Притча как средство формирования духовных ценностей
статья на тему

Горностаева Оксана Станиславовна
Статья  «Притча  как  средство  формирования  духовных  ценностей», посвящена  изучению    педагогических  возможностей  притчи  в  становлении нравственно-духовных ценностей ребенка. Автор раскрывает понятие притчи и рассматривает педагогические возможности притчи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pritcha_kak_sredstvo_formirovaniya_duhovnyh_tsennostey.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Притча как средство формирования духовных ценностей

Горностаева О.С.,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №491

с углублённым изучением математики

Красногвардейского района

г.Санкт-Петербурга

На  современном  этапе  развития  человеческого  общества  образование признается  национальным  приоритетом  государства,  мощной  движущей  силой его экономического роста. Стране нужны граждане, с одной стороны, современно образованные, предприимчивые, конкурентоспособные на рынке труда,  с  другой  -  с  развитым  самосознанием,  духовностью,  культурой, обладающие чувством долга и ответственности.

Процесс  становления  личности  связан  с  приобщением  к общечеловеческим  ценностям.  Одним из их источников -  устное народное творчестве (фольклоре), представленное в виде пословиц и поговорок, библейских историй, притч и сказок, песен, мифов и преданий, и нет оснований полагать, что  они  потеряли  свою  значимость  в  современной  жизни.  Напротив,  они дают  верную  ориентацию  и  наполняют  смыслом  бытие.  Ценности  народа пережиты,  проверены  в  критических  ситуациях  и  составляют  основу мировой культуры.

Актуальность изучения жанра притчи состоит в том, что он позволяет в хаотическом многообразии знаний как научного, так и ненаучного характера найти  свою  духовно-нравственную  позицию,  оформить  свое  личностное отношение  к  миру,  позволяет  выделить  в  море  информации  нечто  весьма существенное  для  познания.  Задача  исследования  эффективных  путей формирования  идеалов  и  способов  передачи  культурных  и,  в  частности, нравственных ценностей остается актуальной. Всегда существует сложность передачи  социального  опыта  старшего  поколения  подрастающей  смене: любви, к миру, к самому себе, к окружающим. Общечеловеческим ценностям невозможно научиться таким же образом, каким можно научить математике, физике, географии и другим наукам. Объяснения и теории в данном случае не всегда действенны, важнее здесь эмоциональное воздействие на ребенка.

Притчи по сей день остаются для нас прекрасным и эффективным средством приобщения ребенка к опыту человечества. Притчи являются величайшим достижением культур разных народов, в то  же  время  в  них  сконцентрирована  общечеловеческая  мудрость, накопленная  людьми  за  многие  века.  Большинство  притч  как  жанра родственного  сказке  не  имеет  авторов-создателей,  являясь  безымянными, представляя собой продукт коллективного творчества тех или иных этносов.

«Поучение  в  примере»,  такое  определение  слово  «притча»  можно найти  в  словаре  В.Даля.  [2,  С.97].  Древнейшее  назначение  притчи  -  быть афоризмом, изречением житейской мудрости, наставлением и поучением на жизненной  дороге.   Это  весьма  близко  к  толкованию  современного литературоведения:  притча  —  небольшой  нравоучительный  рассказ  в иносказательной форме.

Притче обычно  свойственна  философская  или  религиозная проблематика.  С  этим,  как  правило,  связан  и  более  высокий  стиль  притчи.

Любимые темы притчи -  правда и ложь, жизнь и смерть, человек и Бог.

Притчи содержат воспитательные  идеалы  не  определенной исторической эпохи, а общечеловеческие ценности, значимые на протяжении всей  истории  человечества:  любовь,  позитивное  мышление,  веру  в собственные  силы,  красоту,  жизнь,  добро,  счастье,  истину.  Поэтому содержательная  часть,  ценности  притчи  могут  рассматриваться  как уникальное  народное  средство  воспитания.  Способствует  повышению интереса  к  притчам  их  особая  структура,  характерная  и  для  анекдота.  Т.Д. Зинкевич  -  Евстигнеева[6,  с.25]  определяет  анекдот  как  короткую  форму притчи  или  басни,  построенный  на  абсурде  или  нестереотипной  реакции. Поэтому  характеристики  структуры  анекдота,  данные  Э.Боно[1,  с.203],  подходят  и  для  притчи.  «Юмор  -  великолепная  модель  нестандартного мышления.  Пока  нам  рассказывают  анекдот,  наше  мышление  продвигается по главному пути. Внезапно в кульминационный  момент перебрасывает нас на  боковую  дорожку.  Очутившись  на  ней,  мы  можем  наблюдать «логическую» связь... Такое внезапное переключение восприятия будет более сильным,  если  оно  основано  на  эмоциях,  предрассудках  или  злободневных событиях».  Именно  этот  прием,  используемый  и  в  притчах,  приводит  к необходимости  не  простого  восприятия  причти,  а  глубокого  осмысления.

Этому же способствует и метафоричность притчи. «Метафора  -  незаменимое орудие  разума,  форма  научного  мышления»,  -  замечает  Ортега-и-Гассет[12, 11]. И.И.Скрипюк[8, 28] считает, что в контексте обучения «метафора может стать  тем  мощным  и   творческим  инструментом  описания  ситуации  или проблемы,  предлагающим  альтернативу,  поможет  увидеть  ситуацию  в другом  свете  и,  вероятно,  укажет  дополнительные  (а  иногда  и  новые) способы  устранения  трудностей».  Метафоричность  помогает  увидеть сходство  между  описываемой  ситуацией  и  собственными  проблемами.  Тот же  автор  замечает,  что  метафора  -  динамический,  личностный  образ, побуждающий  к  действию;  кроме  того,  предоставляет  пищу  для размышления о нашей жизни и возможности ее изменить.

Итак,  назначение  притчи  -  быть  афоризмом,  изречением  житейской мудрости, наставлением и поучением на жизненной дороге. Можно  выделить  следующие  функции  притчи  значимые  с педагогической  точки  зрения:  социализирующая,  воспитательная, развивающая,  мотивирующая,  вербально-образная,  психотерапевтическая, креативная.  Назначением  этих  функций  является  раскрытие  и  творческая реализация  целостного  потенциала  становящейся  личности  ребенка.  Любая притча ориентирована на социально-педагогический эффект. Используя  воспитательный  эффект  притчи  мы  опираемся  на педагогические  принципы:  доступности,  учета  возрастных  особенностей, движение  в  познании  мира  от  более  легкого  к  более  сложному.  В  целом, педагогический потенциал притч неисчерпаем. Они не только воспитывают, но  и  развивают  образную  речь,  расширяют  кругозор  детей.  Притча  более информативна,  чем  обычная  речь.  Ее  метафоричность  побуждает  к самостоятельному осмыслению, рефлексии. Щуркова Н.Е. [10, 28] замечает, что  при  осмысливании  сказки  бессознательно  происходит  идентификация слушателя  с  героями  сказки.  Этот  же  принцип  можно  отнести  и  к  притче, которая «... рассказывает про каждого из нас не обижая нас».

Притчи  —  это  не  просто  тексты,  не  просто  рассказы,  они  чаще  всего посвящены  духовным  аспектам  жизненных  уроков.  Притча  помогает  найти ответ на важные философские вопросы: Что есть добро? Как жить в согласии с миром? Возможно ли познать истину? и т.д.

Использование  притчи  позволяет  разрешить  насущные  педагогические проблемы:

1) позволяет взрослому и ребенку понять друг друга.

2) способствует активизации творческих сил ребенка и педагога.

В качестве сущностных особенностей притчи выступают: целостность, логичность,  структурность,  системность,  проблематизация,  диалектичность, оригинальность,  завершенность,  личностность,  убедительность, общезначимость.

Притчи  дают  ребенку  возможность  соотнесения  индивидуального поведения  с  принятыми  нормами,  помогают  адаптации  в  социокультурном пространстве, помогают разрешить внутренние противоречия.

Притчи  используются  в  сказкотерапии,  наряду  со  сказками,  баснями, анекдотами.  Что  нашло  свое  отражение  в  работах  Т.Д.  Зинкевич-Евстигнеевой,  А.В.  Гнездилова,  Соколова  Д.  Ю.  Реабилитационной  эффект притч  основан  на  предоставлении  ребенку  возможности  увидеть  выход  в казалось  бы  безвыходной  ситуации,  посмотреть  на  волнующую  проблему под  другим  ракурсом,  увидеть  нечто  позитивное,  ощутить  собственную значимость, обнаружить новые возможности, перенеся пережитые ощущения в  обычную  жизнь.  Они  позволяют  приобрести  чувство  психологической защищенности в повседневном мире, дают возможность проиграть основные жизненные  ситуации  в  "защищенном  режиме"  -  через  выдуманную ситуацию.  Притча  позволяет  глубже  разобраться  в  себе,  активизировать внутренние ресурсы человека.

Все  вышесказанное  позволяет  широко  использовать  притчу  для осуществления воспитательной деятельности в школе. Как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Опыт работы показывает, что притча вызывает интерес у учащихся, это подтверждается результатами анкетирования.

Цель  проведенного  анкетирования  -  выяснить,  насколько  жанр  притчи интересен  учащимся  7  классов.  Детям  была  предложена  притча  «Старый осёл»  и  ряд  вопросов,  на  которые  они  должны  были  ответить  после  ее прочтения.

В  опросе  участвовало  53  школьника.  Только  один  ребенок  отметил,  что притча  ему  не  понравилась.  Так  же  52  из  53  учащихся  подтвердили,  что хотели  бы  познакомиться  с  другими  притчами.  Ответы  на  вопрос  «Чем понравилась  притча?»  были  разными.  Приводим  некоторые  реплики  из ответов школьников:

- Притча учит не сдаваться при встрече с трудностями;

- Рассказывает, что нужно надеяться на самого себя;

- Говорит о том, всегда есть выход;

- Показывает, что все зависит от воли и желаний человека;

-  Учит,  что  нужно  достойно  выходить  из  сложных  ситуаций  и  т.  д.  45% анкетируемых  признались,  что  им  случалось  попадать  в  очень  сложные ситуации.  Приводим  реплики  ответов  на  вопрос,  -  «Что  помогало  Вам разрешить сложную ситуацию?»

-ум;

- здравый смысл;

- вера в себя и людей, которые находятся рядом;

- понимание и доброта близких;

-  уверенность в том, что чем больше проблем, тем сильнее и умнее человек становится;

- семья;

- все разрешалось как-то само по себе;

- интуиция.

2 человека заметили, что еще не нашли выход из сложившихся ситуаций.

98%  школьников, участвовавших в анкетировании, отметили, что эта притча полезна для них. Отвечая на вопрос «Чем она полезна?», дети указывали:

-  Притча помогла понять, что проблемы  -  это этапы на жизненном пути, так человек познает мир.

- Она показала, что все проблемы можно решить.

- Оказалось, что трудности полезны, так как приводят к жизненному опыту;

- Дала веру в то, что все будет хорошо.

- Показала, что из любой ситуации можно выйти победителем.

Шестеро  респондентов  заметили,  что  уверены  в  том,  что  эта  история  им  в будущем пригодится.

Отвечая  на  вопрос  «Изменилось  ли  Ваше  отношение  к  проблемам  после прочтения этой притчи?», 58% опрошенных школьников отмечали, что стали больше  верить  в  свои  силы  и  верить  в  то,  что  любую  проблему  можно решить.

Среди  ценностей,  о  которых,  по  мнению  школьников  говорится  в  этой притче  были  названы:  жизнь,  дружба,  человек,  вера  в  собственные  силы, позитивный настрой.

Анализируя  результаты  анкетирования,  можно  сделать  вывод:  жанр  притчи интересен современным школьникам.  

Притчи  как  источник  и  средство  народной  педагогики  прошло многовековую  проверку  на  эффективность,  гуманизм  в  воспитании подрастающего поколения.

Притчи  дают  возможность  передавать  духовные  знания,  моральные ценности, правила поведения в обществе, основные жизненные сценарии и много  другой   важной   информации.   Проблематика  притчи  неисчерпаема. Т.Д. Зинкевич  -  Евстигнеева[6, с.32] считает, что притча является носителем глубинной  жизненной  философии,  т.к.  притчи являются величайшим достижением культур разных народов, в то же время в них сконцентрирована общечеловеческая мудрость, накопленная людьми за многие века.  Они являются одним из средств реализации аксиологического подхода в воспитательном процессе, актуализируя личностный и социальный смысл образования, реализуемый через специально организованную педагогическую среду. Жанр притчи интересен современным школьникам. И в целом, притча обладает уникальным воспитательным потенциалом, и ее использование может стать способом приобщения учащихся к нравственно-духовным ценностям человечества, служить средством адаптации школьника в социокультурном пространстве.

Список литературы

1.  Боно  Э.  Учите  вашего  ребенка  мыслить/Пер  с  англ.;  /Э.  Боно.  -  Мн.: ООО «Попурри», 1998. - 336 с.

2.  Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / Т. 1—4. М, 1994.

4.  3инкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии/ Т.Д. Зинкевич-5.  Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2007. - 176 с.

6.  3инкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2008. - 240 с.

8.  Скрипюк    И.И.    111    баек    для    тренеров:    истории,    притчи, сказки, анекдоты/ И.И.Скрипюк. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.

10.  Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры/Н.Е.Щуркова. - М.: Пед.поиск, 1997. - 77 с.

11.  Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие экологической культуры школьников как способ формирования духовной ценности личности.

Проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. К сожалению как отдельный предмет экология в нашей школе...

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Формирование и развитие социальной активности обучающихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют акт...

Дополнительное образование как средство формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся

Опыт работы МБУ ДО "Вознесенский ДООЦ" по формированию  духовно-нравственных ценностей обучающихся ...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.

Статья о возможностях предметов гуманитарного цикла и целесообразности интегрированных уроков...

«Диалог культур как средство формирования духовно-нравственных ценностей школьников»

Наименование Проекта«Диалог культур как средство формированиядуховно-нравственных ценностей школьников»Основание для разработкиПроекта1 Конституция Российской Федерации.2 Федеральный закон...

Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подростков

Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подростков. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/rj1S/MhoKj1nc8...