Регулятивные универсальные учебные действия.
статья на тему
Приёмы формирования универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regulyativnye_universalnye_uchebnye_deystviya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Регулятивные универсальные учебные действия.
Гвоздева И.Б.
учитель истории и обществознания
МОУ Иванковская СШ Фурмановского района.
Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.
Мы подробнее остановимся на регулятивных универсальных учебных действиях, т. к. именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности, а значит и в основе успешности всего обучения в школе.
Регулятивные УУД включают следующие виды учебных действий:
- целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно);
- планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий);
- прогнозирование (предвосхищение результата);
- контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном);
- коррекция (внесение дополнений и корректив в план, способ действий);
- оценка (осознание качества и уровня освоения материала, выделение того, что предстоит усвоить);
- волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)
Все вместе регулятивные УУД призваны обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности.
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий - целеполагания и планирования.
1.Озвучивается тема урока. Вопрос «О чём будем говорить на уроке?». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока.
2. Целеполагание может происходить как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного. Учащиеся проводят оценку – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Обучающиеся формулируют учебную задачу, организуют устный коллективный анализ учебной задачи. Предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний.
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие учащимся.
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»
Перечислю приёмы организации принятия цели, выделенные к. пед. н., доцентом З. А. Кокаревой:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;
– постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Формирование УУД планирования происходит со знакомства с планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий. Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.
План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с ….
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.
Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
Контроль может проходить в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. Коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта
Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы: - Что ты узнал на уроке?
- Чему научился?
- За что себя можешь похвалить?
- Над чем еще надо поработать?
- Какие задания тебе понравились?
- Какие задания оказались трудными?
- Достиг ли ты поставленной в начале урока цели?
Чтобы научить самооценке, после ответа ученика учитель должен спрашивать его:
Что нужно было сделать в этом задании?
Какая была цель, что нужно было получить?
Удалось ли получить результат?
Найдено решение, ответ?
Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?
Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?
Как ты оцениваешь свою работу?
Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника, и только после этого может оценить выполнение задания сам.
Условия формирования и развития регулятивных действий:
1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
5. Использование цветных и графических форм представления оценок( обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.
6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:
-организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп,
-учебный конфликт,
-обсуждение участниками способов своего действия
-заполнение рефлексивного портфолио (оценочного листа)
8.Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;
- диспут;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.
Владение РУУД дает:
1. Ученик умеет составлять план действий.
2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.
3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
5. Ученик способен к волевому усилию.
6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.
7. У ученика сформирован внутренний план действий.
8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Уважаемые педагоги.
В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":
Шаг 1. Предлагая ребенку выполнить какое-либо задание, соблюдайте определенные правила:
Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его, это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе;
во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу и.т.д.
Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то:
необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели;
поставленные перед ребенком цели должны быть не общими, а очень конкретными,
конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком, в начале урока);
необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);
обязателен постоянный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.
Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация совместной работы, коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.
Шаг 4. Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей: * Игры с правилами и продуктивные виды деятельности
*Режиссерская игра
*Удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.
Шаг 5. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); диспут; заучивание материала наизусть в классе;«ищуошибки».
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
И наша задача - помочь ученикам в этом. Желаем вам терпения и творчества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие регулятивных универсальных учебных действий
Описаны характеристика регулятивных учебных действий, критерии сформированности данного вида действий, действия учителя по развитию регулятивных учебных умений....
Регулятивные универсальные учебные действия
Здесь рассматривается вопрос "Что такое регулятивные унверсальные действия" и их компоненты.Подробнее останавливаюсь на целеполагании....
Развитие регулятивных универсальных учебных действий - важное условие успешного обучения ребенка в школе.
В разработке представлены рекомендации для родителей по развитию у младших школьников регулятивных навыков....
Портфолио как инструмент формирования регулятивных универсальных учебных действий в педагогическом колледже в предметной области "Иностранный язык"
Очевидно, что одной из основных задач педагога является формирование у обучающегося умения учиться, то есть его способность к саморазвитию и самосовершенствов...
Планирование и организация деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий при изучении комбинаторики.
Статья раскрывает сущность УУД и отражает способы действия учителя по формированию универсальных учебных действий. Разработка урока алгебры (9 класс) по формированию регулятивных УУД при изучении комб...
Регулятивные универсальные учебные действия
В статье говорится об УУД,их функциях,видах.Подробно расскрывается понятие регулятивных учебных действий,их функций.Статья написана в соавторстве с Фёдоровой С.В учителем ГБОУ СОШ№127....
Возможные приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Центральной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию п...