Целеполагание на уроках
материал на тему

Материал и презентация к педагогическому совету "Целеполагание на уроках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselepolaganie_na_urokah_ped.sovet_.rar13.81 КБ

Предварительный просмотр:

               «Я считаю очень важным условием успеха то, чтобы цель, которую надо достигнуть в преподавании предмета, ставил не только педагог, но и …сами учащиеся».            

                                                                 В.А.Сухомлинский

Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. Оно необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения – уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя и др.

   В личностно-ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

   Целеполагание определяет структурную основу программ деятельности не только ученика, но и учителя, а также всей школы, позволяя определять адекватную технологию обучения и систему критериев оценки получаемых результатов.

      Технология образовательного целеполагания. Цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат. Цель может быть общая или конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет. Поставить цель, значит, предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Хорошо понятая и обозначенная цель «наводит» на соответствующий результат того, кто ее сформулировал.

      Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил:

  1. Определение целей урока
  2. Уточнение типа урока
  3. Уточнение вида (формы) урока
  4. Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями
  5. Определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.

   

       Цель деятельности педагога – это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся.

Цели обучения предполагают формирование у школьников новых понятий и способов действий, закрепление ранее изученного и в целом формирование системы знаний, умений и навыков.

Цели воспитания предполагают формирование у школьников свойств личности и черт характера.

Цели развития предполагают воздействие на уроке на такие психологические процессы, как внимание, восприятие, мышление, память, чувства, эмоции, воля, а также двигательная и сенсорная (органы чувств – обоняние, осязание и т.п.) сферы человека.

Цель есть не любой образ будущего, но непременно образ желаемого будущего, достижению которого и должна быть подчинена вся деятельность преподавателя. Поэтому цели урока должны быть максимально конкретными.

Определению целей урока может помочь схема, которая составлена в виде вопросов:

- Что нового должно быть усвоено учениками?

- Какие изменения должны произойти в качестве их знаний?

- Какие изменения будут у них формироваться?

- Какие изменения должны произойти в степени самостоятельности

  школьников при использовании ими ранее усвоенных умений?

- Какие виды творческих задач должны научиться решать учащиеся?

- Какую эмоциональную реакцию нужно вызвать у учащихся по отношению

   к изучаемому явлению?

- Какими оценочными критериями они должны овладеть?

- Как измениться уровень осознанности ими своих оценочных выводов?

       Успешная реализация поставленных целей на уроке предполагает и соответствующую мотивацию деятельности учащихся. Для этого необходимо соучастие школьников в постановке и обосновании целей урока, раскрытие личной и общественной значимости осваиваемых знаний и умений, создание благоприятной психологической атмосферы.

     Этапы целеполагания:

  1. Учитель сообщает тему.
  2. Учащиеся самостоятельно формулируют цели или выслушивают те, что ставит учитель, и в диалоге обсуждают.
  3. Принятие целей.

                                     «Всеми возможными способами нужно

                                      воспламенять в  детях горячее стремление

                                      к знанию  и учению».

                                                                               Ян Коменский

    Есть две науки, которые все знают: медицина и педагогика. Каждый человек пытается давать простые советы, как лечить и воспитывать, и в то же время нет более сложной проблемы, как решать эти задачи.

    Педагогика – слово греческое. Оно состоит их двух понятий: дитя и веду. Значит, буквальное значение слова «педагогика» - вести детей.  

    Цель деятельности педагога – это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся.

Цели обучения предполагают формирование у школьников новых понятий и способов действий, закрепление ранее изученного и в целом формирование системы знаний, умений и навыков.

Цели воспитания предполагают формирование у школьников свойств личности и черт характера.

Цели развития  предполагают воздействие на уроке на такие психологические процессы, как внимание, восприятие, мышление, память, чувства, эмоции, воля, а также двигательная и сенсорная (органы чувств – обоняние, осязание и т.п.) сферы человека.

Цель есть не любой образ будущего, но непременно образ желаемого будущего, достижению которого и должна быть подчинена вся деятельность преподавателя. Поэтому цели урока должны быть максимально конкретными.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:

  • Обоснование и выдвижение целей;
  • Определение путей их достижения;
  • Проектирование ожидаемого результата.

         Целеполагание – непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутого результата становится основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия ( сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

            Целеполагагие может быть успешным, если оно осуществляется с

   учетом следующих требований:

- диагностичность, т.е выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса;

- реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями;

- преемственность, которая означает: а) осуществление связей (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.) между всеми целями и задачами в педагогическом процессе; б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности;

- идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности;

- направленность на результат, возможность «замера» результатов достижения цели, если задачи четко и конкретно определены.

   

          Целеполагание  проходит через весь образовательный процесс, выполняя в нем функции мотивировки деятельности учащихся, усвоения ими содержания обучения, достижения своих планов, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения на рефлексивном этапе.

          Целеполагание, базирующееся на смысловой образовательной обозначенности, определяет структурную основу программ деятельности школы, учителя, ученика, позволяет установить систему адекватных критериев оценки результатов обучения.

        Исследование показывает, что если  целеполагающая  деятельность правильно организована  и пронизывает весь педагогический процесс,  то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном  целеполагании   на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Они приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этап целеполагания на уроке.

Статья об этапе целеполагания на уроке....

Целеполагание на уроке

Как поставить цели  на уроке и для чего? Ответы на эти вопросы вы найдете в презентации....

Приемы работы над целеполаганием на уроках технологии

                                                      ...

Мастер-класс по теме «Целеполагание на уроках истории»

Целеполагание представлено по системно-деятельностному и компетентностному подходу.......

Формирование умения целеполагания на уроках математики.

Формирование УУД на уроках математики....

Приёмы целеполагания на уроках открытия новых знаний по физике

Представление собственного опыта работы  по теме "Приёмы целеполагания на уроках открытия новых знаний по  физике"  (Архангельский областной институт открытого образован...

Современный урок русского языка: особенности целеполагания на уроке.

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальн...