"Современный учитель"
материал на тему

Пугина Мария Геннадьевна

Какой же учитель нужен современной школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sovremennyy_uchitel.ppt2.79 МБ
Microsoft Office document icon sovremennyy_uchitel.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личность учителя в современной школе. Учитель сегодняшнего дня!

Слайд 2

Цель: разработать модель (портрет) личности педагога в современной школе как образец, к которому нужно стремиться и постоянно самосовершенствоваться.

Слайд 3

Современный учитель Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10–15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю. Эти вопросы актуальны и для педагогического образования: «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», и для директоров школ: «Какой учитель должен работать в современной школе,?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное, этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?» Поэтому мне интересно было узнать, каково представление современных школьников и их родителей об учителе, для этого мною было проведено анкетирование «Учитель глазами современного школьника», и «Учитель глазами родителей».

Слайд 4

Глазами родителей. Выборка составила 27 родителей Исследования, проведенные среди родителей нашего класса, показали следующие результаты:

Слайд 5

1.Какой учитель должен работать в современной школе? 42% - умный, грамотный, интеллигентный, всесторонне развитый, талантливый. 26% - опытный профессионал, любящий свою работу. 24% - понимающий и любящий детей 18% - доброжелательный, уравновешенный, внимательный, справедливый, ответственный. 10% - строгий, требовательный, справедливый. 11% - доброе сердце и железные нервы.

Слайд 6

2. Как вы считаете, какими качествами должен обладать современный учитель? 38% - мудрый, добрый, отзывчивый, спокойный, уравновешенный, терпеливый, духовный, морально устойчивый. 28% - с опытом, профессионал, преданный и любящий свое дело, высокообразованный. 25% - в меру строгий, честный, справедливый. 16% - любить детей 16% - талантливый, грамотный, умный, постоянно развивающийся. 9% - интересно, грамотно, понятно может донести материал. 7% - знающий детскую психологию.

Слайд 7

3.Какому учителю я доверю образование и воспитание своего ребенка? 31% - квалифицированному, опытному, со стажем, знающим новые технологии, профессионалу. 27% - сдержанному, уравновешенному, понимающему, высоконравственному, кто является авторитетом и примером для ребенка. 22% - серьезному, требовательному, в меру строгому, справедливому, честному. 16% - умному, талантливому, 13% - любящему детей 12% - понятно, интересно дает знания..

Слайд 8

Анализ 1. Анализируя полученные результаты, отображающих уровень требований родителей, можно сделать следующие выводы. Родители доверяют образование своего ребенка: опытному, знающему новые технологии, умному, грамотному, талантливому, знающему детскую психологию, профессионалу своего дела. Родители считают, что современный учитель должен быть, добрым, мудрым, отзывчивым, терпеливым, уравновешенным, ответственным, строгим, справедливым (не иметь любимчиков), умеющим держать дисциплину. Для родителей также важно, чтобы учитель любил детей, и понятно и интересно объяснял материал.

Слайд 9

Мнение учеников. Выборка составила 27 учащихся. Ученики моего класса дали следующие ответы:

Слайд 10

1. Какой учитель хороший? 58%- любящий детей, отзывчивый, понимающий, добрый, спокойный 52% - интересно и понятно объясняет тему, 32% - требовательный, строгий, справедливый 15 % - умный, с чувство юмора

Слайд 11

2. Какой учитель плохой? 58% - орет, ругается, бьет, оскорбляет, обзывает, грубый, 30% - плохо объясняет, уходит с урока, не любит свою работу. 20% - не справедливый, не умеет держать дисциплину, слишком строгий, слишком мягкий 12% - нет плохих учителей 4% - не любит детей, имеет любимчиков

Слайд 12

3. У какого учителя я хотел бы учиться? 58% - любящий, терпеливый, отзывчивый, честный, справедливый, добрый, понимающий, нет любимчиков, не кричит 30% - образованный, дает хорошие знания, любит свой предмет, может заинтересовать 15% - умный, образованный, талантливый, с чувством юмора 10% - строгий в меру, держит дисциплину

Слайд 13

4. Идеальный учитель это… 42% - спокойный, терпеливый, мудрый, уважает себя и других, понимает и любит детей, с чувством юмора 37% - дает прочные знания, с опытом работы, интересно объясняет, любит свое дело 14% - справедливый, нет любимчиков

Слайд 14

Анализ 2 Анализируя ответы учеников, можно сделать следующие выводы. Приоритетом для учеников являются личностные качества учителя. Выделяют следующие значимые качества: понимающий, любящий, отзывчивый, спокойный, добрый, терпеливый, уравновешенный, с чувством юмора. Второе место занимает профессионализм учителя, умение заинтересовать своим предметом, понятно и доступно объяснять. Немалое значение для детей имеет то, что учитель должен быть в меру строгим и уметь держать дисциплину в классе. Учитель должен быть справедливым, это значит, у него не должно быть любимчиков, ко всем он должен относиться одинаково. Учитель должен быть грамотным, всесторонне образованным.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Личность учителя в современной школе.

Современный учитель. Каким ему быть?

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От на-ших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас мно-го говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивиду-альном стиле работы, об имидже учителя, о том, что учитель должен быть оптимистом...

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать ус-ловия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремле-ние к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению пред-метов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не со-мневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формули-ровать их для себя в процессе изучения материала.

Роль учителя - «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую те-му. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возмож-ность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны запол-нить, а искорка, которую мы должны зажечь».

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам спосо-
бен учиться у своих учеников. Ведь учитель: - это человек, который стоит
между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий
свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других. Учи-
тель сегодняшнего дня - это человек преданный своему делу и своим учени-
кам. Современный учитель - это профессионал, владеющий комплексом ка-
честв, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он ар-
тист, художник, потребуется
        - писатель, певец.

Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.

У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сего-дня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен от-носиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть уче-ника только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У совре-менного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образо-вательный маршрут для каждого ученика.

i


На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.

Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося вы-сказывать и отстаивать свое мнение ученика.

К учителю начальных классов предъявляются особые требования. Ведь он должен остаться в душе ребенком, обладать способностью видеть мир глазами своих учеников. Талантливый педагог всегда знает способы, как превратить серьезное занятие в занимательное, провести урок так, чтобы ученикам не было скучно. Не просто чему-то научить детей, а суметь сделать учение активным процессом, привить ребенку тягу к получению знаний. И ни в коем случае не вызвать отвращения к школе, как к чему-то насильствен-ному, где есть только "надо" и "ты должен". Главный метод современного педагога - не принуждение, а убеждение.

Нужно уважать в ребенке личность и делать свою работу искренне, с любовью и душой. Это, пожалуй, самое главное качество, необходимое учителю. Кроме этого педагог должен обладать терпением, любовью к детям, огромной трудоспособностью, ведь чем ученик младше, тем большего внимания он требует.

Учитель начальных классов в своей работе стремится не просто передавать своим подопечным знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся. Для этого он использует на всех уроках технологию проблемного обучения. Проблемные вопросы находятся вокруг нас, стоит только оглянуться, и мы увидим то, что мы не знаем или знаем плохо.

Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Как говорил Л.С. Выготский «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выпол-нять самостоятельно...» Подвести к этому ребенка и есть главная задача со-временного учителя.

Являемся ли мы современными учителями? Конечно. Ведь мы живем в современном мире, работаем в современной школе и учим современных де-тей.

А можем ли мы с уверенностью сказать:


  • Я знаю, чему сегодня надо учить.
  • Я знаю то, чему надо учить.
  • Я знаю, как научить.
  • Я понимаю, что эти знания сегодня нужны людям.
  • Я вижу, что люди благодарны за мою работу.
  • Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.

Это кредо современного учителя. Оно актуально на протяжении многих столетий, ведь в этих простых истинах заложена программа учительского труда, его общественная польза и значимость. Такое понимание себя как педагога-профессионала вряд ли может устареть. Отлично владеть своим предметом, глубоко знать содержание преподаваемого курса, применять современные педагогические технологии в образовательном процессе - главные составляющие успешного учительского труда.

Я не могу сказать твердо и уверенно эти фразы. Многие из вас тоже. Быстро меняющийся мир заставляет и нас быстро меняться. То, что вчера казалось правильным и современным, сегодня утратило свое значение. А отсюда наша постоянная неудовлетворенность собой. И именно эта неудовлетворенность заставляет нас стремиться к новому, лучшему, чтобы идти в ногу со временем.

Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени.

Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю. Эти вопросы актуальны и для педагогического образования: «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», и для директоров школ: «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное, этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?»

Поэтому мне интересно было узнать, каково представление современных школьников и их родителей об учителе. Для этого мною было проведено анкетирование «Учитель глазами современного школьника», и «Учитель глазами родителей».

Выборка составила 27 родителей. Исследования, проведенные среди родителей нашего класса, показали следующие результаты:

Какой учитель должен работать в современной школе?

42% - умный, грамотный, интеллигентный, всесторонне развитый, талантливый, 26% - опытный профессионал, любящий свою работу, 24% - понимающий и любящий детей, 18% - доброжелательный, уравновешенный, внимательный, справедливый, ответственный, 10% - строгий, требовательный, справедливый, 11% - доброе сердце и железные нервы.

2. Как вы считаете, какими качествами должен обладать современный


учитель?

38% - мудрый, добрый, отзывчивый, спокойный, уравновешенный, терпеливый, духовный, морально устойчивый, 28% - с опытом, профессионал, преданный и любящий свое дело, высокообразованный, 25% - в меру строгий, честный, справедливый, 16% - любить детей, 16% - талантливый, грамотный, умный, постоянно развивающийся, 10% - интересно, грамотно, понятно может донести материал, 7% - знающий детскую психологию.

3. Какому учителю я доверю образование и воспитание своего ребенка?

31% - квалифицированному, опытному, со стажем, знающим новые технологии, профессионалу, 27% - сдержанному, уравновешенному, понимающему, высоконравственному, кто является авторитетом и примером для ребенка, 22% - серьезному, требовательному, в меру строгому, справедливому, честному, 16%о - умному, талантливому, 15% - любящему детей, 12% -понятно, интересно дает знания.

Анализируя полученные результаты, отображающих уровень требований родителей, можно сделать следующие выводы. Родители доверяют образование своего ребенка: опытному, знающему новые технологии, умному, грамотному, талантливому, знающему детскую психологию, профессионалу своего дела. Родители считают, что современный учитель должен быть, добрым, мудрым, отзывчивым, терпеливым, уравновешенным, ответственным, строгим, справедливым (не иметь любимчиков), умеющим держать дисциплину. Для родителей также важно, чтобы учитель любил детей,  понятно и интересно объяснял материал.                    

Выборка составила 27 учащихся. Исследуя анкеты учащихся моего класса, я  получила следующие данные.

1.        Какой учитель хороший?

58%о - любящий детей, отзывчивый, понимающий, добрый, спокойный, 52% - интересно и понятно объясняет тему, 31% - требовательный, строгий, справедливый, 15 % - умный, с чувство юмора.

2.        Какой учитель плохой?

58% - орет, ругается, бьет, оскорбляет, обзывает, грубый, 30% - плохо
объясняет, уходит с урока, не любит свою работу, 20% - не справедливый, не
умеет держать дисциплину, слишком строгий, слишком мягкий, 12 % - нет
плохих учителей, 6%» - не любит детей, имеет любимчиков.

3.        У какого учителя я хотел бы учиться?

58% - любящий, терпеливый, отзывчивый, честный, справедливый, добрый, понимающий, нет любимчиков, не кричит, 30% - образованный, дает хорошие знания, любит свой предмет, может заинтересовать, 15% - умный, образованный, талантливый, с чувством юмора, 10% - строгий в меру, держит дисциплину.

4.        Идеальный учитель это...

42% - спокойный, терпеливый, мудрый, уважает себя и других, понимает и любит детей, с чувством юмора, 37% - дает прочные знания, с опытом работы, интересно объясняет, любит свое дело, 14% - справедливый,           нет любимчиков.


Анализируя ответы учеников, можно сделать следующие выводы. Приоритетом для учеников являются личностные качества учителя. Выделяют следующие значимые качества: понимающий, любящий, отзывчивый, спокойный, добрый, терпеливый, уравновешенный, с чувством юмора.

Второе место занимает профессионализм учителя, умение заинтересовать своим предметом, понятно и доступно объяснять.

Не малое значение для детей имеет то, что учитель должен быть в меру строгим и уметь держать дисциплину в классе. Учитель должен быть справедливым, это значит, у него не должно быть любимчиков, ко всем он должен относиться одинаково. Учитель должен быть грамотным, всесторонне образованным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современной школе - современный учитель"

" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...

Современный учитель и современный урок.

Статья посвящена организации современного урока экономики в школе....

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....

Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы.

В последние годы особую остроту приобретает  задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что сущес...

Современный учитель и современный ученик.

Эссе на тему каким должен быть современный учитель и ученик?...

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...