«Инновационные формы работы с одарёнными детьми».
статья на тему

Бубенцова Татьяна Евгеньевна

В статье идёт речь о работе с одарёнными детьми в ОО, об использовании инновационных  форм  работы, их совершенствовании, что способствует выявлению, поддержке и развитию одарённых детей. В статье уделено особое внимание тому, что, применяемый коучинговый подход помогает при выявлении и развитии одарённости.

Ключевые слова: одарённые дети,выявление, поддержка и развитие, инновация, формы работы, коучинговый подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационные формы работы с одарёнными детьми».

БубенцоваТ.Е.

заместитель директора по ИР,

учитель немецкого языка

Порезанова В.П.

учитель экологии

Бараева О.В.

учитель английского языка

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Ртищево Саратовской области»

г. Ртищево

E-mail: shkola4rtichewo@mail.ru

Анотация. В статье идёт речь о работе с одарёнными детьми в ОО, об использовании инновационных  форм  работы, их совершенствовании, что способствует выявлению, поддержке и развитию одарённых детей. В статье уделено особое внимание тому, что, применяемый коучинговый подход помогает при выявлении и развитии одарённости.

Ключевые слова: одарённые дети,выявление, поддержка и развитие, инновация, формы работы, коучинговый подход.

"Innovative forms of work with gifted children"

Bubentsova T.E.

Deputy Director for Information Technologies,

 teacher of German

Porezanova V.P.

teacher of Ecology

Baraeva O.V.

teacher of English

“Municipal Educational Institution the Highshcool № 4”

Saratov Region, Rtishchevo

E-mail: shkola4rtichewo@mail.ru

Annotation. The article covers the work with gifted children in the general secondary school, the use of innovative forms of work, their improvement which helps identify, support and develop gifted children. The article focuses on the fact that the coaching approach helps in identifying and developing giftedness.

Keywords: gifted children, identification, support and development, innovation, forms of work, coaching approach.

Инновационные процессы, происходящие в образовании, являются важнейшим инструментом   повышения качества образования, социализации обучающихся; при работе с одарёнными детьми. Замечательный человек,французский писатель, лётчик Антуан де Сент-Экзюпери сказал«Слишком много в мире  людей, которым никто не помог пробудиться.» Общество нуждается в талантливых, успешных людях. Как определить, чем одарён ребёнок и помочь ему в дальнейшем развитии?

В нашей школе  особое внимание уделяется   психолого-педагогическомусопровождению одаренных детей,  которое направлено  на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие одаренных обучающихся. В выявлении одарённости помогает проводимая диагностика: диагностика творческой одарённости, диагностика интеллекта, диагностика познавательной мотивации, диагностика выявления литературной, музыкальной, технической,  спортивной одарённости.

Например, для выявления интеллектуальной одарённости  педагогами школы используются  методы :«Словесная ассоциация» (Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Инструкция: найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста- 3 минуты. Оценивается беглость, гибкость, оригинальность ответов.); методика «Таинственное письмо».( за несколько минут до окончания урока учащимся предлагается расшифровать письмо, узнать, от кого оно пришло .  Обычно эта  методика применяется для первоклассников с целью выявления познавательной активности) ; для выявления творческой одарённости – тест «Медника» (данная методика  направлена на выявление и оценку существующего, часто скрытого реактивного потенциала.Предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов (составляло некоторое словосочетание).

В работе с одарёнными детьми педагоги школы применяют коучинговый подход. Коучинговый подход в отношениях с детьми  - это когда мы выстраиваем позитивный диалог с ребенком и даем  позитивную обратную связь, задаем  вопросы, намечаем действия, усиливаем мотивацию и создаем поддерживающее окружение. И не менее активно  при выявлении одарённости  используются  коучинг–приёмы, которые ускоряют процесс определения одарённости и обработку результатов.Так, для  выявления творческой, спортивной, интеллектуальной технической, музыкальной одарённости используется  технический приём коучинга «Экспресс-шкала». Суть приёма: дана  шкала оценки от 1 до 5. Учащиеся выбирают предпочтения из предложенных предложений: 1 - победитель телевизионного конкурса «Голос – дети», 2 - победитель Всероссийской олимпиады школьников по любимому предмету,  3 - победитель конкурсов «Мастер своего дела», «Чудеса своими руками»,  4 - победитель Всероссийских соревнований по любимому виду спорта,  5 - победитель Всероссийского конкурса «Синяя птица» . Затем обучающиеся  расставляют номера предложений на шкале по возрастанию значимости для них, далее подсчитывается количество 5-бальных ответов по каждому варианту.

Для выявления различных видов одарённости учителями широко используется методика «Карта одарённости», созданная на основе методики Д. Хаана и М. Каффа в модификации педагога-психолога Савенкова А. И.Методика адресована  педагогам, родителям и рассчитана на выполнение функций: 1) первой-  диагностической. С помощью данной методики  можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. 2) второй – развивающей. Утверждения, по которым  придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.Согласно данной методике предлагается  лист вопросов, который включает 80 вопросов. Следуя инструкции оценивается каждое свойство личности, результаты обрабатываются и подсчитываются.Полученные суммы баллов характеризуют  оценку степени развития у ребенка различных  видов одаренности: интеллектуальной, спортивной,  академической  и др.

        В Постановлении Правительства РФ от 17 ноября 2015 года №1239 утверждены правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития. Здесь сказано, что  выявление одарённых детей осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных, творческих конкурсов, мероприятий, направленных на  развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой, спортом, интереса к научной (научно- исследовательской) деятельности.

Ежегодно учащиеся нашей школы принимают самое активное участие в интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятиях различного уровня, занимая призовые места: межрегиональныеМартыновские Чтения (г.Петровск),  конкурс юношеских исследовательских работ им В.И. Вернадского (г.Саратов, г.Москва), «К новым горизонтам науки» (г.Балашов), региональная научно-практическая конференция «Эврика», (г.Саратов);  олимпиады « Высшая проба», «Будущие исследователи -будущее науки», «Герценовская олимпиада» и др., которые занимают важное место в развитии одаренных детей. Данные мероприятия позволяют  лучше познать   себя, дают возможность  утвердиться  среди окружающих и в собственных глазах.  

Для развития одарённых детей в условиях реализации ФГОС  используются разнообразные инновационные  формы работы.Дистанционные конкурсы  являются интересной  формой  работы с одарёнными детьми.  Участие детей в  таких мероприятиях, какмеждународный конкурс «Законы экологии», муниципальный  интернет - конкурс «Земля и люди», межрегиональные сетевые проекты «Эко- я, эко -мы, эко -мир», «Виват, российское кино!», организатором и инициатором которых являются педагоги школы – члены проектно-исследовательской лаборатории; всероссийский конкурс «Творчество А.С. Пушкина», районный дистанционный конкурс социальных проектов «Мир вокруг нас: новый взгляд»,всероссийский конкурс-игра «Потомки Пифагора»  и многие другие  позволяют выявить  талантливых детей, создать для них возможность демонстрировать результаты своих знаний,  своего творчества широкой публике.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся – одна из самых эффективных форм работы с одарёнными детьми.Она позволяет наиболее полно выявить и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Основными  принципами  организации проектно-исследовательской   в нашей школе  являются: системность, практичность, комплексность, междисциплинарность, межпредметность, программные подходы, коучинговый подход.

Проектно-исследовательская деятельность в школе проводится в рамках различных кружков и на уроках. Организация внеурочной деятельности не ограничивается   только школьной программой, ее содержание   определяется  также  интересами учащихся

Системный подход позволяет постоянно и всесторонне изучать предмет исследования. Все виды проектов и научно-исследовательских работ  обучающихся имеют определенный продукт, который можно употребить в определенной деятельности. Программа исследований составляется  на несколько лет, не мене трех  и корректируется   ежегодно. Темы  работ всегда актуальны, вызывают интерес у обучающихся, понятны и не вызывают сомнения в возможности выполнения.  Результаты, полученные в ходе проведения работы, всегда отличаются новизной.

Организация работы  НОУодна из форм работы с одарёнными детьми.Научное общество учащихся «Поиск. Творчество. Импульс» созданное в нашей школе- добровольное объединение обучающихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки,  техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Ежегодно  весной проводится школьная научно-практическая конференция, победители которой представляют свои работы на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарёнными детьми, тем полнее раскрывается их талант. Именно эти дети   будут строить будущее и решать самые  актуальные проблемы человечества. И нет  ничего важнее в работе с ними – как поддержка и развитие их способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы работы с одарёнными детьми". Из опыта работы.

Материал представлен в форме презентации. Можно познакомиться с формами работы во внеурочное время....

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...

Методы и формы работы с одарёнными детьми, изучающими английский язык.

В данной статье рассказывается о формах и методах работы с одарёнными учениками как на уроке, так и во внеурочной деятельности по любому изучаемому предмету в школе.Прежде всего, методы и формы работы...

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

  Сегодня требуется кардинальное и масштабное развитие, прежде всего компетенций педагогических кадров, системные меры по повышению социальной направленности (ответственности) системы обра...

Методы и формы работы с одарёнными детьми учителя иностранных языков

Одной  из основных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. Сейчас наша школа работает по федеральному  государственному образователь...