воспитательная деятельность учителя
статья по теме

Макшина Ирина Юрьевна

Воспитание – непрерывный процесс, который продолжается в течение всего пребывания ребенка в школе

Важным компонентом воспитания культуры поведения является упражнение в соблюдении определенных правил поведения на переменах и уроках

На уроке учитель реализует учебный процесс, используя специфические особенности своего предмета и способствует развитию личности ребенка

Личный пример учителя – важный компонент в создании воспитывающей среды школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная деятельность учителя

Учитель Макшина И.Ю.

В процессе профессиональной деятельности учитель управляет познавательной деятельностью школьников и организует воспитательную работу ( организует воспитательную среду, управляет деятельностью ребят с целью их гармоничного развития).

Преподавание и воспитательная работа - две стороны одного процесса (нельзя преподавать, не оказывая воспитательного влияния и наоборот).

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;

воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;

воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

прагматической;

гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Традиционной для России является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш. Амонашвили.

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является Социальная среда, окружающая действительность, оказывающая огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Педагоги в воспитательном процессе должны опираться на принципы воспитания:

общественная направленность воспитания;

связь воспитания с жизнью, трудом;

опора на положительное в воспитании;

гуманизация воспитания;

личностный подход;

единство воспитательных воздействий.

Особое место в их ряду занимает личностный подход, который реализуется как в процессе воспитания, так и в процессе обучения школьников. Следуя ему, учитель предполагает взгляд на личность как на субъект процесса обучения и на интересы ее развития – личность является не средством, а целью педагогической деятельности, во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения .  

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода

диалогичность

деятельно-творческий характер

направленность на поддержку индивидуального развития ребенка

предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

В каждой рабочей программе, используемой учителями нашей школы, закреплены личностные результаты усвоения учебного предмета

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 формирование готовности к самостоятельной жизни

На уроке ребенок учится работать, анализировать явления, вступает во взаимоотношения с людьми и коллективом, утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности, с разных сторон изучает прекрасный и сложный мир, прикасаясь к науке, морали, искусству.

Кроме вышесказанного, каждый из предметов имеет необозримый простор для решения конкретных воспитательных задач – патриотизма на уроках истории и географии, экологичного мышления на уроках биологии, нравственного воспитания на уроках чтения.

Учитывая, что школа – это та социо-культурная среда, в которой ученик находится большую часть своего времени, необходимо понимать, что воспитательный процесс в учебное время не заканчивается на уроке, а продолжается и на переменах. Культура поведения, общения, манера одеваться во многом зависит не только от семейного окружения, но и от принятого стиля в учебном заведении.

Для формирования должного поведения нужно применять убеждение - один из методов воспитания, направленных на формирование сознания. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей. Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию. Дети должны понимать, почему в коридоре нельзя бегать – это опасно для окружающих, почему в туалете нельзя сорить и пачкать – это проявление уважения к товарищам, почему по лестнице нужно ходить, соблюдая правую сторону – это удобно и безопасно что  на перемене нужно сходить в туалет – это необходимо, чтобы не прерывать урок.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера, обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Сенека, — короток путь примера».

Конечно, наиболее эффективен личный пример педагога, его манера одеваться, речевая культура, единство слов и дела, справедливое отношения к ученикам

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений. Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных воспитанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку заходить и выходить из столовой только с учителем, пропускать девочек в класс первыми, использовать только нормативную лексику

Среди методов стимулирования желаемого поведения выделяются поощрение и наказание. Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помощью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.

Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом

Наказание. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки. Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства

Выводы:

Воспитание – непрерывный процесс, который продолжается в течение всего пребывания ребенка в школе

Важным компонентом воспитания культуры поведения является упражнение в соблюдении определенных правил поведения на переменах и уроках

На уроке учитель реализует учебный процесс, используя специфические особенности своего предмета и способствует развитию личности ребенка

Личный пример учителя – важный компонент в создании воспитывающей среды школьника

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/pedagogicheskaya-psihologiya/

http://www.studfiles.ru/preview/2377061/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование учителя – путь к успешной учебно-воспитательной деятельности»

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курс...

Самообразование учителя – путь к успешной учебно-воспитательной деятельности

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курс...

Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса

План проведения Недели Русского языка и литературы и творческий отчет руководителя МО в виде Презентации в Power Point.http://festival.1september.ru/articles/413601/...

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»

Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя» Педагогический совет №4 от 26.03.2019 г. «Эффективные технологии воспитательной деятельности, как средство реализации ФГОС ООО»

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте дост...

Использование учебных текстов, как средства достижения развивающих и воспитательных целей образования в практической деятельности учителя

основные особенности  создания, отбора и назначения учебных текстов, как  ключевой дилактиеской единицы  учебного занятия...