Календарно-тематическое планирование "Духовное краеведение Белгородчины"
календарно-тематическое планирование (10 класс) на тему

Каплий Татьяна Егоровна

Календарно-тематическое планирование   "Духовное краеведение Белгородчины", 10 кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей эстетического цикла

________Третьякова Н.М.

Протокол № ___

от «__» ______201 __г.

«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «Пролетарская СОШ №2 »

_________ Шестакова Е.И.

 «__»____________201___г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Пролетарская СОШ №2 »

____________ Присада И.В.

Приказ № ___

 От     «__» ____201___г.

Календарно-тематическое планирование по

православной культуре

для   10   класса

(Приложение к рабочей программе  по  православной культуре основного общего образования, утвержденной приказом директора школы     № ___ от ___________.

Количество часов в неделю  - 1, количество учебных недель  - 34,   количество часов в год – 34.

Урок- зачет – тест – 2 .

Планирование составлено на основе - составлено на основе авторской программы «Духовное краеведение Белгородчины» Черновой С.С., методиста Центра духовного просвещения Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. («Духовное краеведение Белгородчины (учебная программа) Автор-составитель: Чернова С.С.. – Белгород. Издательский центр ООО «Логия», 2005 – 36 с.»),

Учебник:

Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.А. Шаповалова.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2002, (электронная версия)

Учитель  - Каплий Татьяна Егоровна

Высшая квалификационная категория

2018-2019 учебный год


Календарно-тематический план для 10 класса

№ пп.

Дата

Тема урока

Тип урока

  Задачи урока и ОУУН

Оборудование

Домашнее задание

По пл.

Факт.

Раздел I.
История Белгородской епархии с древнейших времен до начала ХХI века, 14 + 1 час (введение)  

1.

1

Введение

2.

2

Крещение Руси. Возникновение Белгородской епархии

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о возникновение Белгородской епархии (Х в.). Особенности новой религии – христианства  по сравнению с язычеством. Значение крещения Руси в истории России и Белгородчины.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

3

3

Основание г.Белгорода. Белгородская епархия в XVII в. Вводный контроль

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о белгородской епархии в XVII в. Первый митрополит Белгородский и Обоянский Феодосий. Строительство новых храмов и монастырей в нашем крае.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

4

4

Белгородская епархия в эпоху Петра Великого.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о возникновение Белгородской
губернии (1727г.). Создание системы светского и духовного образования на территории
Белгородчины.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

5

5

Святитель Иоасаф Белгородский: жизнь и прославление.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о духовных  подвигах  и чудотворениях святителя Иоасафа. Первое и второе обретения нетленных мощей святого. Духовное наследие святителя Иоасафа
Белгородского.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

6

6

Взаимоотношения церкви и государства в конце ХVIII – начале ХIX вв. Основание
Белгородской духовной семинарии.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о Белгородской духовной семинарии.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

7-8

7-8

Белгородская епархия в середине XIХ – начале XX вв.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о выдающихся выпускников Белгородской духовной семинарии: митрополит Московский и
Коломенский Макарий (Булгаков) – великий русский богослов, историк, церковный писатель,  академик медицины И.А. Енохин, протоиерей А. ИванцовПлатонов, заслуженный профессор Московского университета.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

9-10

9-10

Государство и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ в.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о времени гонений и тяжелых испытаний в жизни Русской
Православной Церкви. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Прохоровское танковое сражение (12 июля 1943 г.), освобождение г.Белгорода от немецкофашистских захватчиков.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

11

11

Русская Православная Церковь на Белгородчине во 2-й пол. ХХ в.(сер. 40-х – 80-е гг.).

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о времени гонений и тяжелых испытаний в жизни Русской
Православной Церкви. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны
19411945 гг. Прохоровское танковое сражение (12 июля 1943 г.), освобождение г.Белгорода от немецкофашистских захватчиков

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

12

12

Святое Белогорье на рубеже веков (конец ХХ – начало ХХI вв.). Промежуточный контроль

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о системе православного духовного
образования на Белгородчине

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

13

13

Белгородско-Старооскольская епархия и система образования на Белгородчине. 

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о системе православного духовного образования на Белгородчине (Белгородская духовная семинария, православные гимназии в
Белгороде и Старом Осколе). Открытие социальнотеологического факультета БелГУ(2001 г.). Сотрудничество БелгородскоСтарооскольской епархии с медицинским колледжем
БелГУ по  подготовке сестер милосердия, его значение в возрождении духовно
нравственных ценностей русского народа, основанных на Православии.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

14

14

Святые новомученики и подвижники земли Белгородской (ХХ в.). 

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся об  архиепископе Онуфрий (Гагалюк), епископ Никодим (Кононов), епископе Антоний (Панкеев),
архимандрита  Серафим (Тяпочкин), архиепископ Лука (ВойноЯсенецкий). Их жизнь и прославление

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

15

15

Урок-зачет по разделу I «История Белгородской епархии с древнейших времен до начала XXI в.». Тест 1

Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности

Провести проверку понимания учащимися изучаемого материала

Тест 1.

Раздел II.

Духовная культура Белгородчины (архитектура, изобразительное искусство, музыка).

16

Православное зодчество Белгородчины. Храмы Белгорода.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о  СпасоПреображенском кафедральном  соборе – главный храм Белгородско-Старооскольской епархии. Смоленский собор – один из старейших храмов г. Белгорода. Крестовоздвиженский храм и его святыня – Кошарский Крест. Другие храмы г. Белгорода.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

17

Православное зодчество Белгородчины Храмы Старого Оскола и Губкина.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся  о кафедральном соборе  Александра Невского в г. Старый Оскол. Спасо-Преображенский собор г. Губкина и его значение в истории Белгородчины. Другие храмы
Старого Оскола.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

18

Православное зодчество Белгородчины.
Храмы малых городов и сел.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся об утраченных святынях  православной архитектуры
нашего края. Восстановление храмов Белгородчины на рубеже веков (к. XX – нач. XXI  вв.). Храмовая православная архитектура Святого Белогорья в начале нового тысячелетия   (XXI в.).

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

19

Монастыри Белгорода: история и современность.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о монастырях Белгорода

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

20

Монастыри Белгородчины: история и современность.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о монастырях Белгорода

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

21

Светочи духовной жизни нашего края (храмы и монастыри Белгородчины).

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о храмах и монастырях Белгородчины

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

22

Православие и изобразительное искусство Белгородчины (скульптура).

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о православном изобразительном искусстве Белгородчины.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

23

Православие и изобразительное искусство Белгородчины (иконопись).

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о православном изобразительном искусстве Белгородчины.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

24

Православие и музыка Белгородчины. С.А. Дегтярев

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о православии и музыке Белгородчины Дегтярева.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

25

Православие и музыка Белгородчины. Г.Я. Ломакин.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о православии и музыке Белгородчины Ломакина.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

26

Православная тематика в творчестве художников Белгородчины (изобразительное искусство).

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся  о изобразительном искусстве.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

27-28

Православный Белгород (храмы, памятники).

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о храмах и памятниках Белгорода,  (Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь (с. Холки Чернянского района ).  Храмы моего родного города (села).)

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

29

Спасо-Преображенский кафедральный собор

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о Спасо-Преображенском кафедральном соборе.

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

30

Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь (с. Холки Чернянского района).

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о Свято-Троицком Холковском мужском монастыре

мультимедийное пособие, электронный учебник, иллюстрации

31-32

2

Храмы моего родного села, района (виртуальная экскурсия)

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Обобщить и систематизировать знания учащихся о храмах Ракитянского района

Виртуальная экскурсия

33

Урок-зачет по разделу II «Духовная культура Белгородчины (архитектура, изобразительное искусство, музыка). Тест 2.

Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности

Провести проверку понимания учащимися изучаемого материала

Тест 2.

34

Итоговое повторение (зачет).

Провести проверку понимания учащимися изучаемого материала

Всего: 34 часа


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса составлена на основе авторской программы «Духовное краеведение Белгородчины» Черновой С.С., методиста Центра духовного просвещения Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. («Духовное краеведение Белгородчины (учебная программа) Автор-составитель: Чернова С.С.. – Белгород. Издательский центр ООО «Логия», 2005 – 36 с.»), так как в 10 классе по программе ШевченкоЛ.Л. предлагается изучение духовного краеведения Подмосковья, отсюда и взята программа Черновой С.С., для изучения духовного краеведения Белгородчины.

Цели и задачи предмета «Православная культура»

Цель предмета: воспитание духовности, уважения к прошлому своей страны, к ценностям отечественной культуры (светской и духовной) на основе местного краеведческого материала.

Задачи: Ознакомление учащихся с событиями духовной истории Белгородчины, фактами, биографиями исторических деятелей, представителей духовной культуры нашего края, процесс саморазвития;

- Cоздание представлений об исторических источниках духовно-краеведческого характера, их особенностях;

- Развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса;

- Формирование cистемы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, воспитание патриотизма, уважения к прошлому и настоящему своей малой Родины – Святого Белогорья.

Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование

Изменения в авторскую программу не внесены.

Название учебно-методического комплекса

1. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.А. Шаповалова.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.

Количество учебных часов

На освоение программного материала отводится 34 часа в 10 классе. Количество часов в неделю – 1, всего – 34 часов за 1 год обучения.

Формы организации учебного процесса

Формой проведения занятий по программе является урок. Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок.

Программа предполагает использование следующих основных форм занятий: лекции, проблемная лекция, лекция – панорама, бинарная лекция, лекция – пресс – конференция, лекция – парадокс, лекция – обзор; семинары - семинар – развернутое собеседование, семинар – обсуждение, семинар – диспут, семинар – заседание круглого стола, уроки – экскурсии.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков

Входной, промежуточный и итоговый. К формам контроля можно отнести тестирование, письменные контрольные работы, зачеты как по разделам, так и итоговые, подготовка докладов, рефератов, исследовательских проектов и творческих работ.
Входной контроль определяет исходный уровень обученности (воспитанности), подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Входной контроль проводится в начале учебного года.

С помощью промежуточного контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:
- Основные источники по истории Белгородчины;
- Основные даты и события истории Белгородской епархии с древнейших времен до наших дней; - основные даты развития духовной культуры Белгородчины (годы основания главных храмов Белгорода и области, монастырей, памятников скульптуры, годы жизни композиторов С.А. Дегтярева и Г.Я. Ломакина, белгородских художников и скульпторов, авторов произведений на православную тематику, их основные работы).
- Значение Русской Православной Церкви в истории Белгородчины.
Учащиеся должны уметь:
- Использовать исторические источники; - обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках;
- Обосновывать собственную позицию по отношению к событиям истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте; - раскрывать причинно-следственные связи духовной истории края; - отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях; - выявлять связи между изучением курсов истории России и историей Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте, духовным краеведением и курсом мировой художественной культуры.



Содержание программы учебного предмета

Введение (1 ч.)

Урок 1 (1 ч.). Введение в предмет. Понятие «краеведение». Виды краеведения

(историческое, литературное, художественное и др.). Духовное краеведение, его особенности.

Хронологические рамки курса «Духовное краеведение Белгородчины» (X-XXI вв.), его пространственная характеристика. Задачи, содержание и структура курса. Основные источники.

Раздел I.

История Белгородской епархии с древнейших времен до начала ХХI в. (14 ч.)

Урок 2. (1 ч.). Крещение Руси. Святой Равноапостольный князь Владимир. Возникновение Белгородской епархии (Х в.). Особенности новой религии – христианства - по сравнению с язычеством. Значение крещения Руси в истории России и Белгородчины.

Урок 3. (1 ч.). Основание г. Белгорода (1596г.). Белгородская засечная черта. Белгородская епархия в XVII в. Первый митрополит Белгородский и Обоянский Феодосий. Строительство новых храмов и монастырей в нашем крае.

Урок 4. (1 ч.). Государство и Русская Православная Церковь в начале XVIII в. Реформы Петра I. Белгородская епархия в эпоху Петра Великого. Возникновение Белгородской губернии (1727г.). Создание системы светского и духовного образования на территории Белгородчины.

Урок 5. (1 ч.). Святитель Иоасаф Белгородский: жизнь и прославление, его роль в истории Белгородчины. Духовные подвиги и чудотворения святителя Иоасафа. Первое и второе обретения нетленных мощей святого. Духовное наследие святителя Иоасафа Белгородского.

Урок 6. (1 ч.). Государство и Русская Православная Церковь в конце XVIII – начале XIX в. Основание Белгородской духовной семинарии. Белгородские архиереи Епифаний Тихорский и Феоктист Мочульский, их роль в духовном просвещении края.

Уроки 7-8. (2 ч.). Белгородская епархия в середине XIX – начале ХХ вв. Выдающиеся выпускники Белгородской духовной семинарии: митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) – великий русский богослов, историк, церковный писатель, академик медицины И.А. Енохин, протоиерей А. Иванцов-Платонов, заслуженный профессор Московского университета. Архимандрит Анатолий (Ключарев) – известный церковный историк-богослов, краевед.

Уроки 9-10 (2 ч.). Государство и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ в. 20-30-е гг.. ХХ в. – время гонений и тяжелых испытаний в жизни Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Прохоровское танковое сражение (12 июля 1943 г.), освобождение г. Белгорода от немецко-фашистских захватчиков (5 августа 1943 г.) – важнейшие события истории Белгородчины, в том числе в духовно-нравственном краеведческом аспекте.

Урок 11 (1 ч.). Русская Православная Церковь на Белгородчине во второй половине XX в.(середина 40-х – 80-е гг.). Взаимоотношения государства и церкви в послевоенный период, в годы «оттепели» (середина 50-х – начало 60-х гг.), во времена застоя (середина 60-х – начало 80-х гг.). Святые подвижники земли Белгородской (архиепископ Лука (в миру Валентин Войно-Ясенецкий) и архимандрит Серафим Ракитянский (в миру Дмитрий Тяпочкин). Величайшее событие в истории Русской Православной Церкви и российской истории в целом – 1000-летие Крещения Руси. Торжества в г. Белгороде по случаю этой знаменательной даты (май-июнь 1988 г.).

Урок 12 (1 ч.). Духовное возрождение и преображение Белгородчины на рубеже веков (XX-XXI вв.). Второе обретение нетленных мощей св. Иоасафа Белгородского и его значение в истории Русской Православной Церкви (1991г.). Возрождение Белгородско-Старооскольской епархии (1995г.). Строительство новых и реставрация существующих храмов на Белгородчине в 90-е гг. ХХ в и в начале XXI в. Начало издания печатного органа Белгородско-Старооскольской епархии - ежемесячной православной газеты «Белгородские епархиальные ведомости» и приложения к ней «Свет Христов». Торжества в г. Белгороде, посвященные 2000-летию Рождества Христова.

Урок 13 (1 ч.). Белгородско-Старооскольская епархия и ее роль в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения. Система православного духовного образования на Белгородчине (Белгородская духовная семинария, православные гимназии в Белгороде и Старом Осколе). Открытие социально-теологического факультета БелГУ (2001 г.). Сотрудничество Белгородско-Старооскольской епархии с медицинским колледжем БелГУ по подготовке сестер милосердия, его значение в возрождении духовно- нравственных ценностей русского народа, основанных на Православии.

Урок 14 (1 ч.). Святые новомученики и подвижники земли Белгородской (ХХ в.): архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Никодим (Кононов), епископ Антоний (Панкеев), архимандрит Серафим (Тяпочкин), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Их жизнь и прославление (по выбору учителя).

Урок 15 (1 ч.). Зачет по разделу I «История Белгородской епархии с древнейших времен до начала XXI в.».

Раздел II.

Духовная культура Белгородчины

(архитектура, изобразительное искусство, музыка ) -17 часов.

Урок 16 (1 ч.). Православное зодчество Белгородчины. Храмы Белгорода: история и современность. Спасо-Преображенский кафедральный собор – главный храм Белгородско-Старооскольской епархии. Смоленский собор – один из старейших храмов г. Белгорода. Крестовоздвиженский храм и его святыня – Кошарский Крест. Другие храмы г. Белгорода.

Урок 17 (1 ч.). Православное зодчество Белгородчины. Храмы Старого Оско- ла и Губкина. Кафедральный собор Александра Невского в г. Старый Оскол. Спасо-Преображенский собор г. Губкина и его значение в истории Белгородчины. Другие храмы Старого Оскола.

Урок 18 (1 ч.). Православное зодчество Белгородчины. Храмы малых городов и сел различных районов Белгородской области. Утраченные святыни православной архитектуры нашего края. Восстановление храмов Белгородчины на рубеже веков (к. XX – нач. XXI вв.). Храмовая православная архитектура Святого Белогорья в начале нового тысячелетия (XXI в.).

Урок 19 (1 ч.). Монастыри города Белгорода: тернистый путь от прошлого к настоящему и будущему. Свято-Троицкий мужской монастырь, Рождество- Богородицкий женский монастырь – утраченные святыни Белгородчины. Марфо-Мариинская обитель города Белгорода.

Уроки 20-21 (2 ч.). Монастыри Белгородчины: история и современность. Холков-Царев-Николаевский (ныне Свято-Троицкий Холковский) мужской монастырь в селе Холки Новооскольского уезда (ныне Чернянского района) Белгородской области, Воскресенский женский монастырь – ныне действующие монастыри Белгородчины. Борисовская Богородицко-Тихвинская обитель – одна из утраченных святынь Белгородчины.

Урок 22 (1 ч.). Светочи духовной жизни нашего края (храмы и монастыри Белгородчины, как ныне существующие, так и утраченные). Город Белгород и его храмы. Белгородские монастыри. Православное зодчество Белгорода в конце XX - начале XXI вв. Православное зодчество Святого Белогорья в прошлом и настоящем (храмы и монастыри). Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь. Воскресенский женский монастырь.

Урок 23 (1 ч.). Православие и изобразительное искусство Белгородчины. Первый православный памятник в г. Белгороде. Творчество известного российского скульптор, автора многих работ на православную тему В.М. Клыкова. Памятник Святому Равноапостольному князю Владимиру (скульптор В.М. Клыков) – символ духовного возрождения Белгородчины. Скульптор А.А. Шишков и его работы (памятники Святителю Иоасафу Белгородскому и митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову); Ротонда в честь Рождества Христова, скульптура Св. Архангела Гавриила и др.).

Урок 24 (1ч.). Православие и изобразительное искусство. Иконопись Белго- родского края (п. Борисовка). Иконописный и другие промыслы (дощечный, киотный, позолотный, иконообдельческий) на территории нашего края. Современные художники – иконописцы на Белгородчине (В.Н. Кутявин, А.С. Работнов и другие).

Урок 25 (1 ч.). Православие и музыка Белгородчины: С.А. Дегтярев. Жизненный и творческий путь композитора, его основные произведения: патриотическая оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1810 г.), духовные сочинения («Тебе поем», «Отче наш», «Милость мира» и др.).

Урок 26 (1 ч.). Православие и музыка Белгородчины. Г.Я. Ломакин. Жизненный и творческий путь композитора Г.Я. Ломакина, его духовные сочинения («Всенощное бдение и литургия», «Духовно-музыкальные сочинения Г.Я. Ломакина»). Русское многоголосное пение (знаменный распев). «Октоих» и его переложение для современного 4-голосного хора композитором Г.Я. Ломакиным.

Урок 27 (1 ч.). Православная тематика в изобразительном и музыкальном искусстве Белгородчины (скульптура, иконопись, музыка). Темы по выбору учителя.

Уроки 28-31 (4 ч.). Учебно-тематические экскурсии по разделу I. История Белгородской епархии с древнейших времен до начала ХХI в. (15 ч.)

(виртуальные экскурсии)

1.Православный Белгород (храмы, памятники).

2.Спасо-Преображенский кафедральный собор – главный храм Белгородско-Старооскольской епархии.

2.Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь (с. Холки Чернянского

района Белгородской области).

Храмы моего родного города. Храм Рождества Христова.

Урок 32 (1 ч.). Зачет по разделу II «Духовная культура Белгородчины (архитектура, изобразительное искусство, музыка).

Урок 33 (1 ч.). Итоговое повторение.

Урок 34 (1 ч.). Резерв учителя. История Богородицкого храма с. Староуколово

Формы и средства контроля

Текущий контроль по православной культуре проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль проводится 1 раз в четверть в виде контрольных вопросов.


Перечень учебно-методических средств обучения

Литература основная

1. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.А. Шаповалова.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.
2. Краткий словарь по духовному краеведению Белгородчины: Метод. пособие/ Составитель: С.С. Чернова. – Белгород, 2005.
3. Методические рекомендации к урокам по курсу «Духовное краеведение Белгородчины».:Методическое пособие/ Автор-составитель: С.С. Чернова. – Белгород, 2005.

Литература дополнительная

1. Полетаева Т.А., Куренков А. протоерей. Православная культура: история и традиции: учебное пособие в 2-х книгах, 2-е издание, доп. и перераб./ Белгород: Издательство

Синодального Миссионерского отдела, 1012. – Книга 1. – 276 с.

2. Полетаева Т.А., Куренков А. протоерей. Православная культура: история и традиции: учебное пособие в 2-х книгах, 2-е издание, доп. и перераб./ Белгород: Издательство

Синодального Миссионерского отдела, 1012. – Книга 2. – 352 с.

Приложение к формам и средствам контроля

Тестирование по разделу I «История Белгородской епархии с древнейших времен до начала XXI в.»
1.Князь Владимир крестил Русь:
а) в 986 г. б) в 987 г. в) в 988 г. г) в 989 г.
2.Русь приняла крещение от представителей страны:
а) Венгрия б) Болгария в) Германия г) Византия
3.Белгородская епархия была учреждена:
а) в 991 г. б) в 992 г. в) в 993 г. г) в 994 г.
4.Первым белгородским епископом был:
а) Леонт б) Никита в) Мисаил г) Авраамий
5.Город Белгород был основан по повелению царя:
а) Ивана III б) Ивана IV Грозного в) Федора Иоанновича
г) Бориса Годунова
6.Дата основания города Белгорода:
а) 1593 г. б) 1594 г. в) 1595 г. г) 1596 г.
7.Город Белгород стал центром Белгородской епархии:
а) в 1665 г. б) в 1666 г. в) в 1667 г. г) в 1668 г.
8. Белгородская засечная черта служила защитой от нападения на Россию:
а) турок-сельджуков б) казанских татар в) крымских татар г) немцев д) шведов
9. Патриаршество в России было отменено во времена правления:
а) Михаила Федоровича б) Бориса Годунова
в) Алексея Михайловича г) Петра I
10 Успенско-Николаевский собор в г. Белгороде был основан в правление:
а) Алексея Михайловича б) Петра I в) Екатерины I г) Анны Иоанновны
11. Белгородская губерния была учреждена:
а) в 1727 г. б) в 1728 г. в) в 1729 г. г) в 1730 г. д) в 1731 г.
12. В состав Белгородской губернии не входил город:
а) Курск б) Старый Оскол в) Валуйки г) Брянск д) Калуга
13. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, родился:
а) в 1703 г. б) в 1704 г. в) в 1705 г. г) в 1706 г. д) в 1707 г.
14. Мирское имя св. Иоасафа, епископа Белгородского:
а) Иоанн б) Иоанникий в) Иоаким г) Иосиф
15. Святитель Иоасаф был главой Белгородской епархии во времена правления:
а) Екатерины I б) Анны Иоанновны в) Езизаветы Петровны г) Екатерины II
16. Первое прославление святителя Иоасафа, епископа Белгородского состоялось в царствование:
а) Александра I б) Александра II в) Александра III г) Николая II
17. Второе обретение нетленных мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского произошло:
а) в 1990 г. б) в 1991 г. в) в 1992 г. г) в 1993 г.
18. Одна из святынь Белгородчины – нетленные мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского - находится:
а) в Смоленском соборе г. Белгорода
б) в Кафедральном соборе во имя св. Александра Невского в Старом Осколе:
в) в Николо-Иоасафовском соборе г. Белгорода
г) в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода
19. Белгородская епархия была разделена на две части (Белгородско-Курскую и Харьковскую епархии) в годы правления:
а) Екатерины II б) Павла I в) Александра I г) Николая I
20. Секуляризация церковных земель в России проводилась царствование:
а) Екатерины II б) Павла I в) Александра I г) Николая I
21 . Основание Словено-российской школы в г. Белгороде связано с именем преосвященного:
а) Петра Смелича б) Иоасафа Горленко в) Епифания Тихорского
г) Феоктиста Мочульского
22. Создателем Белгородской духовной семинарии был преосвященный:
а) Петр Смелич б) Иоасаф Горленко в) Епифаний Тихорский г) Феоктист Мочульский
23. Язык, который не изучали в Белгородской духовной семинарии:
а) греческий б) латинский в) немецкий г) французский д) арабский
24. Один из выдающихся выпускников Белгородской духовной семинарии, великий богослов и церковный историк, автор «Истории Русской Церкви»:
а) митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков)
б) архиепископ Черниговский Нафанаил (Савченко)
в) архиепископ Новгородский Иаков (Вечерков)
г) епископ Саратовский и Царицынский Евфимий (Беликов)
д) епископ Калужский Владимир (Никольский)
25. В 1833 г. епископская кафедра была перенесена из Белгорода в город:
а) Курск б) Воронеж в) Орел г) Харьков
26. Автор исторических трудов «Белгород и его святыня», «Городские поселения в Российской империи», «Упраздненные монастыри»:
а) митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков)
б) архиепископ Онуфрий (Гагалюк ) в) епископ Никодим (Кононов)
г) архимандрит Анатолий (Ключарев)
27. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви был подписан):
а) в 1917 г. б) в 1918 г. в) в 1919 г. г) в 1920 г.
28. В первой половине ХХ в. правящим архиереем на Белгородчине не был преосвященный:
а) Илиодор (Чистяков) б) Никодим (Кононов)
в) Антоний (Панкеев) г) Панкратий (Гладков
29. «Безбожная пятилетка» в СССР была проведена :
а) при В.И. Ленине б) при И.В. Сталине в) при Н.С. Хрущеве г) при Л.И. Брежневе
30.Монашествующие, пострадавшие за Христа – это:
а) великомученики б) священномученики
в) преподобномученики г) исповедники
31 . В число новомучеников и исповедников Белгородских не включено имя:
а) Никодима (Кононова) б) Онуфрия (Гагалюка)
в) Антония (Панкеева) г) Панкратия (Гладкова)
32. Прохоровское танковое сражение (12 июля 1943 г.) произошло в день памяти святых:
а) Петра и Февронии б) Петра и Павла в) Косьмы и Дамиана г) Константина и Елены
33. Белгородская кафедра перешла в подчинение Курско-Белгородскому епископу:
а) в 1941 г. б) в 1942 г. в) в 1943 г. г) в 1944 г. д) в 1945 г.
34. Курско-Белгородская епархия в 1954 г. включала территории, ранее входившие в состав областей:
а) Курской б) Орловской в) Воронежской г) Харьковской д) Сумской
35. Знаменитый врач-хирург, лауреат Сталинской премии, преосвященный:
а) архиепископ Онуфрий (Гагалюк) б) архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
в) епископ Никодим (Кононов) г) епископ Антоний (Панкеев)
36. Архимандрит Серафим (Тяпочкин) был настоятелем Свято-Никольского храма:
а) в пос. Ивня б) в пос. Ракитное в) в пос. Пролетарском г) в г. Короча
37. 1000-летие Крещения Руси отмечалось на Белгородчине:
а) в 1985 г. б) в 1986 г. в) в 1987 г. г) в 1988 г.
38. В 1961 – 1991 гг. Белгородский областной краеведческий музей располагался в здании:
а) Смоленского собора б) Успенско-Николаевского собора
в) Преображенского собора г) Николо-Иоасафовского собора
39. Возрождение Белгородской епархии произошло:
а) в 1992 г. б) в 1993 г. в) в 1994 г. г) в 1995 г.
40.Печатный орган Белгородско-Старооскольской епархии – ежемесячная православная газета «Белгородские епархиальные ведомости» впервые вышел в свет:
а) в 1995 г. б) в 1996 г. в) в 1997 г. г) в 1998 г. д) в 1999 г.
41 . Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископ Иоанн (Попов) был возведен в сан архиепископа Белгородского и Старооскольского :
а) в 1995 г. б) в 1996 г. в) в 1997 г. г) в 1998 г. д) в 1999 г.
42. Белгородская Православная Духовная семинария с миссионерской направленностью была открыта:
а) в 1995 г. б) в 1996 г. в) в 1997 г. г) в 1998 г.
43. К направлениям деятельности Белгородско-Старооскольской епархии не относится следующее:
а) политическое б) духовно-просветительское
в) миссионерское г) социальное
44. Для подготовки бакалавров теологии и социальных работников в БелГУ был открыт факультет:
а) исторический б) юридический в) социально-психологический
г) социально-теологический
Ключ к тесту по разделуI
1.в; 2.г; 3.б;. 4.б;. 5.в; .6.г; .7.в; .8.в; .9.г; .10.б; .11.а; 12.д; 13.в; 14.в; 15.в;
16.г; 17.б; 18.г; 19.б; 20.а; 21.в; 22.г; 23.д; 24.а; 25.а; 26.г; 27.б; 28.а; 29.б; 30.в;
31.г; 32.б; 33.в; 34.а, в; 35.б; 36.б; 37.г; 38.в; 39.г; 40.б; 41.д; 42.б; 43.а; 44.г.


Тестирование по разделу II «Духовная культура Белгородчины (архитектура, изобразительное искусство, музыка)»
1.Храмы г. Белгорода, восстановленные в конце XX – начале XXI вв.:
а) Успенская (Михайловская) церковь б) Тихвинская (Георгиевская) церковь
в) Успенско-Николаевский собор г) Свято-Троицкий храм
2.Храм, построенный в 2001 г. при БелГУ:
а) Храм Корсунской иконы Пресвятой Богородицы 
б) Храм св. великомученика Георгия Победоносца
в) Храм во имя святителя Иннокентия
г) Храм во имя Архангела Гавриила
3.Храм во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) расположен в Белгороде:
а) в Духовной семинарии б) в Православной гимназии
в) в 1 -й городской клинической больнице
г) в 7-й поликлинике (2-я городская больница)
4.Храм в честь блаженной Матроны Московской основан в г. Белгороде:
а) в 2000 г. б) в 2001 г. в) в 2002 г. г) в 2003 г д) в 2004 г.
5.Одна из святынь Белгородчины - икона свт. Николая «Николай Ратный» находится в г. Белгороде :
а) в Смоленском соборе б) в Спасо-Преображенском соборе
в) в Успенско-Николаевском соборе г) в Николо-Иоасафовском соборе
6.Чудотворный Кошарский Крест находится в г. Белгороде:
а) в Спасо-Преображенском соборе б) в Смоленском соборе
в) в Николо-Иоасафовском соборе г) в Крестовоздвиженском храме
д) в Покровском храме
7.Спасо-Преображенский кафедральный собор Белгородско-Старооскольской епархии был основан:
а) в 1812 г. б) в 1813 г. в) в 1814 г. г) в 1815 г. д) в 1816 г.
8.Кафедральный собор в г. Старом Осколе основан во имя:
а) свт. Николая Чудотворца б) св. Луки
в) св. Иннокентия г) св. Александра Невского
9.Одна из святынь Белгородчины – икона Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» находится в г. Старом Осколе:
а) в Свято-Троицком храме б) в Свято-Никольском храме
в) в Крестовоздвиженском храме г) в Вознесенском храме д) в Ильинском храме
10.Один из главных храмов Белгородчины, второй по величине после храма Христа Спасителя в г. Москве:
а) Спасо-Преображенский кафедральный собор в г. Белгороде
б) Спасо-Преображенский собор в г. Губкине
в) Смоленский собор в г. Белгороде г) Николо-Иоасафовский собор в г. Белгороде
11.Икона Божией Матери Казанская – одна из святынь Белгородчины - находится в г. Старом Осколе:
а) в Свято-Троицком храме б) в Крестовоздвиженском храме
в) в Вознесенском храме г) в Ильинском храме д) в Свято-Никольском храме
12.Богоявленский храм в с. Подсереднем Алексеевского района – один из старейших памятников деревянного православного зодчества Белгородчины был основан:
а) в 1756 г. б) в 1757 г. в) в 1758 г. г) в 1759 г. д) в 1760 г.
13.Никольский храм в с. Слоновка Новооскольского района – один из старейших памятников каменного православного зодчества Белгородчины – был основан:
а) в 1771 г. б) в 1772 г. в) в 1773 г. г) в 1774 г. д) в 1775 г
14.Среди архитектурных стилей храмового зодчества Белгородчины не существуют следующие:
а) романский б) готический в) барокко г) классицизм д) эклектика
15. Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов», основанный в 2003 г. в Белгородском районе, находится:
а) в пос. Майском б) в пос. Разумном в) в пос. Дубовом г) в пос. Северном
16. Часовня в честь Почаевской иконы Пресвятой Богородицы находится в г. Белгороде:
а) в Парке Победы б) в Парке Памяти в) в парке им. В.И. Ленина
г) на Свято-Троицком бульваре
17.Рождество-Богородицкий женский монастырь в г. Белгороде был открыт в царствование:
а) Федора Иоанновича б) Бориса Годунова в) Михаила Федоровича
г) Алексея Михайловича
18.Свято-Троицкий мужской монастырь в г. Белгороде был основан:
а) в 1832 г. б) в 1833 г. в) в 1834 г. г)в 1835 г. д) в 1836 г.
19.На территории Марфо-Мариинской обители в Белгороде находится храм:
а) Крестовоздвиженский б) Смоленский в) Свято-Троицкий 
г) Успенско-Николаевский д) Николо-Иоасафовский:
20.Воскресенский женский монастырь в с. Зимовеньки Шебекинского района был основан:
а) в 1996 г. б) в 1997 г. в) в 1998 г. г) в 1999 г.
21.Среди утраченных святынь Белгородчины находятся монастыри:
а) Богородицко-Тихвинский женский монастырь
б) Воскресенский женский монастырь
в) Рождество-Богородицкий женский монастырь
г) Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь
д) Знаменский Хотмыжский мужской монастырь
22.Женский монастырь на Белгородчине, основанный графом Б.П. Шереметевым в память о Полтавской битве (1709 г):
а) Рождество-Богородицкий б) Рождественский в) Богородицко-Тихвинский
г) Николо-Тихвинский
23. Иконописание на Белгородчине возникло в связи с основанием женского монастыря:
а) Богородицко-Тихвинского б) Рождество-Богородицкого
в) Рождественского г) Николо-Тихвинского
24.Холков-Царев-Николаевский (ныне Свято-Троицкий Холковский) мужской монастырь был основан:
а) в 1618 г. б) в 1619 г. в) в 1620 г. г) в 1621 г.
25.Холков-Царев-Николаевский (ныне Свято-Троицкий Холковский) мужской монастырь был упразднен в царствование:
а) Екатерины I б) Анны Иоанновны в) Елизаветы Петровны г) Екатерины II
26 Икона Пресвятой Богородицы Иверской (1882 г.), написанная на святой горе Афон в русском православном Свято-Пантелеймоновом монастыре, находится на территории:
а) Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря
б) Марфо-Мариинской обители в) Воскресенского женского монастыря
27.Уникальный фарфоровый иконостас, единственный в Белгородско-Старооскольской епархии, находится на территории:
а) Воскресенского женского монастыря б) Марфо-Мариинской обители
в) Свято-Троицкого мужского монастыря
28.Первый православный памятник в г. Белгороде (1915 г.) был посвящен:
а) св. равноапостольным Кириллу и Мефодию б) свт. Николаю Чудотворцу
в) св. Иоасафу, епископу Белгородскому г) прп. Серафиму Саровскому
д) прп. Сергию Радонежскому
29.Скульптор В.М. Клыков не является автором:
а) памятника Святым Равноапостольным Кириллу и Мефодию в г. Москве
б) памятника преподобному Серафиму Саровскому у реки Тускарь в Курско-Коренном монастыре 
в) «Звонницы» на Прохоровском поле
г) памятника митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову) в г. Белгороде
30. Памятник Святому Равноапостольному князю Владимиру, созданный скульптором В.М. Клыковым в г. Белгороде, был открыт:
а) в 1996 г. б) в 1997 г. в) в 1998 г. г) в 1999 г.
31.К православной теме не относятся скульптурные работы А.А. Шишкова:
а) памятник М.С. Щепкину б) памятник С.С. Косенкову
в) памятник святителю Иоасафу Белгородскому
г) скульптура ангела (Ротонда в честь Рождества Христова)
32.Скульптура Святого Архангела Гавриила (автор – А.А. Шишков), открытая 8 апреля 2005 г. в г. Белгороде, находится:
а) на Свято-Троицком бульваре б) на Соборной площади
в) у здания Духовной семинарии г) у главного корпуса БелГУ
33.Иконопись на Белгородчине не существовала:
а) в слободе Борисовке б) в слободе Томаровке в) в слободе Супруновке
г) в слободе Ютановке
34. 24 июля 1902 г. была открыта иконописная мастерская с 4-летним сроком обучения, выпускники которой получали звание мастера-иконописца. Это произошло:
а) в слободе Борисовке б) в слободе Томаровке
в) в слободе Супруновке г) в слободе Алексеевке
35.Иконообдельческий промысел существовал в женских монастырях Белгородчины
а) Богородицко-Тихвинском (сл. Борисовка
б) Рождество-Богородицком ( г. Белгород)
в) Николо-Тихвинском (с. Пятницкое , ныне Волоконовский район)
36.Заслуженный художник России, автор многих работ на православную тему:
а) А.П. Мамонтов б) А.С. Работнов в) Г.А. Кудрявцев г) Б.М. Пупынин
37. Творческая бригада художников-иконописцев во главе с А.С. Работновым выполнила роспись храма в г. Белгороде. Это:
а) Спасо-Преображенский кафедральный собор б) Смоленский собор
в) Николо-Иоасафовский собор г) Успенско-Николаевский собор
38.Родина белгородского композитора С.А. Дегтярева:
а) слобода Борисовка б) слобода Томаровка
в) слобода Супруновка г) слобода Алексеевка
39.Оратория С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1810 г.) посвящена освободительной борьбе русского народа:
а) с монголо-татарским нашествием б) с немецкими рыцарями
в) с польской интервенцией г) с армией Наполеона Бонапарта
40.К духовной вокальной музыке не относятся:
а) опера б) романс в) мюзикл г) литургия д) знаменный распев
41. «Октоих» - книга песнопений Русской Православной Церкви - был переложен для современного 4-голосного хора русским композитором и хоровым дирижером:
а) Д.С. Бортнянским б) А.С Даргомыжским в) М.И. Глинкой
г) С.А. Дегтяревым д) Г.Я. Ломакиным
42.К духовной музыке С.А. Дегтярева не относится произведение:
а) «Отче наш» б) «Тебе поем» в) «Милость мира» г) « Всенощное бдение и литургия»
Ключ к тесту по разделу II
1.в.; 2.г; 3.в; 4.д; 5.; 6.г; 7.б; 8.г; 9.в; 10.б; 11.а; 12.д; 13.д; 14.а,б; 15.в;
16.б; 17.в; 18.б; 19.г; 20.г; 21.а, в, д; 22.в; 23.а; 24.в; 25.г; 26.в; 27.а; 28.в; 29.г;
30.в; 31.а, б ; 32.г; 33.г; 34.а; 35.а, б; 36.б; 37.а; 38.а; 39.в; 40.а, б, в; 41.д; 42.г.

Примерный перечень вопросов для аттестации по разделу I «История
Белгородской епархии с древнейших времен до начала XXI в.».
1. Крещение Руси и его значение в духовной истории края.
2. Белгородская епархия в XVI-XVII вв.
3. Русская Православная Церковь на Белгородчине в первой половине XVIII в.
4. Государство и Русская Православная Церковь в Белгородском крае в конце XVIII – начале XIX вв.
5. Белгородская епархия в конце XIX – начале ХХ вв.
6. 20-30-е гг. ХХ в. в истории епархии.
7. Белгородская епархия в 1941 – 1945 гг.
8. Государство и Русская Православная Церковь на Белгородчине во второй половине ХХ в.
9. Белгородско-Старооскольская епархия на рубеже веков (XX-XXI вв.).
10.Святое Белогорье в лицах (Святитель Иоасаф Белгородский, митрополит Макарий (Булгаков), архиепископ Онуфрий (Гагалюк), архимандрит Серафим (Тяпочкин), их жизнь и прославление.
Примерный перечень вопросов для аттестации по разделу II
«Духовная культура Белгородчины (архитектура, изобразительное искусство, музыка)».
1. Храмы Белгорода.
2. Храмы Старого Оскола и Губкина.
3. Храмы малых городов и сел Белгородчины.
4. Монастыри Белгородского края.
5. Православная скульптура на Белгородчине.
6. Православие и изобразительное искусство родного края.
7. Творчество С.А. Дегтярева.
8. Духовная музыка композитора Г.Я. Ломакина.
Примерный перечень вопросов для итоговой аттестации по курсу «Духовное краеведение Белгородчины».
1. Краеведение, его виды. Особенности духовного краеведения. Временные и пространственные характеристики курса «Духовное краеведение Белгородчины».
2. Белгородская епархия во времена Киевской Руси.
3. Московская Русь и Белгородская епархия.
4. Белгородская епархия в XVIII в.
5. История епархии на Белгородчине в XIX в.
6. Первая половина ХХ в. в истории Белгородской епархии.
7. Белгородская епархия во второй половине ХХ в.
8. 90-е годы ХХ в. в истории Белгородской епархии.
9. Святое Белогорье в конце ХХ - начале ХХI вв.
10.Белгород – один из центров российского православия.
11.Храмовая архитектура Белгородчины (по выбору).
12.Православие и скульптура Белгородского края.
13.Православие и изобразительное искусство на Белгородчине.
14.Духовная музыка С.А. Дегтярева и Г.Я. Ломакина.
15.Святые земли Белгородской (по выбору).
Примерные темы рефератов и творческих работ.
1. Святой Равноапостольный князь Владимир – Креститель Руси.
2. Святитель Иоасаф Белгородский и его духовное наследие.
3. Митрополит Макарий (Булгаков) и его духовное наследие.
4. Новомученики Русской Православной Церкви на Белгородчине (архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Никодим (Кононов) – по выбору.
5. Святые подвижники земли Белгородской (архимандрит Серафим (Тяпочкин), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).- по выбору.
6. Храмы Белгорода, Старого Оскола, Губкина.- по выбору.
7. Святыни Белогорья (чудотворные иконы).
8. Светочи духовной жизни (православные монастыри Белгородчины).
9. Белгородская духовная семинария: история и современность.
10.Паломничество по святым местам Белогорья.
11.Моя родина – Святое Белогорье.
12.Моя дорога к Храму.


Критерии оценивания письменных работ тестового характера

В работах такого характера исправляются все ошибки, учитываются только ошибки на заранее оговоренные грамматические, лексические и орфографические трудности.

«5» - 100-90% правильных вариантов (или 1 ошибка)

«4» - 89-70% правильных ответов (или 2-4 ошибки)

«3» - 69-50% верных вариантов (или 5-6 ошибок)

«2» - ниже (или 7-11 ошибок и больше; от 15 ошибок –«1»)

Материально-техническое обеспечение

В таблице введены символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр;

К - полный комплект;

Ф - комплект для фронтальной работы;

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необх. кол-во

Имеется в наличии

1

Примерная программа основного общего образования по православной культуре

Д

100%

2

Авторские программы по православной культуре

Д

100%

3

Учебно-методические комплекты к программе по выбранной в качестве основной, для проведения уроков православной культуры

к

100%

4

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков православной культуры)

Д

100%

5

Методические журналы по православной культуре

Д

100%

6

Учебно-наглядные пособия

Ф

100%

7

Энциклопедии, справочные пособия

Д

100%

8

Книги о житии святых

Д

100%

9

Телевизор

100%

10

Видеомагнитофон

Д

100%

11

Слайд проектор

Д

0%

12

Мультимедиа проектор

Д

100%

13

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д

100%

14

Экран (на штативе или навесной)

Д

0%

15

Видеофильмы: «Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь»

Д

100%

16

Православная художественная литература

Д


100%

17

Библия. Новый Завет (электронный вариант)

Д

100%

18

Методические разработки уроков

Д

100%

19

Канцелярские товары

к

100%

20

Материал для поделок

к

100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Духовное краеведение Подмосковья" (по Л.Л.Шевченко)

Календарно-тематическое планирование на два года и пояснительная записка по предмету "Духовное краеведение Подмомковья" (по Л.Л.Шевченко)...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...