Возможные приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий.
статья на тему

Плетнева Валентина Алексеевна

Центральной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Перед учителем, работающим по новым стандартам, встаёт проблема отбора методических приёмов формирования универсальных учебных действий, в том числе и регулятивных УУД.

Рассмотрим подробнее некоторые приёмы формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pletnevoy_v._a.rar227.12 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» в с. Башмак

Ленинского района Еврейской автономной области

Возможные приемы  формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Плетнёва Валентина Алексеевна,  

учитель немецкого языка

филиала МКОУ СОШ с. Биджан в с. Башмак

        2014 г.

Успешное достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта. [3]

Функции участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС изменились: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функция ученика – активный деятель. Учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Центральной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [2]

Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

  • сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
  • сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
  • сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. К ним относятся:

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  2. планирование — определение последовательности  промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  5. коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  6. оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  7. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. [4]

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Рассмотрим подробнее некоторые приёмы формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Особое место среди всех регулятивных УУД занимает УУД планирования. Любая профессиональная деятельность начинается непосредственно с составления плана действий. План действий – это фундамент, от «прочности» которого зависит успех учебной деятельности обучающегося. Умение правильно распределить свое время на уроке помогает быстро и четко достичь поставленной цели. Для учителя наиболее важным остается научить ребенка уметь планировать свои действия на уроке в условиях ограниченного учебного времени.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

  • обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  • работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  • использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  • составление своего плана решения учебной задачи;
  • составление графического плана урока из условных обозначений учебника; [2]
  • логическое построение цельного плана урока  из отдельных пунктов плана.Копия DSC00190Копия DSC00195

Чаще всего в моей практике я использую последний прием.

Построить план урока помогают опыт учеников исходя из предыдущих уроков и ориентировка на материал учебника.

Хочется отметить, что этот прием очень эффективно подводит учащихся к осознанию целей и задач, позволяет по ходу урока периодически возвращаться к плану (сам план находится на видном месте на доске), отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Этот прием никогда не позволит учителю забыть про минуты релаксации на уроке.  

Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Выделяют следующие основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно-оценочной самостоятельности школьников:

  1. Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения,
  2. Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.
  3. Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.
  4. Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием.
  5. Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.
  6. Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.
  7. Процессуальный контроль должен преобладать над результативным контролем. [1]

С действием контроля, оценки, взаимооценки и самооценки ученики встречаются многократно за урок.

Ещё до урока ученики определяют, с каким настроением они пришли на занятие при помощи магнитных смайликов. Для этого они должны выбрать смайлик с соответствующим настроением на лице и рассказать о причине, вызвавшей такое настроение. Копия DSC00194

Этап контроля, самооценки, оценивание результатов деятельности товарищей завершает решение каждой учебной задачи, которых на уроке, как правило, несколько.

Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен (и в какой степени) ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности (знания, способы действия, желание) для предстоящего решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия, способностях и т.п. получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи.

Все согласятся с тем, что школа может и должна помочь своим воспитанникам стать людьми самостоятельными, в частности, способными самостоятельно оценивать себя и других. Однако самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.  Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Для формирования техники чтения и отработки фонетических навыков в начале урока я использую специальные таблицы с немецкими буквосочетаниями.

a

e

i

o

u

ck  

cka

cke

cki

cko

cku

sch

scha

sche

schi

scho

schu

st  

sta

ste

sti

sto

stu

sp

spa

spe

spi

spo

spu

tsch

tscha

tsche

tschi

tscho

tschu

sh

sha

she

shi

sho

shu

chs

chsa

chse

chsi

chso

chsu

tz

tza

tze

tzi

tzo

tzu

ph

pha

phe

phi

pho

phu

pf

pfa

pfe

pfi

pfo

pfu

th

tha

the

thi

tho

thu

qu

qua

que

qui

quo

quu

x

xa

xe

xi

xo

xu

j

ja

je

jo

ju

После фронтальной и индивидуальной отработки ученики оценивают себя и друг друга по следующим критериям:

  • правильность,
  • быстрота,
  • четкость, 
  • отсутствие помощи со стороны учителя,
  • а также проводят учет динамики результатов обучения относительно самих себя.

На первых же порах оценка детей звучала так «нормально», «плохо», «хорошо», что совсем не позволяло формировать адекватную самооценку, критериальность,  а также качественную словесную оценку деятельности.

В конце урока проводится рефлексия учебной деятельности. При  помощи выбранных  перед уроком магнитных смайликов ученики отвечают на вопрос «Как ты оцениваешь свою работу на уроке?», а также могут поменять смайлик на соответствующий, если настроение к концу урока изменилось.  

Самооценивание может проводиться по следующим уровням:

  1. Я весь урок старался, выполнял все задания без ошибок, работал самостоятельно, у меня всё получилось. Копия DSC00203
  2. Я весь урок старался, выполнил некоторые задания с ошибками, работал не всегда самостоятельно, мне помогал учитель.
  3. Я весь урок старался, выполнил некоторые задания с ошибками, работал не всегда самостоятельно, мне помогал учитель, иногда мне помогали товарищи, не всё у меня получилось.
  4. Я работал медленно, выполнил некоторые задания с ошибками, работал не всегда самостоятельно, не всё у меня получилось.

Что касается оценивания учащихся за работу на уроке учителем, то оценка ученика может складываться в буквальном смысле этого слова из отдельных фрагментов.

Например, в течение всего урока все успехи ученика могут быть зафиксированы в специальном оценочном листе. Примеры таких оценочных листов можно найти в большом количестве в Интернете. Оценочный лист показывает всю картину успешности усвоения той или иной темы не только отдельным учеником, но и классом в целом. Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым учеником и автоматически спланировать работу с ним, дает возможность учителю увидеть, что удалось, а чему следует уделить больше внимания в классе. Накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала. Для учащихся оценочный лист позволит повысить мотивацию ученика на каждом этапе урока, станет своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. Отрицательные стороны применения оценочного листа: учеников сначала нужно научить правильно заполнять оценочный лист, следить, чтобы все ученики заполняли одновременно и своевременно, что приводит к потере учебного времени. Самому же учителю во время урока чаще всего не хватает времени для заполнения оценочного листа.  

Я же в своей практике оцениваю каждый правильный ответ, каждое правильное действие и тому подобное отдельным фрагментом итоговой оценки за урок – баллом в форме треугольника. Итоговая оценка за урок складывается из квадратов.Копия DSC00205

В новых условиях необходимо помнить, что главным является не предмет, которому Вы учите, а личность, которую Вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу, дайте возможность ребенку высказывать свои мысли, научите исправлять ошибки.Копия DSC00210

Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным  благодаря формированию системы УУД. Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют целенаправленно и эффективно вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.


Источники:

  1. http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn13-07/921-a А.К. Мамоджанова. Возрастные особенности формирования компонентов регулятивных УУД у младших школьников
  2. http://www.protema.ru/didactics/learning-objectives/item/109-formirovanie-regulyativnyih-universalnyih-uchebnyih-deystviy-v-1-klasse Н. Н. Романова. «Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями от 26 ноября 2010 г.).

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/[сост. Е.С.Савинов].—2е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие регулятивных универсальных учебных действий

Описаны характеристика регулятивных учебных действий, критерии сформированности данного вида действий, действия учителя по развитию регулятивных учебных умений....

Регулятивные универсальные учебные действия

Здесь рассматривается вопрос "Что такое регулятивные унверсальные действия" и их компоненты.Подробнее останавливаюсь на целеполагании....

Развитие регулятивных универсальных учебных действий - важное условие успешного обучения ребенка в школе.

В разработке представлены рекомендации для родителей по развитию у младших школьников регулятивных навыков....

Портфолио как инструмент формирования регулятивных универсальных учебных действий в педагогическом колледже в предметной области "Иностранный язык"

Очевидно, что одной  из  основных задач  педагога является   формирование у  обучающегося умения учиться, то есть его способность  к саморазвитию и самосовершенствов...

Планирование и организация деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий при изучении комбинаторики.

Статья раскрывает сущность УУД и отражает способы действия учителя по формированию универсальных учебных действий. Разработка урока алгебры (9 класс) по формированию регулятивных УУД при изучении комб...

Регулятивные универсальные учебные действия

В статье говорится об УУД,их функциях,видах.Подробно расскрывается понятие регулятивных учебных действий,их функций.Статья написана в соавторстве с Фёдоровой С.В учителем ГБОУ СОШ№127....

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....