Работа с текстом на уроке. Технология смыслового чтения.
методическая разработка на тему
Представлен опыт работы с текстом на уроках истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с текстом на уроке. Технология смыслового чтения. | 420.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом на уроке. Технология смыслового чтения.
1. Этап мотивации, постановки цели и задач.
1) «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они всё время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…»
- Когда это было сказано? (Так сказал Сократ о подростках 2,5 тысячи лет назад). Актуально сегодня? Какую проблему поднимает Сократ? (Тема урока «Молодёжь в современном обществе» - отработка определения проблемы для эссе на ЕГЭ). Цель деятельности учащихся (Изучить молодёжь как социальную группу). Задачи учащихся с использованием плана урока (Дать определение понятию «молодёжь», выявить её социальную структуру и составить схему, проанализировать процесс социализации, охарактеризовать основные черты молодёжной субкультуры).
2) В квартиру внучки известного декабриста врываются матросы и упрекают ее в «буржуйском богатстве» и собираются все конфисковать, чтобы она, хозяйка ничем не выделялась среди бедноты.
- Странно,- сказала им в ответ внучка декабриста, - а мой дедушка мечтал о том, что все мы будем не одинаково бедными, а одинаково богатыми людьми. Тема урока «Социальная структура российского общества»
2. Основной этап урока (решения учебной задачи)
1) УпрЗ. Класс задач -самостоятельное пополнение знаний, перенос и интеграция. Тема «Древнейший Рим».
Для путешествия по новой стране Италии необходимо изучить её карту. 1. Определи географическое положение Италии. 2. Определи географическое положение Рима. 3. Предположи, каким занятиям могли благоприятствовать природные и климатические условия.3. Определи, какие племена и народности населяли Италию. 4. Опиши область, в которой было расположено Римское государство в конце 6 в. до н.э. 5. Подумай: в какой стране – в Греции или в Италии – природные условия были более благоприятны для жизни людей? В чём это выражалось? Выполнять задание можно самостоятельно или в паре.
Учащиеся научатся использовать историческую карту как источник информации о древних цивилизациях, описывать условия существования, основные занятия.
2) Лови ошибку
- Тема «Древние люди и их стоянки на территории России», стр. 12-13 учебника 6 класс. Главное занятие -охота. Учащиеся читают текст и определяют на картине Васнецова «Охота на мамонта» какая деталь недостоверна.
- Урок повторения по главе «Русь в 9 - первой половине 12 века». Задание: найди исторические ошибки.
Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Они строили специальные ульи. Медом торговали с Византией и Волжской Болгарией.
Первым киевским князем был варяг Владимир. Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна. Много хорошего было сделано князьями. Например, Ярослав Мудрый окрестил Русь, а Владимир Мономах защищал Русь от половцев.
После принятия славянами христианства язычество исчезло навсегда. Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты. Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Рассказ временных лет», которую написал монах Петр.
3) Перенос информации из одной знаковой системы в другую
-10 кл. Обществознание. Тема «Гражданин РФ». Стр. 240.
-10 кл. Обществознание. Тема «Гражданское право». Задание по рядам. Наполнить схему на стр. 243 содержанием. Схему учитель выносит на доску. Учащиеся заполняют.
Заполненная схема.
- 11 кл. Тема «Преступление». Задание: работая с пунктом «Состав преступления» заполнить схему (схема на доске).
3. Рефлексия.
- Работа с изученными понятиями и терминами с помощью игр «Пойми меня», «Найди свою пару».
4. Д/з. 1) 11 класс. Тема «Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале 20 века». Заполнить таблицу, написать вывод.
2) 11 класс. После изучения главы 6 «СССР в годы «коллективного руководства» задание на сравнение политики Хрущёва и Брежнева по критериям, предложенным самими учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы смыслового чтения и работа с текстом на примере технологии развития критического мышления
Основы смыслового чтения...
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ
Проблема понимания смысла текста особенно значима именно сейчас, в тот момент, когда многие школьники, которые выросли в современном компьютерном мире, не могут понять не только суть классического лит...
Работа с текстом с применением стратегий смыслового чтения на уроках литературы
Данный урок помогает осуществлять смысловое чтение, способствует развитию умения находить нужную информацию, интерпретировать, использовать текстовую информацию....
Методическая разработка"Применение разнообразных форм работы с текстами для совершенствования навыков смыслового чтения."
Методическая разработка"Применение разнообразных форм работы с текстами для совершенствования навыков смыслового чтения."...
«Развитие смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории посредством технологии критического мышления».
Статья о развитии смыслового чтения на уроках истории...
Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».
Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...
Технологии смыслового чтения при работе с текстами разных жанров и стилей.
Технологии смыслового чтения при работе с текстами разных жанров и стилей....