Конвергенция образования
статья на тему
Предварительный просмотр:
КОНВЕРГЕНЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В современной практике встречается много новых слов и выражений. Например, слово конвергенция (от лат. convergo — «сближаю») означает процесс сближения, схождения (в разном смысле), слияние всего разного, непохожего в чём-то одном. Данное слово стало популярным и в образовании.
Конвергентное обучение — это проект, направленный на формирование такой междисциплинарной образовательной среды, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а не как школьное изучение отдельных дисциплин.
В настоящее время многие школы страны переходят на работу по ФГОС в старшей школе. В 10–11 классах обучающиеся становятся участниками проектов развития профильного образования. В школах открываются профильные классы, создаются естественно-научные лаборатории, внедряются новые системы оценки результатов освоения профильного обучения. Напомним, что Стандарт (ФГОС) — это система трёх требований: к результатам обучения, к структуре образовательных программ и к условиям их реализации.
Обязательным компонентом современного обучения становится проектная и исследовательская деятельность. Для их реализации в школе должны быть созданы такие условия, при которых каждый старшеклассник в ходе выполнения индивидуального проекта в качестве его результата узнает, что такое конкурентоспособность, междисциплинарность, умение мыслить, умение применять школьные знания в реальной жизни и в реальных ситуациях. Мы говорим о том, что в современной школе необходимо формировать новые компетенции. Именно поэтому, когда мы работаем над созданием основной образовательной программы образовательной организации, очень много внимания уделяем результатам образования и обращаем внимание на требования к условиям обучения.
Но есть и ещё один очень интересный раздел нашего нового Стандарта — это портрет выпускника, где перечислены те его качества, достижение которых должна обеспечить современная школа. Эти результаты, конечно, достигаются не в отдельных предметах, а прежде всего за счет конвергенции школьных дисциплин и формирования такого учебного процесса, который позволяет школьникам развивать эти качества.
Государству и обществу нужен креативный и критически мыслящий человек, владеющий основами научных методов познания, мотивированный на творчество и инновационную деятельность, готовый к сотрудничеству и способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность, а самое главное — подготовленный к осознанному выбору своей будущей профессии. Мы видим, что в портрете выпускника нет ни одного качества, которое касается знаний теории, конкретных фактов или умения решать узконаправленные задачи в той или иной предметной области. Стандарт требует организации образовательного процесса, основанного на стыке наук, внедрения технологий конвергентного обучения. Именно поэтому слово «конвергентный» (конвергенция) получило сегодня такую популярность.
Проще всего привести примеры из области естественно-научного знания. Михаил Валентинович Ковальчук, доктор физико-математических наук, академик, президент Курчатовского института, отмечал, что в реальной жизни не существует отдельно физики, математики, биологии или русского языка. Основой сближения, или конвергенции, наук и технологий должны стать информационные и нанотехнологии. Он выделяет следующие основные черты развития естественных наук:
* переход к наноразмерам;
* изменение парадигмы развития от анализа к синтезу;
* сближение и взаимопроникновение неорганики и органического мира живой природы;
* междисциплинарный подход вместо узких специализаций.
И сегодня современный Стандарт образования даёт возможность нам организовать именно такой учебный процесс. Представители естественных наук считают, что будущее за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики, биологии, географии, информатики и многих других наук. Главным результатом конвергентного обучения в школе является как освоение базовых понятий, таких как «время», «вещество», «объём» и прочих, так и способность применять их в решении практических задач. А самое главное — в умении получать новые знания.
В требованиях к личностным и предметным результатам в образовании заложены основы конвергентного образования, которое практически может быть уже сейчас реализовано, прежде всего, в старшей школе. После окончания школы обучающиеся должны освоить новые виды деятельности, у них должно сформироваться научное мышление, и они должны уметь владеть ключевыми понятиями разнообразных наук. В требовании к метапредметным результатам также содержатся указания на межпредметные или надпредметные понятия, смысл и определения которых расширяются только при изучении нескольких наук. Конвергентное образование предоставляет обучающимся новые возможности как в достижении предметных результатов, так и в освоении универсальных учебных действий, в формировании фундаментальных межпредметных понятий. Это деятельностное освоение обучающимися предмета через проектную деятельность и возможность реализации индивидуальных проектов и исследований, которые необходимы в нашем учебном плане, и является неотъемлемой составной частью основной образовательной программы.
Если говорить о требованиях к предметным результатам, то в Стандарте мы с вами увидим, что, например, математика нужна, чтобы описывать и изучать разные процессы и явления реального мира, в том числе в экономике, транспорте и пр. Физика и химия нужны для того, чтобы понимать их роль в решении практических задач, как в быту, так и в производстве. Точные и естественные науки, изучаемые вместе, помогут ребенку научиться прогнозировать и анализировать, оценивать с позиции экологической безопасности свою деятельность и деятельность предприятий своего города и района. Если говорить о механизмах реализации конвергентного образования, то здесь важное место должны занять межпредметные методические школьные объединения учителей, большее внимание нужно уделить углублённому изучению предметов, элективным и факультативным курсам, курсам внеурочной деятельности, которые позволят поддерживать достижения предметных результатов, будут способствовать выполнению проектов. Это дополнительные общеобразовательные программы в конвергентных лабораториях и Центрах молодёжного инновационного творчества.
** Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.** Из Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования
Конвергентное образование даёт больше возможностей обучающимся определиться с выбором будущей профессии, хотя сегодня мы не можем точно сказать, какие профессии будут востребованы обществом в ближайшие пять, а тем более десять лет. Уже сейчас появились такие профессии, о которых ребята, поступившие в школу 10 лет назад, не имели никакого представления и не догадывались. Очень важными для общества сейчас являются нанотехнологии, которые приобретают всё большую популярность в строительстве, в энергетике, в полимерной промышленности и других различных областях; важны информационные технологии, которые укоренились в нашей жизни и развиваются семимильными шагами.
Подводя итог сказанному, можно остановиться на том, что конвергентная составляющая наших образовательных программ очень важна для современных школьников, без неё трудно определиться старшеклассникам в построении своего будущего. На её основе происходит переориентация образования на междисциплинарную интеграцию, компетентностный, системно-деятельностный, метапредметный, личностно ориентированный подходы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Ковальчук М. В. Конвергенция наук и технологий — прорыв в будущее / М. В. Ковальчук. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.portalnano.ru/read/ iinfrastructure/russia/nns/kiae/convergence_kovalchuk.
2. Конвергенция [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/. — Название с экрана.
3. Курчатовский проект конвергентного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://habrahabr.ru/ company/softline/blog/256703/.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://xn—80abucjiibhv9a. xnp1ai/2365.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател
В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...
Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)
Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...
Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"
"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...
КОНВЕРГЕНЦИЯ УЧЕБНОЙ, ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ
Опыт работы Историко-культурного центра "Рыцари Круглого Стола"...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...
Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования)Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технология в образован.
Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования).Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образовани...