Эссе "Мое педагогическое кредо"
статья на тему

Эссе посвящено  педагогическим  принципам, лежащим в основе деятельности педагога, чье кредо - педагогика сотрудничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эссе17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Ничему меня не научит

  То, что

 тычет,

  талдычит,

жучит…

Б.Слуцкий  

        Какие первые воспоминания охватывают взрослого человека, когда заходит речь о школе? Самые разные: от восторженно-восхищенных до глубоко пессимистичных, от желания рассказывать о своих школьных годах, острить и с сожалением понимать, что такого больше не будет, до абсолютного нежелания не говорить об этом ни с кем и никогда… Если задуматься, с чем это может быть связано, то скорее всего наша память вызовет образ учителя, первого, любимого или такого, о котором лучше не вспоминать…

        Так какими же мы должны быть и сегодня, и в памяти многочисленных наших учеников, с кем сводит нас общая судьба? В чем наша миссия? Насколько достойны мы той высокой чести, которой обязаны своей профессии?

        Перед любым педагогом, всерьез связавшим себя со школой, рано или поздно встает вопрос о своем педагогическом «Я». В суете повседневных дел, череды профессиональных обязанностей, стремлении успеть выполнить многочисленные поручения часто на второй план уходит то, что должно составлять основу труда и творчества – УЧЕНИК. В попытках успеть  наполнить его всеми нужными знаниями, накачать информацией, предупредить об очень важных вещах порой теряется высшее назначение педагога – сопроводить… Стать помощником, советчиком, примером, опорой  на пути, который должен осилить он сам, и только сам. Не быть ментором, неоспоримым авторитетом только потому, что ты – взрослый.  Понимать его беспомощность, амбиции, стремление к взрослости, принимать  все острые углы современного подростка, страдающего от собственного несовершенства еще больше, чем окружающие его взрослые – родители, учителя. И найти тот единственный тон, те верные слова, что заставят его обратить внимание на ваше общее дело, на тот путь, по которому вам суждено идти – из урока в урок, от одной проблемы к другой… И суметь дать понять, что тебе – УЧИТЕЛЮ – тоже нелегко дается этот путь, что ты нуждаешься в его понимании, в его поддержке, в его совете – как принимать вас  - таких новых и современных, а на деле – трепетных и неуверенных, и от этой неуверенности -  порой грубых и вызывающих. Стремление доказать свою взрослость становится целой цепью ошибок, мучающих ученика, раздражающих учителя. Признание права ученика на ошибку было самым трудным в моем преподавательском самоопределении. Понимание того, что озвученная, осмысленная, всеми понятая и от этого ставшая неопасной ОшИбкА сослужила всем нам хорошую службу, заслужила «Спасибо», за то, что мы больше о неё не споткнемся -становится маленьким открытием, учит не бояться этих препятствий. Однажды меня спросили: «Каких учеников у вас больше – трудных или любимых?» «Сначала все они – трудные, потом становятся любимыми…все…», - был мой ответ. Невозможно быть равнодушным к своему творению, к той огромной душевной работе, которую вкладываешь в каждого ученика.

        Все эти размышления привели меня к выстраиванию такой системы отношений в учебном процессе, которая давала бы возможность творчески относится к взаимодействию ученика и учителя, учить без принуждения, позволяла бы использовать учителем по своему усмотрению учебное время в целях наилучшего усвоения учебного материала. Педагогической технологией, отвечающей таким требованиям, является педагогика сотрудничества. Личностный подход к образованию позволяет учащимся ставить жизненно значимые цели, осознанно относится к любому этапу учебного процесса, быть не объектом, а субъектом совместного учебного творчества. Данная технология привлекательна ещё и тем, что позволяет заимствовать и органично соединять элементы других педагогических моделей: технологии развивающего обучения, дифференцированного подхода, индивидуализации обучения, и др. Главное, чему уделяется внимание, в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и ученика, сотрудничество и сотворчество, общий анализ хода и результатов труда, проникновение в духовный мир друг друга. Осуществление этих идей дает учителю возможность помочь ученику поверить в свои силы, разбудить в них лучшие личностные качества – гуманизм, гражданственность.

        Мне повезло с педагогами, они на самом деле были теми учителями, у которых хотелось учиться, с которыми интересно было общаться. В историю было легко влюбиться, потому что на уроки врывалась сама жизнь, то, что происходило в мире взрослых, приобретало понятный смысл, особенно ценилось высказывание своего мнения, поощрялись споры. На своих уроках я особенно ценю такие моменты, чтобы кажущиеся формальными и скучными страницы учебников обществознания, экономики, права оживали, чтобы теперь жизнь врывалась на мои уроки. Не меньше уроков люблю перемены, потому что перемена становится неформальным продолжением урока. Сначала собираются самые активные, что-то не успели обсудить, кто-то продолжает начавшийся на уроке спор. Здесь уже можно и пошутить, высказать мысль, которую не очень удобно (или страшно) было озвучить на уроке. Никто не осудит, не обидит. И как екает иногда сердце, когда видишь в этой компании тех, кто старался весь урок стать самым незаметным, раствориться в серой массе – только бы не увидели…обратили внимание…вызвали…Это становится нашей общей победой, мы можем сотрудничать, спорить и ошибаться, радоваться своим победам и переживать неудачи, мы – вместе.

        Гуманитарные предметы своей сущностью растят из обычного человека личность. А любое развитие не есть прямая ровная линия, дорога из одних успехов и похвал. И учитель возлагает на себя  на этом пути ответственность высшего порядка  - не навреди. Тело можно врачевать, а вот что будет с раненой душой? Поэтому мы в ответе за каждое слово, выбор манеры обращения, содержания деятельности, к которой привлекаем  ученика. Очень многое из того, что мы обсуждали, учили, переживали на контрольных работах – забудется. Но ваш образ в сердце – никогда. И никогда не следует об этом забывать. Не навреди…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мое педагогическое кредо"

О себе, о выборе профессии педагога, о применяемых педагогических технологиях....

Мое педагогическое кредо.

     Как-то Николая Рериха спросили: «Как достичь совершенства?» Великий художник и философ ответил: «Совершенствуй себя, и все, что ты будешь делать, будет совершенным». У...

моё педагогическое кредо

педагогическое кредо...

Моё педагогическое кредо

Эссе к конкурсу "Социально-значимые профессии"...

Эссе "Моё педагогическое кредо"

Воспитать Человека!...

моё педагогическое кредо

моё педагогическое кредо...

Мое педагогическое кредо

Мое педагогическое кредо: "Я - педагог! Я - человек!" Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что верю я? ...