ОБ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ КАК СПОСОБЕ АКТИВИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАШЕКЛАССНИКОВ
статья (11 класс) на тему

Емельяненко Елена Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emelyanenko_e.v._pedagogika_tezisy.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ КАК СПОСОБЕ АКТИВИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАШЕКЛАССНИКОВ

Емельяненко Е.В., магистрант 1 курса ИЕНиМ

ХГУ им. Н.Ф. Катанова, учитель физики

МБОУ г.Абакана «СОШ №11»

Научный руководитель: Михалкина Е.А., канд. пед. наук, доцент

Сегодня при переходе на новые стандарты меняются цели основного и полного образования. Одна из главных задач, которая встаёт перед учителями, в условиях модернизации образования – вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление [3].

С развитием новых технологий возрастает спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает научно-исследовательская деятельность (НИД) учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение их к активным формам получения знаний. Но, как известно, НИД несёт индивидуальный характер и, как показывает практика, в классе ею занимаются лишь 2-3 человека [1]. Тогда перед учителями возникает задача: привлечь большее число обучающихся к занятиям НИД.

Исходя из собственного опыта работы в школе, считаем, что использование игровой технологии в процессе обучения позволит повысить интерес школьников к НИД. Это связано с тем, что игры оказывают существенное влияние на умственное развитие учащихся, совершенствуют их мышление, внимание и творческое воображение, к тому же, согласно ФГОС ОПО, игровая технология является сегодня актуальной в образовательном процессе [1].

Однако использование такой технологии во время обычного урока, на наш взгляд, не всегда возможно в силу временной ограниченности. Практика показывает, что большой потенциал для таких занятий есть во внеурочное время.

Следует отметить, что на каждой ступени образования школьников игровые технологии имеют свои особенности. Если на младшей и средней ступенях образования игра направлена на формирования личности и приобретения определенных навыков, то на старшей ступени образования использование игры вызывает некоторое недоумение [2].

Анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что «деловые игры» выступают хорошим средством привлечения старшеклассников к НИД. Деловые игры представляют собой имитацию рабочего процесса, моделирование, а также упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации [3].

Как известно из возрастной психологии, учащиеся подросткового возраста (старшеклассники) нуждаются в потребности создания своего собственного мира, в стремлении к взрослости, а также бурное развитие воображения, фантазии и появление стихийных групповых игр. Поэтому использование игры в старшем школьном возрасте позволит старшеклассникам самоутверждаться перед обществом, стремится к «розыгрышу» и ориентирует на речевую деятельность [3].

У нас имеется опыт проведения занятия по математике с использованием игры в 9-м классе. Занятие проходило в форме известной телевизионной передачи «Своя игра». В начале игры класс был разделен на равные по силе команды. Считаем, что лучше всего это делать самому учителю, т.к. он хорошо знает силы каждого ребёнка. Такое разбиение позволит каждому ученику выдвигать собственное решение, прислушиваться и уважать мнение других членов команды, сотрудничать друг с другом, а также принимать более активное участие в командном решении. При таком подходе шансы победить у каждой из команд будут равными [1].

Следует отметить, что в процессе игры у школьников есть шансы получить все необходимые навыки для формирования желания заниматься научно-исследовательской деятельностью, т.к. игровая технология является составной частью образовательного процесса.

 

Библиографический список

  1. Емельяненко Е.В. Развитие познавательного интереса к математике у обучающихся основной школы во внеурочной деятельности [Текст] / Е.В. Емельяненко // Интеграция наук (Отв. ред. И.Н. Солодов) – Московская обл., пгт. Нахабино: Редакция журнала «Интеграция наук», 2018. – с.42-43. – Вып. 2(17).
  2. Емельяненко Е.В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса обучающихся к математике [Текст] / Е.В. Емельяненко // Катановские чтения – 2018 – Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2018. – с. 51-52.
  3. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – с. 140-146. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/

1084/ (дата обращения: 24.09.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...

«Активизация научно-исследовательской работы студентов как формы адаптации их к будущей профессиональной деятельности»

Задачи исследования: Выявить педагогические условия, развивающие исследовательские компетенции студентов, способствующие эффективной познавательной активности в учебно-воспитательном процессе;Сп...

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации позна вательной деятельности обучающихся 5–9-х классов

Материал содержит различные грамматические игры и упражнения по русскому языку, которые можно использовать как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке...

Технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии ).

Требования к оТребования к организации игр в процессе обучениярганизации игр в процессе обучения...