ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
статья на тему

Педагог, осуществляя связь времен, связь поколений, передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность будущих граждан. Общество предъявляет к педагогу более высокие требования, чем к людям других профессий. Современный педагог - это не только передатчик знаний, но, прежде всего личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Важна способность педагога организовать общение с обучающимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации. Коммуникативные умения педагога включают в себя такие компоненты, как умение устанавливать психологический контакт, завоевывать инициативу в общении и т.п. Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности педагога, необходимо выделить коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации педагога. Самореализация выступает сферой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Проблема педагогического творчества имеет прямой выход на проблему самореализации педагога. В силу этого педагогическое творчество – это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога. При этом личное осознание каждым педагогом ценностей результатов развития и саморазвития является необходимым условием, обеспечивающим процесс развития педагога-человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozhevnikova_lichnostnye_kachestva_pedagoga.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Кожевникова Н.И.

Педагог дополнительного образования

муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования города Дубны

Московской области «Центр детского творчества»

Педагог, осуществляя связь времен, связь поколений, передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность будущих граждан. Общество предъявляет к педагогу более высокие требования, чем к людям других профессий. Современный педагог - это не только передатчик знаний, но, прежде всего личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением.

Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности педагога как рабочему инструменту в его деятельности. Педагог становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только на занятиях и в общении с другими обучающимися, но и на отношения в семье, и на состояние, поведение, личностные проявления учеников, как в период обучения, так и в последующие годы.

Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность педагога. Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, педагог всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность педагога. Именно в ней находит выражение его мотивационно ценностное отношение к труду. Педагог, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состояние здоровья.

Личностный смысл профессиональной деятельности требует от педагога достаточной степени активности, способности регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности педагога, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования. Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Л.Н. Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния».

Важна способность педагога организовать общение с обучающимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации. Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности деятельности; реакция учеников может стимулировать педагога к импровизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск.

По стилю поведения психологи условно делят педагогов на четыре группы: авторитаристы, псевдодемократы, либералы и лженоваторы. Такую классификацию не придумывали ученые в кабинетной тиши. Она составлена по результатам анализа сотен ученических сочинений на тему «Учительские ошибки». В процентном отношении, по мнению учеников, авторитаристов в школах - 70%, либералов - 15%, псевдодемократов - около 10%, лженоваторов - 4%. Остается примерно 1%. Это - настоящие демократы, чья профессиональная позиция основана на защите ребенка. Они – «по рождению» или «по самовоспитанию» - таковы, что слушают и слышат своего ученика, ведут с ним диалог, помогая воспитаннику состояться как личности.

Коммуникативные умения педагога включают в себя такие компоненты, как умение устанавливать психологический контакт, завоевывать инициативу в общении и т.п. Понятно, что такой комплекс сложных коммуникативных умений педагог может выработать только при наличии определенных коммуникативных способностей, основным компонентом которых является общительность в самых разных ее проявлениях. В педагогической деятельности общительность выступает не только как личностное, но, главным образом, как профессионально-личностное качество человека-педагога. Общительность (в общечеловеческом плане) - явление многослойное, включающее в себя, по мнению исследователей, целый комплекс компонентов, в первую очередь коммуникабельность, желание находиться в обществе, среди других людей, альтруистические тенденции.

Поскольку педагогическая деятельность есть общение - постоянное, длительноея. педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются, что, естественно, затрудняет их работу с детьми.

Общительность имеет ярко выраженную эмоциональную природу, основу которой составляют коммуникативные и альтруистические эмоции. Среди коммуникативных эмоций выделяют желание делиться мыслями, переживаниями, чувство симпатии, расположения, уважения к участникам общения и т.д. Педагогическое общение - это, конечно же, творчество, которое позволяет достичь более продуктивного уровня педагогического труда. Важной характеристикой профессионально-педагогического общения и личности педагога является стиль. Это категория социально и нравственно насыщенная, она воплощает в себе социально-этические установки общества и педагога как его представителя. В стиле общения педагога находит выражение его личность. Оптимальный стиль общения создает в классе (творческом объединении) атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности педагога, необходимо выделить коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др.

Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке и др.

Но особенно важно, что творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Можно особо выделить семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации педагога. Самореализация выступает сферой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Проблема педагогического творчества имеет прямой выход на проблему самореализации педагога. В силу этого педагогическое творчество – это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.

Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя крайне негативно сказывается на нем самом, так как он постепенно теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способности официальным и неофициальным предписаниям, теряя, в конечном счете, свою индивидуальность.

Для развития личности педагога дополнительного образования необходимо наличие конкретной сферы его интересов, направления деятельности, на базе которых будет происходить усвоение знаний и способов деятельности в процессе воспитания и образования; развитие психологических механизмов применения усвоенных способов; развитие общих свойств личности. В ценностных приоритетах учреждение дополнительного образования отдает предпочтение личностно-ориентированному подходу в воспитании и образовании, концепции гуманизма по отношению к личности. При этом личное осознание каждым педагогом ценностей результатов развития и саморазвития является необходимым условием, обеспечивающим процесс развития педагога-человека.

Список использованной литературы

  1. Духавнева А.В., Столяренко А.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  1. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
  2. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учебно-методическое пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.А. Орлова.- М. Изд. Центр «Академия», 2004.
  3. Педагогика  /  Под ред. Сластенина В.А.: изд.3-е - М.: Владос, 2006.  
  4. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  5. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков / Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  6. Юзечавичус Т.А. Педагогика. Дидактическая единица «Введение в педагогическую деятельность»:  учебно-методический  комплекс. /  Под. ред. Крившенко Л. П.- М.: ООО «Бизнес - Вита», 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль коллектива в формировании личностных качеств школьника

Детский коллек­тив — основная база накопления детьми позитивного социаль­ного опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных ус­лов...

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...

Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка

Статья на тему: "Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка"...

Роль педагога в процессе формирования личностных качеств обучающихся

В статье рассматривается роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребенка в целом, рассказывается также о личном опыте, вкладе не только как учителя-предметника, но и как классного рук...