Дурова, в день своих именин пошла купаться, прихватив старую казацкую одежду. В нее она переоделась, а платье оставила на берегу. Родители решили, что она утонула, а она, переодевшись в мужское платье, присоединилась к направлявшемуся на войну с французами донскому казачьему полку. Она выдала себя за «помещичьего сына Александра Соколов».

В 1807 ее приняли «товарищем» (рядовым из дворян) в Коннопольский уланский полк под именем Александра Соколова. Полк в конце марта был направлен в Пруссию, откуда Дурова написала письмо отцу, прося прощения за свой поступок и требуя «позволить идти путём, необходимым для счастья». Отец Дуровой, получив от нее письмо, раскрывающее мотивы поступка, послал прошение к царю с просьбой разыскать дочь. По величайшему повелению Дурову, не раскрывая ее инкогнито, со специальным курьером отправили в Петербург. Там было принято решение оставить Надежду на службе, присвоить имя Александра Андреевича Александрова (его она и носила до смерти), зачислить корнетом в Мариупольский гусарский полк. За участие в боях и за спасение жизни офицера 1807 была награждена знаком отличия Военного ордена (солдатским Георгиевским крестом). В своих многолетних походах Дурова вела записки, которые позже стали основой для ее литературных произведений.

В 1811 Дурова перешла в Литовский уланский полк, в составе которого приняла участие в боевых действиях Отечественной войны, получила в Бородинском сражении контузию и была произведена в чин поручика. Была адъютантом (ординарцем) фельдмаршала М.И.Кутузова, прошла с ним до Тарутина. Участвовала в кампаниях 1813–1814, отличилась при блокаде крепости Модлине, в боях при Гамбурге. За храбрость получила несколько наград.

Но и она служила под мужским именем - Александр Александров. Только Александр I, Барклай-де-Толли, Кутузов и еще несколько человек знали, что Александров - женщина. Надежда Дурова участвовала в нескольких войнах, сражалась при Гаутштадте, Гейльсберге, Фридланде, при Бородино была ранена в ногу, в заграничном походе отличилась в бою под Гамбургом. Еще будучи рядовым уланского полка, стала георгиевским кавалером, получив знак отличия Военного ордена Святого Георгия за спасение в бою под Гаутштадтом офицера. Прослужив около десяти лет, в 1816 вышла в отставку в чине штаб-ротмистра. После отставки Дурова жила несколько лет в Петербурге у дяди, а оттуда уехала в Елабугу.

Женщины в погонах с мужскими именами

В 4-м Мариупольском гусарском полку не было Ольги Шидловской, по служил блестящий гусар "Олег Шидловскнй", выходец из старой дворянской семьи, у которого два брата-офицера служили в 102-м Вятском пехотном полку. Волнующий пример гусара Александрова (Н.А. Дуровой), храброго воина, отличного товарища, определенного за заслуги в Мариупольский гусарский полк самим императором, вдохновлял Ольгу в стремлении служить именно здесь, продолжить славные традиции замечательной россиянки, первой женщины – кавалера ордена св. Георгия. Шидловская добилась своего – Верховный главнокомандующий в июле 1915 года разрешил принять ее в полк рядовым. Отважный гусар не щадил себя. Храбрость его была отмечена: в сентябре – производство в ефрейторы, спустя немного времени присваивается звание младшего, затем старшего унтер-офицера. 11 декабря 1915 года "Олег Шидловскнй" награждается Георгиевской медалью 4-й степени, 16 июля 1916 года – Георгиевским крестом 4-й степени.

Семнадцатилетняя кавалерист-девица Антонина, дочь крестьянина Тихона Пальшина -95- из деревни Шевырядово Сарапульского уезда, – землячка Надежды Андреевны Дуровой. Она воевала под именем Антона. Юный воин удивлял своей храбростью солдат и рубил шашкой по-казацки – с оттяжкой – настолько лихо и азартно, что солдаты его порой удерживали и ругали за лихость, грозили отправить домой, чтоб не лез в пекло. По уважали и ценили за эту же лихую смелость, старались оберегать парнишку, а он несся, сверкая шашкой, добывал "языка", во время боя ловко перевязывал раненых и вытаскивал их с поля боя. С падежным "юношей" охотно ходили в разведку. Всем хорош был "Антон", но имел один "недостаток" – не употреблял спиртного. Странность эту прощали за удаль, непреклонную волю, крепкую товарищескую жилку и добрый нрав. Два Георгиевских креста заработал на ратном поле отважный "Антон". Долгую жизнь прожила Антонина Тихоновна, умерла в феврале 1992 года на 96-й году. О ней написана опера "Россиянка".

Георгиевским крестом была награждена Наталья Комарова - дочь казачьего войскового старшины из деревин Назаровка с берегов Урала. Она была воспитана в суровом казачьем духе, где и юноши и девушки учились владеть конем и оружием. С началом первой мировой войны ее отец и брат Петр ушли на фронт. Девушка, надев мужской наряд, отправилась следом. Настигнув отряд, в котором находился брат, Наталья влилась в него рядовым казаком. Воевала храбро, неоднократно бывала в разведке, ползала в оставленный противником окоп за недостающими на позициях патронами. В бою, когда был ранен брат, Наталья на всем скаку, повиснув на шее коня, молниеносно всадила кинжал в грудь врага так, что тот не успел даже крикнуть. Много боевых, горячих, в общем-то мужских дел совершила Наталья Комарова - Георгиевский кавалер. Известны две женщины, служившие в пехоте, награжденные Георгиевскими крестами. Это Aнтонина Потемкинa – доброволец 403-го Вольского пехотного полка, участвовавшая в брусиловском наступлении, и прапорщик М.Л. Бочкарева - командир 1-го женского маршевого батальона, так называемого "батальона смерти".

У войны не женское лицо. Женщины Ставрополья на фронтах Великой Отечественной войны.

В советское время необходимость воинской службы для женщин была предметов жарких дискуссий. Многие считали воинский труд средством обеспечения фактического социального равенства полов. «С призывом женщин в войска окончательно закрепляется представление о ней, как о равноправном и равноценном члене государства», - подчеркивала А.М.Коллонтай.  В межвоенный период более 250 женщин закончили военные академии и затем успешно воевали не только связистками, санинструкторами и зенитчицами, но и командовали танковыми ротами, как Е.С.Кострикова (дочь С.М.Кирова), минометными батареями, как Л.В.Дубровицкая, подразделениями морской пехоты - как Е.Н.Завалий.

Беспрецедентным в мировой истории войн событием является боевая деятельность в годы Великой Отечественной войны сразу трех женских авиационных частей – 586-го истребительного полка (командир - подполковник Т.А. Казаринова), 587-го полка пикирующих бомбардировщиков (до гибели в 1943 г. полком командовала майор М.Раскова) и 588-го ночного бомбардировочного полка (командир - майор Е.Бершанская). 28 летчиц и штурманов этих авиаподразделений были удостоены высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза.

Вспоминая о Великой Отечественной войне, Маршал Советского Союза А.И.Еременко писал: «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья и отцы».

Очень часто на фронт женщины уходили вместе с мужьями. Так поступила сибирячка Мария Дошкина, оставив двух сыновей на попечение бабушки, муж и жена ушли на фронт. В армии лейтенант Дошкина была командиром роты бронебойщиков. Храбро сражалась она, не отставая от мужа. В боях за Родину супруги Дошкины погибли смертью храбрых.

Пулеметчица Нина Онилова в боях за Одессу и Севастополь истребила до двух тысяч гитлеровцев, показав при этом мастерство и бесстрашие. «О ее подвигах в районе Гильдендорфа ходили легенды. Не было в Приморской армии человека, который бы не знал ее имени и не восхищался ее отвагой, мужеством и стойкостью. «Чапаевской Анкой» называли ее приморцы.» В феврале 1942 года Нина была ранена, но даже в этом бою пулеметный расчет Ониловой вновь отличился. Девушка была награждена орденом Красного Знамени, но рана оказалась смертельной и отважная пулеметчица скончалась. Родина посмертно присвоила Нине Ониловой звание Героя Советского Союза.

Механик-водитель 48 танковой армии Вера Безрукова, в бою под Барановичами танк попал в болото, немцы решили захватить его и пригнали тягач. Но как только они вытащили танк, Вера завела мотор и тягач оказался на буксире ее машины. С ним она и прибыла в часть. Однажды во время боя загорелся танк командира полка. Под огнем противника бесстрашная танкистка проскочила к машине командира и спасла его. За время войны танкистка не раз горела и теряла машины (8 танков), но всегда выходила победителем. Грудь В. П. Безруковой украшают 11 боевых наград. Войну она закончила в Берлине, оставив на одной из колонн рейхстага свою роспись.

В первых числах августа 1941 года в военкоматах и райкомах ВЛКСМ на курсы телеграфистов записались 20 человек из г. Ставрополя, 10 - из г. Невинномысска, 4 - из с. Петровского, 8 - из Благодарного, 7 –из Изобильного, 70 – из других районов края. Всего из Ставрополья - 142 девушки. 23 августа 1941 года все они были направлены на курсы радиотелеграфистов в Тбилиси. В их числе были Мария Малых, Прасковья Кущенко, Валентина Мансветова, Нина Васина, Ирина Фирсова, Татьяна Оршенко, Мария Стачинская из с. Степного, Раиса Сотникова из Невинномысска, ставропольчанки Мария Харченко и Александра Кравченко (обе погибли).

В июле 1942 года армейские части отошли от Батайска. Авиация фашистов каждый час налетала на подразделения полка, сбрасывала бомбы, обстреливала из пулеметов.

Нелегко было и связисткам. Им приходилось проходить километры по колено в воде, отбиваясь от наступающего противника, и налаживать связь.

Имя Анны Владимировны Никулиной, водрузившей Красное Знамя над имперской канцелярией известно далеко не всем. Она наша землячка, майор, инструктор политотдела. Родилась А. В. Никулина 22 декабря 1904 г. в станице Кардоникской Зеленчукского района. Детство Никулиной было тяжелым. Анна училась в Ростовском техникуме на технологическом факультете. Вышла замуж за Николая Виноградова, но в 26 лет Никулина осталась вдовой с двумя детьми. Когда началась война, Анна Владимировна была комиссаром госпиталя. Она окончила военно-политическое училище и попала на передовую. Дома остались ее сын Володя и дочь Лиля. Анна Владимировна начала воевать старшим инструктором политотдела 9-го стрелкового корпуса по агитации в звании капитана. Бойцы называли ее «товарищ Анна».

Боевой путь прошла от Моздока до Берлина. Участвовала в освобождении Ставрополья, Краснодарского края, Донбасса, Запорожья, Украины, Молдавии, Польши. В логове фашистов ее 9-й корпус в составе 5-й ударной армии участвовал в бою за Рейхстаг. И она вместе с бойцами 4-й роты 2 батальона 1050 полка 301 дивизии водрузила Красное Знамя.

Сама Анна Владимировна рассказывала об этом сухо. Когда они приблизились к зданию, завязалась перестрелка. Бойцы все плотнее сжимали кольцо вокруг гитлеровцев. Никулина со связистом Петренко пробралась на крышу, достала знамя и прикрепила его куском телефонного провода. Имперская канцелярия взята.

И вот долгожданный парад Победы. Кавалер 16 боевых наград
А. В. Никулина принимала участие в параде на Красной площади.

Воевали женщины и в партизанских отрядах, почти 27 тысяч женщин и девушек участвовали в партизанской борьбе. Руководитель женского партизанского отряда Т. Б. Киселева: «Могла ли я не взять оружие, когда в наш дом пришли бандиты и подняли руки на счастье наших детей, на наше счастье? У нас целые семьи уходили в партизаны. Было страшно, но сильнее страха была любовь к Родине, к жизни».

Мария Ивановна Данилова - Чухарева из Александровского района воевала в 1942-45 гг. в составе 2-й гвардейской Таманской Краснознаменной орд. Суворова стрелковой дивизии им. Калинина. Она участвовала в освобождении Северного Кавказа, Таманского полуострова, Керчи, Севастополя, Латвии, Литвы, Восточной Пруссии, Северной Осетии, Нальчика, городов КМВ, Крыма, форсировала Керченский пролив. Во время войны Маша-малышка, как ласково называли ее в полку, была контужена и ранена осколками в голову и ногу.

Особенно тяжело пришлось при обороне Северного Кавказа в октябре
1942 г. В одном из боев Данилова вынесла с поля боя 18 раненых, и была тяжело контужена. Контузия не прошла для нее даром – Мария Ивановна заикается и плохо слышит. После госпиталя врачи были против ее возвращения на фронт, но Данилова всеми правдами и неправдами вновь попала туда. Демобилизовалась в 1945 г. Награждена Орденом Красного Знамени и Орденом Суворова.

«Мне хочется, - пишет Мария Ивановна, - чтобы не было этой проклятой войны, чтобы молодые не видели того, что нам довелось испытать в наши юные годы. Чтобы всегда было чистое небо, чтобы всегда был мир
на земле» (11).

Внесла свой вклад в дело Победы и Мария Васильевна Ермолова, участник десанта на Малую землю. После ранения сбежала из госпиталя и вернулась на фронт. Ей довелось перевязывать раненого Соколова, настоящего автора книги «Малая земля»(12).

Таким образом, многие женщины Ставрополья принимали участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны. Всех их – летчиц и радисток, разведчиц и медсестер - объединяло одно желание: во что бы то ни стало победить врага, отомстить за смерть родных, за Родину. Им пришлось пережить трудности фронтовых будней, бомбежки, холод и голод, смерть товарищей. Но каждая была готова, если понадобится, положить на алтарь победы свою жизнь. Их подвиг никогда не будет забыт как пример величайшего мужества и беззаветной любви к Родине.

Контракт на военную службу.

Служба в армии привлекает представительниц прекрасного пола и по сей день. Согласно исследованиям 1999 г., проведенным в 20 российских вузах, каждая пятая студентка хотела бы стать офицером, каждая седьмая – заключить контракт на прохождение военной службы. Но в профессиональной воинской деятельности дискриминация «по половому признаку» в последнее время даже обострилась.

После издания в 1997 г. приказа министра обороны РФ о запрещении приема женщин в военные академии (кроме войск связи и медицинских специальностей), она, по мнению специалистов, носит целенаправленный характер.

Но несмотря на запреты и указы, Вооруженные Силы России продолжают феминизироваться. С 1985 по 1995 г. численность военнослужащих-женщин увеличилась десятикратно – до 350 тыс. человек. Даже после сокращения в начале 2000 г. во всех силовых ведомствах насчитывалось более 500 тыс. представительниц прекрасного пола – в одном Министерстве обороны их 115 тыс., в том числе 14 полковников, 75 подполковников, более 300 майоров. В Федеральной пограничной службе России служат более 12 тыс. женщин, из которых 625 – в звании офицеров, а 5480 - прапорщика (соответственно 5,2 и 45,7 % от общей численности).

Тем не менее, в ВС России в течение нескольких десятилетий нет ни одной женщины-генерала, в отличие от зарубежных армий – например, в США такой чин имеют десять женщин, в Великобритании - четыре, во Франции – две. Правда, пять россиянок из других ведомств все же дослужились до генеральских погонов - две сейчас в отставке (первая женщина-космонавт В.Николаева-Терешкова и Г.Смирнова, бывший начальник 12-го отдела КГБ СССР), две служат в системе МВД (Н.Москалькова, начальник правового управления МВД России, и С.Перова, замначальника ГУВД г. Москвы), а одна – в ФСБ (Н.Климова, первый замначальника Военно-медицинского управления ФСБ).

Что же движет женщинами, решившими связать свою жизнь с армией? Исследования, проведенные автором этих строк в 12 частях Ленинградского и Московского военных округов в феврале 2000 г., показали, что доминируют здесь три мотива – надежда решить финансовые (62 % опрошенных), семейно-бытовые (24 %) и жилищные проблемы (14 %). Из индивидуальных бесед выяснилось, что многие женщины становятся в строй лишь потому, что альтернатива «военной портупее» - безработица. Других на заключение контракта подвигают положенные военнослужащим льготы, семейная традиция, нежелание быть домохозяйкой и пр.

Следует отметить, что материальные мотивы поступления женщин на военную службу не новы. Так, Х.Д.Алчевская, анализируя состав сестер милосердия, участвующих в черногорско-сербско-турецкой войне 1877-78 гг., выделяет так называемую «группу наемниц». Одна из этих девушек откровенно говорит подруге: «Если бы мои родители не разорились, никогда бы я не дошла до такого унижения». Подобно им нынешние «амазонки» часто терпят тяготы и лишения военной службы, понимая, что в условиях гарнизона военная служба – единственный источник существования. На каждую военную должность претендуют еще 5-6 конкуренток.

Несмотря на все льготы и преимущества, жизнь военных далеко не проста. К тому же круг проблем не ограничивается финансовыми и семейно-бытовыми. Каждая четвертая женщина, участвующая в опросе, подтвердила наличие такой проблемы, как сексуальные домогательства со стороны сослуживцев, причем 12 % это «коснулось лично». По данным Главного военного прокурора РФ Ю.Демина, факты сексуального насилия в отношении военнослужащих-женщин зафиксированы в 1997 г. в Уральском и Ленинградском военных округах, на Тихоокеанском флоте. При этом сам Ю.Демин допускает, что это лишь те факты, которые преданы огласке с согласия самих потерпевших. На деле их значительно больше и распространяются они, в основном, на женщин рядового и сержантского состава. К сожалению, во всех армиях мира сексуальные домогательства не редкость. В вооруженных силах США они «стали обыденным явлением», отмечает официальный доклад Пентагона за 1997 год. Женщины в форме подвергаются изнасилованиям, постоянному психологическому давлению, вынуждены выслушивать непристойные шутки от военнослужащих-мужчин.

И все же женщины «держатся» за военную службу и считают ее достойным местом применения своих талантов. Действительно во многих воинских специальностях они не уступают мужчинам. Начальник Главного организационно-мобилизационного управления МО РФ генерал-полковник В.Путилин убежден, что женщины более старательны, ответственны, основательно осваивают военное дело. И, вероятно, не зря: проблемы комплектования вооруженных сил, связанные с уклонением молодежи от призыва на военную службу и массовым увольнением молодых офицеров, заставляют военное командование все чаще обращать свой взор к прекрасной половине человечества как к резерву не только высококлассных специалистов, но и ответственных граждан, дорожащих честью мундира и Отечества.

Женщины в армии. Статистика:

В Вооруженных Силах (ВС) женщины носят офицерские погоны.

более 2 400

Среди них: генерал-майор,

 полковник  

 старшие офицеры

один

четыре

свыше 300 человек

Средний возраст женщин

от 26 до 35 лет.

Каждый шестой прапорщик - женщина, а среди военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях рядовой и сержант, женский пол составляет почти половину.

 служит в войсковых хозяйствах

25,2%;

в штабах

19%

на узлах связи

17,5%

Во Внутренних Войсках (ВВ) женщин-офицеров

650 человек

Средний возраст

36 лет

Основные места службы

медчасти,

 службы связи,

есть небольшое количество преподавателей в военных институтах ВВ.

Следует отметить, что несмотря на количественный и качественный рост в России исследований по женской тематике, проблематика женщин-военнослужащих в настоящее время практически не представлена, обращает на себя внимание отставание фундаментальных исследований тендерного контракта женщин на военной службе. Об этом, в частности, шла речь на парламентских слушаниях «Женщины и Вооруженные Силы РФ», которые состоялись в апреле 1999 года. В выработанных участниками слушаний рекомендациях, указывалось на необходимость проведения комплексных исследований тендерных проблем в российских Вооруженных Силах. Наблюдающаяся феминизация ВС РФ актуализировала дискуссию о положении женщин в армии, и, соответственно, вызвала научную потребность в переоценке прежних представлений о месте женщин и их роли в современных Вооруженных Силах.

Проблемами этого феномена занимается гендерология воинской деятельности. Последний век ушедшего тысячелетия существенно изменил многие стереотипы общественного сознания. В частности, произошло переосмысление места и роли женщин в науке, экономике, политике. Не остались в стороне от этого процесса и вооруженные силы.

В настоящее время военное дело перестало быть уделом только мужчин. Так, на начало 2005 года в силовых ведомствах Российской Федерации проходят военную службу свыше 500 тыс. женщин.

Звание полковника

27

подполковника

97

майора

более 350

в Пограничных войсках ФСБ

12 тысяч,

Из них:

625 офицеров (5,2%)

 5480 прапорщиков (45,7%).

 

Статус штатных военнослужащих женщины впервые приобрели в европейских армиях, в период "военной революции" 1560-1650 годов. При поступлении на ратную службу с ними уже заключался контракт, в котором четко излагались их функциональные обязанности в соответствии с воинской специальностью и определялся размер денежного содержания.

Родиной феминизированной армии является Англия. Именно здесь в 1653 году появились первые женские военные госпитали, состоящие из жен солдат и рассчитанные на 350 раненых. А в 1917-1919 годы в составе британских вооруженных сил были сформированы Женские королевские военно-воздушные силы, Королевский вспомогательный корпус ВМФ и Женский легион секции автотранспорта численностью 100 тыс. человек.

ВСЕОБЩАЯ ФЕМИНИЗАЦИЯ

Современные вооруженные силы большинства стран мира уже немыслимы без представительниц прекрасного пола. В обществе нарастает процесс пересмотра патриархатных стереотипов восприятия социальной активности женщин. В Министерстве обороны РФ женская генеральская должность пока вакантна. Неужели нет достойных?

Надо признать, что точки зрения специалистов на привлечение женщин к военной службе часто прямо противоположны. Одни утверждают, что в армии женщинам не место. В качестве аргументов приводят доводы, что они вносят дезорганизованность в выверенный уклад армейской службы, разлагают дисциплину, провоцируют сексуальную активность мужчин. Другие же, наоборот, утверждают, что женщины не хуже, а по некоторым параметрам лучше мужчин выполняют свои обязанности и даже могут способствовать укреплению дисциплины и этических норм межполового общения.

Чтобы обозначить в этом споре научный дискурс и обосновать научный подход к рассмотрению места и роли женщин в Вооруженных силах, с 1993 года в ряде военных вузов России в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования РФ в рамках подготовки военно-социальных работников началось изучение учебной дисциплины "Гендерология и феминология" (от англ. gender - пол и femina - женщина).

Анализу гендерных проблем в Вооруженных силах России посвящен открытый приказ министра обороны РФ # 236 от 15 мая 1998 года "О фактах нарушения социальной защиты и прав военнослужащих женского пола". В нем обращено внимание на необходимость создания для военнослужащих-женщин социальных, профессиональных, медицинских и жилищных условий, определенных соответствующими российскими законами и международными конвенциями.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость привлечения женщин на военную службу в качестве полноправных субъектов воинской деятельности. Женщины умеют служить и вполне могут составить конкуренцию многим мужчинам по таким специальностям, как врачи, психологи, юристы, офицеры воспитательных органов, операторы АСУ и др.

Да, есть такая в мире тенденция: во всех армиях растет число женщин в погонах. И этому есть объяснение. Даже считается, скажем, что "слабый пол" в некоторых военных профессиях овладевает мастерством лучше мужчин. И образовательный уровень более высок (уж точно в России). К тому же известно, что женщины более ответственны. Этим и определяется их востребованность в армии. А что же привлекает в службе самих женщин? Возможно, основной интерес заключается в решении финансового вопроса. Некоторые российские женщины-военнослужащие признаются, что армия для них не призвание, а вынужденная необходимость. Исследования Социологического центра Вооруженных Сил РФ свидетельствуют, что в первую очередь это происходит из-за нехватки рабочих мест в тех городах, где они проживали.

И все же женщинам трудно тягаться с мужчинами. Есть факты дискриминации "слабого пола" при продвижении по службе. С обидой воспринимаются ситуации, когда мужчинам с более низким уровнем образования отдается предпочтение при назначении на вышестоящую должность. Но, несмотря на все тяготы и препятствия на тернистом пути военной службы, россиянки все же добиваются карьерных успехов.

 

В настоящее время наблюдается феминизация Вооруженных Сил России. Если до 1985 года численность военнослужащих-женщин в России не превышала 5 процентов, то за 16 последующих лет в Министерстве обороны РФ она возросла до 114,6 тысячи человек, а к концу 2001 года составила 9,5 процента от общей численности военнослужащих МО РФ. Только в Министерстве обороны РФ сегодня служат 24 женщины-полковника, 75 подполковников, более 300 майоров, остальные — младшие офицеры. Профессиональный состав женщин-офицеров представлен в таблице. В Федеральной пограничной службе России военнослужащих-женщин более 12 тысяч. Из них 625 офицеров.  

Рис.1. Министерства и ведомства Российской Федерации, в которых женщины проходят военную службу.

Ряд воинских специальностей для женщин закрыт. Вместе с тем спектр военно-профессиональной специализации женщин достаточно широк в силовых ведомствах Российской Федерации (рис. 1).

Анализ социально-демографической направленности женщин как специфической социально-демографической и военно-профессиональной группы показал, что у 72 процентов из них мужья являются кадровыми военными, 24 процента братьев женщин, проходящих военную службы, также являются военнослужащими, у 18 процентов отцы в свое время служили или служат в силовых ведомствах. Только у каждой четвертой женщины отсутствуют устойчивые связи с военно-профессиональной средой. Это свидетельствует о том, что военнослужащие-женщины — своеобразный продукт воинской социализации.

Выше и качество образования у женщин военнослужащих (средний балл аттестата (диплома) 4,5 - 5,0 имеют около 46,2% женщин, > мужчин только 10.9%) Только у 3% военнослужащих женщин срок службы менее 5 лет (у остальных намного больше), хотя большинство (73,9% респондентов) военнослужащих женщин считают, что военная служба в настоящее время не является престижной

Сегодня в Российских Вооруженных Силах на различных должностях службу по контракту проходят 88 330 женщин-военнослужащих (9%), из них: 5% – офицеры; 29% – прапорщики и мичманы; 66% – сержанты и старшины, солдаты и матросы (рис. 1).

Социологическим центром Вооруженных Сил Российской Федерации в апреле 2005 г. был проведен опрос общественного мнения военнослужащих-женщин по вопросам прохождения военной службы по контракту в рядах Вооруженных Сил.

Красавицы в погонах: место женщин военнослужащих в российской армии. Источник иллюстрации: Социологический Центр вооруженных Сил

Рис. 1. Соотношение категорий военнослужащих-женщин, проходящих военную службу в ВС РФ (в %) Вооруженных Сил.

В опросе приняло участие 480 военнослужащих-женщин из различных регионов страны.

 31% опрошенных женщин-военнослужащих считают, что они являются важной составной частью армии,

 48% вполне уверены в том, что являются равноценными защитниками страны.

 (26%) полагают, что женщины должны быть представлены если не во всех видах Вооруженных Сил и родах войск, то в большей их части.

  (42%) выступает за то, чтобы при назначении женщин на воинские должности большее внимание уделялось уровню подготовки, практической готовности к исполнению служебных обязанностей и физиологическим особенностям женщин.

По мнению опрошенных респондентов, в этой части потенциал российских женщин в Вооруженных Силах учитывается недостаточно. На вопрос о проблемах укомплектованности женщинами воинских должностей в Вооруженных Силах мнения респондентов разошлись:

24% считают, что число военнослужащих-женщин в армии должно увеличиваться; 35% – в армии должна сохраняться пропорция между мужчинами и женщинами; 29% – необходимо уменьшить численность женщин-военнослужащих.

Женщины-военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при опросе отметили качества, которыми должна обладать женщина в погонах:

  • ответственность за порученное дело (70%);
  •  исполнительность (65%);
  •  аккуратность в работе (64%);
  • компетентность, профессионализм (54%);
  • женственность (50%);
  •  тактичность и умение соблюдать воинскую субординацию (36%);
  • пунктуальность (24%);
  •  трудолюбие (23%);
  • сдержанность (20%);
  • элегантность (19%).

Не всем командирам-мужчинам некоторые из этих приоритетов приемлемы и понятны.

Красавицы в погонах: место женщин военнослужащих в российской армии. Источник иллюстрации: Социологический Центр вооруженных Сил

Рис. 2. Мнение военнослужащих-женщин о проблемах укомплектованности женщинами воинских должностей в ВС РФ (в %)

Как показал социологический опрос, уровень образования военнослужащих-женщин уступает только общеобразовательной подготовке всего офицерского состава ВС. Среднее профессиональное образование (техникум) имеют 49% женщин, гражданское высшее образование получили 35% респондентов и 10% – полное среднее образование.

Нельзя говорить о том, что на уме у армейских красавиц только «служба дни и ночи». Семейные ценности у них на первом месте:

 59% – замужем, 22% – разведены, 19% еще не были замужем.

Среди семей опрошенных женщин-военнослужащих 71% имеют одного ребенка, 20% – двоих детей, 9% – троих и более.

Более половины из участвовавших в опросе женщин проживает в закрытых военных городках – 53%, в краевых, областных центрах – 32%, около 15% – в районных центрах.

    И хотя природное предназначение женщины – рожать детей, продолжать жизнь на планете,  19% военнослужащих-женщин принимали участие в боевых действиях (табл. 1).

Таблица 1

Участие женщин-военнослужащих в боевых действиях (в %)

 

 

1-3 года

4-10 лет

11-20 лет

более 20 лет

Стаж службы

20

35

37

8

Участие в боевых действиях

16

55

27

2

 

      В настоящее время женщины-военнослужащие особенно широко представлены в таких специальностях, как врач, преподаватель, переводчик, психолог, юрист, криминалист, следователь. Женщины служат в штабах, секретариатах, административно-хозяйственных управлениях, военно-медицинских службах, отделах информации и прессы, управлениях финансового контроля и материального обеспечения, центрах образования и обучения, в разведке и частях связи, обслуживают современное электронное оборудование и управляют зенитными комплексами, пилотируют военно-транспортные самолеты и др. При этом более 50% опрошенных военнослужащих-женщин считают, что мужчины относятся достаточно позитивно к тому, что женщины служат в Вооруженных Силах.

      Служба мужчин и женщин регулируется одними и теми же правовыми нормами. При этом женщины могут служить во всех родах войск, включая артиллерию, ПВО, ВВС. За последние десятилетия значительно изменились как статус, так и численность женщин-военнослужащих. 

     Несмотря на стремление женщин показать свои способности к выполнению учебно-боевых задач наравне с мужчинами, физические данные у них ниже, а последствия экстремальных нагрузок для их организма порой необратимы. Средний мужчина на 7% выше и на 8% крупнее средней женщины. Средний вес мозга женщины составляет 1220 г (20% от общей массы мышечных тканей), а мозг мужчины – 1360 г (соответственно 23% его массы). Рост женщины составляет в среднем 93% от роста мужчины. Длина женского тела в среднем на 10 см меньше мужского. Общий центр тяжести расположен на 0,5–2,0% ниже, чем у мужчины. Мышечная ткань женщины составляет 32–35% от общей массы тела (у мужчин – 40% и более). Это объясняется наличием в женском организме эстрогена – женского полового гормона. Масса сердца женщины на 10–15% меньше мужского сердца. Объем крови у женщин на 1 кг массы тела составляет 60–70% см3 (у мужчин 70–80 см3). Кровь женщин содержит больше воды (80,11%), чем кровь мужчин (78,15%). Поэтому при организации профессионального воспитания мужчин и женщин необходимо принимать во внимание их антропологические и физиолого-соматические различия.

Женщины поступают на военную службу не по идеологическим соображениям, но продолжают службу и заключают новые контракты именно по этой причине. У многих из них, принявших в процессе службы воинские ценности, возникает убеждение о несовместимости с ними ценностей и образа жизни «гражданки». Товарищество, сплоченность воинского коллектива, взаимовыручка, честь и достоинство, воинские ритуалы, традиции, форма одежды – все это становится неотделимым от их натуры и родным женскому сердцу.

Влияние всего комплекса факторов делает объективно необходимым наращивание нынешнего десятипроцентного женского контингента в Вооруженных силах РФ до оптимального значения, которое и предстоит определить.

Среди мотивов стремления женщин к военно-профессиональной службе – стабильное социальное положение, денежное содержание, социальные льготы и реальные гарантии по сравнению с возможностями современного рынка труда и гражданской жизни. Можно бесплатно получить образование, овладеть специальностями, которые пригодятся в дальнейшем. Чувство социальной обеспеченности, постоянный заработок, бесплатное жилье, питание, медобслуживание, обмундирование и оплачиваемый отпуск, ветеранские льготы и денежные надбавки привлекают женщин. Это одна сторона мотивации выбора – материальная. Но не менее важны и духовные: возможность устроить личную жизнь, найти друзей, продолжить семейные традиции, романтика.

Исследователи, посредством гендерного анализа профессионализации военнослужащих женского пола, выявили типологию их основных групп.

Первая группа – военнослужащие женского пола «инновационного» типа, основная часть которых самореализовала свой личностный потенциал одновременно и в профессиональной сфере, и семейно-бытовой. Эта группа, как показало проведенное исследование, самая малочисленная (1,2%). К ней относится большинство женщин-офицеров в воинском звании «майор» и выше, а также женщины, проходящие военную службу на самых высокооплачиваемых должностях в нише воинской профессионализации. Им свойственны высокая степень удовлетворенности своими деловыми качествами, высокая военно-профессиональная самооценка, оптимальная согласованность воинских и семейных обязанностей и выраженная половая идентификация как брачного партнера.

Вторая группа – профессионально ориентированные. Основной движущий мотив представителей этой группы – признание в профессиональной среде своих достижений и творческая самореализация. Результаты проведенного опроса показали, что численность таких женщин также относительно невелика – 6%. Они отличаются тем, что в структуре направленности личности содержательная сторона их профессиональной деятельности превалирует над вещественно-материальной. Наиболее полно они реализуют свой личностный потенциал именно в работе. В основном профессионально ориентированные военнослужащие женского пола представлены в феминизированных сферах воинской деятельности: подразделениях связи, штабной, медицинской и тыловой службах. Среди них около трети замужних и более половины незамужних женщин.

Третью группу составляют работающие по необходимости. Как правило, это матери-одиночки, разведенные и женщины материально неблагополучных мужей. Как показал проведенный анализ, это самая большая группа – около 67%. Эти женщины работают не ради самореализации, а по принципу: выбирать не приходится. Если мужчина, как правило, «слит с профессиональной деятельностью воедино», то женщина очень часто отвлекается от службы в связи с семейными заботами. Эффективность работы этой группы в плане инициативы достаточно низка, так как материальное стимулирование практически отсутствует, а денежное содержание не зависит от объема выполненной работы. Личностная ориентация направлена в основном на межличностное общение вженской профессиональной среде.

Четвертая группа – семейно ориентированные. К этой группе относится треть замужних и менее половины незамужних, предпочитающих основное время своей жизни посвящать семье. Незамужние этой группы не отличаются высокими результатами профессиональной деятельности, так как один из главных мотивов их жизни – создание благополучной семьи. В отличие от них замужние женщины со стажем работы 10 лет и более, как правило, стремятся к повышению своей профессиональной квалификации и своего профессионального статуса.

Оказать содействие женщинам – потенциальным кандидатам, абитуриентам в поступлении в ряды Вооруженных Сил, на основе всестороннего сравнительного анализа разобраться во всех объективных преимуществах военной службы по контракту призвано информационное обеспечение как ведущий элемент военно-профессиональной ориентации. От владения социально-значимой информацией, полными и точными сведениями, формируемыми и доводимыми организаторами информационного обеспечения через СМИ, по пользующимся доверием аудитории коммуникативным каналам, зависит выбор женщинами военной службы.

Проведение мониторинговых социологических исследований поможет не только глубже выявить мотивы прохождения службы, потребности женщин-военнослужащих, но и будет способствовать подготовке и осуществлению информационных и других мероприятий по интеграции потенциального женского контингента.

Давайте зададим себе вопрос: "Много ли мы делаем для профессиональной поддержки женщин в условиях военной службы?" Мне хотелось бы привести в этой связи слова великого русского писателя Дмитрия Писарева: "Оглянемся на самих себя: посмотрим, что мы - люди дела и люди мысли - дали и даем нашим женщинам? Посмотрим - и покраснеем от стыда! Порисоваться перед женщиной изяществом чувств, очаровать ее красивою смелостью честного порыва - это наше дело, на это мы мастера. А дальше, когда надо эту самую женщину поддержать, защитить, ободрить, - мы на попятный двор".

Применяемый в исследовании гендерный подход к анализу
эволюции службы женщин в армии позволил установить, что:

  •  гендерный контракт - это вид общественного договора, в котором определяется разделение труда по признаку пола в приватной и публичной сферах;
  • тип гендерного контракта женщин на военной службе напрямую связан с официальным тендерным контрактом женщин в России;
  • эволюция гендерного контракта женщин на военной службе в России включает в себя шесть этапов, с присущими им особенностями и типами гендерного контракта.

 Анализ состояния тендерного контракта в постсоветских условиях, проделанный в диссертационном исследовании, показал, что:

  • единственно возможным тендерным контрактом в ВС РФ в постсоветских условиях является официальный тендерный контракт «профессионала»;
  • женщины-военнослужащие, проходящие службу в ВС РФ, находятся в дискриминационной ситуации;

в рамках тендерного контракта женщин-военнослужащих в современной России можно выделить пять стратегий поведения: «карьеристка», «профессионалка», «работница», «вынужденная работница» и стратегия, направленная на поиск спутника жизни.

Использованная литература

  1. Сочинения: Дурова Н.А. Избранные сочинения кавалерист-девицы. М., 1988.
  2. Сакс А. Кавалерист-девица штаб-ротмистр А.А.Александров (Н.А.Дурова). СПб, 1912
  3. Муравьев В.Б. Кавалерист-девица Надежда Дурова. – В кн.: Дурова Н.А. Избранные сочинения кавалерист-девицы. М., 1988
  4. Савкина И.Л. «Женственное» и «мужественное» в творчестве
  5. Надежды Дуровой. – В кн.: Российские женщины и европейская культура. СПб, 1994
  6. Знаменитые женщины России. М., 2002
  7. Женщина и армия. Часть 1 Сергей Леонидович РЫКОВ (Источник: Альманах "Знаменитые женщины России. Год 2002", 2002, АСМО-пресс)
  8. Рыков С. У армии теперь и мужское и женское лицо. // Независимое военное обозрение. 2005. № 28. С.4
  9. Жуков Г. Воспоминания и размышления. – М.: Новости, 1992.
  10.  Бок Г. История, история женщин, история полов // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М.: МЦГИ, 2000.
  11.  Платон. Изб. диалоги. М.,1965. – С. 130.
  12.  Агарышев П.Г., Евланова М.Н., Наумова А.Г. и др. / под ред. А.В. Митрофановой. Урал-фронту. – М.: Экономика, 1985.
  13. Алексиевич С. У войны не женское лицо… Документальная проза. – М.: Правда, 1988.
  14. Боевая доблесть коммунистов и комсомольцев Урала. 1941-1945. Пермь, 1975.
  15. Великие тайны прошлого. М., 1998.
  16. Дочери Урала в солдатском строю. Свердловск, 1975.
  17. Женщины Урала в революции и труде. Свердловск, 1963.
  18. Мурманцева В.С., Советские женщины в Великой Отечественной войне. М. 1974.
  19. Мухин Ю. Крестовый поход на восток. «Жертвы» Второй мировой. М., 2004.
  20. Победители – потомкам. Прикамье в годы Великой Отечественной войны / под. ред. Якунцова И.А. – Пермь, 2000.
  21. Сенявская Е. Женщины на войне – феномен ХХ века.//История. Приложение к газете «Первое сентября». 1998.
  22. Словарь-справочник Великая Отечественная война 1941-1945. М. 1988.
  23. Якунцов И.А. Урал в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). – Пермь, 2003.

 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Название:

 Женщина в погонах

 

 

Особенности реализации проекта

Постановка задачи ученикам

Проект поможет развитию навыков самостоятельной поисковой и исследовательской работы, расширит представление о  роли женщин – воинов в различные годы развития истории России; представится возможность проявить инициативу и самостоятельность в работе с разнообразными методами изучения темы: анализ литературных источников, материалов Интернета, CD-ROM, социологический опрос, изготовление и использование наглядного материала.

Ход выполнения проекта

-         выявление и постановка проблемы исследования;

  • выдвижение гипотезы;
  • определение способов и методов исследований;
  • планирование исследовательских действий;
  • сбор данных;
  • сопоставление данных, проверка;
  • определение форм отчетности,   подготовка сценария защиты проекта, подготовка сообщений для защиты;
  • защита проекта;
  • переосмысление результатов в ходе возможной дискуссии на защите; формулирование выводов

Прилагаемый готовый раздаточный материал

Для учителя
(для подготовки к проекту)

  • Сочинения: Дурова Н.А. Избранные сочинения кавалерист-девицы. М., 1988.
  • Сакс А. Кавалерист-девица штаб-ротмистр А.А.Александров (Н.А.Дурова). СПб, 1912
  • Муравьев В.Б. Кавалерист-девица Надежда Дурова. – В кн.: Дурова Н.А. Избранные сочинения кавалерист-девицы. М., 1988
  • Савкина И.Л. «Женственное» и «мужественное» в творчестве Надежды Дуровой. – В кн.: Российские женщины и европейская культура. СПб, 1994
  • Знаменитые женщины России. М., 2002
  • Женщина и армия. Часть 1 Сергей Леонидович РЫКОВ (Источник: Альманах "Знаменитые женщины России. Год 2002", 2002, АСМО-пресс)
  • Рыков С. У армии теперь и мужское и женское лицо. // Независимое военное обозрение. 2005. № 28. С.4
  • Жуков Г. Воспоминания и размышления. – М.: Новости, 1992.
  •  Бок Г. История, история женщин, история полов // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М.: МЦГИ, 2000.
  •  Платон. Изб. диалоги. М.,1965. – С. 130.

Для учеников
(задание, др. раздаточный материал)

 Направление исследования. Женщина в погонах – феномен 21 века?

Метод исследования: работа с учебным пособием, научно-популярной литературой, сайтами Интернета, материалом CD-ROMов.

 Результат работы.

Таблицы,  компьютерные работы.

Форма презентации проекта:   компьютерная презентация.

Требуемое оборудование для проведения проекта

Компьютеры, мультимедийная установка,  сайты Интернета, материал CD-ROM

Отклики учеников

Пришлось много поработать, но огромное удовольствие от общения при подготовке вопросов проекта. Нашей группе многое удалось, но были группы, у которых получилось еще интереснее.

Мнение учителя (руководителя проекта)

На что следует обратить внимание при проведении проекта

Работа над проектами – это глоток свежего воздуха, труд и вдохновение. С первого раза не все учащиеся поймут прелесть работы. Но потом все изменится.

Что можно улучшить при проведении подобного проекта

Для экспертной оценки проекта приглашать специалистов вузов, работников военкомата.

 

 В советском обществе доминировал тип гендерного контракта, который можно назвать контрактом работающей матери (Rotkirch, Temkina). Такой контракт можно определить как навязанный или насильственный. Этакратический (определенный государством) гендерный контракт "работающая мать" проявлялся в образцах воспитания детей, воспроизводился системой общественного разделения труда, поддерживался социальной политикой партии-государства и его идеологическими структурами. Такой гендерный контракт подразумевает обязательность "общественно-полезного" труда советских женщин и обязательность выполнения миссии матери "как женского природного предназначения" и гражданского долга. Особенностью советской гендерной системы является сочетание в ней эгалитарной идеологии и политики решения женского вопроса, квазиэгалитарной практики и традиционных гендерных стереотипов, реализующихся в сфере семьи, быта и интимных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий при организации военно-патриотической деятельности краеведческой направленности в школьном музее

Статья отображающая опыт использования информационных технологий при организации научно-исследовательской работы учащихся, посвященной истории Великой Отечественной войны....

Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...

Программа кружка «Академия военных наук»

материал военно-патриотической направленности для использования и организации дополнительного образования или досуговой деятельности....

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО – НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией личностно-ориентированного подхода к обучению....

Образовательный квест как новое направление в развитии внеурочной деятельности обучающихся

Образовательный квест – это игра, состоящая в последовательном решении поисковых и образовательных задач. Квест, как правило, начинается с некоторой проблемы, решение которой разворачивается в в...

Урок ОБЖ с использованием технологии игрового обучения по теме «Символы воинской чести», 11 класс "ВОЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ"

Педагогическая цель урока: ознакомить учащихся с воинскими званиями, военной формой одежды и знаками различия военнослужащих.Задачи урока:·        добиться ус...