Стратегии обучения смысловому чтению
статья на тему

Материал демонстриует возможности использования предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на примере текста С. Хокинга.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Стратегии чтения27.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

            СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г.РУЗЫ

143100 Московская область, г.Руза,                                                                                                                            Тел./факс          8(496) 272 30-06

Волоколамское шоссе, дом 4                                                                                                                                          E-mail: ruzaschoоl3@mail.ru

                                                                                                                                                                                           ____________________________________________________________________________________________________________________________  

ПЕДСОВЕТ – КРУГЛЫЙ СТОЛ

«РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

Обучение смысловому чтению. Стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности

Учитель русского языка и литературы

Макина Наталья Михайловна

29 декабря 2018 года

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». По мнению учёных, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, надёжным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни.

Задача — учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательных ситуациях — становится одной из самых актуальных задач современной школы.

Смысловое (продуктивное) чтение  — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

- осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;

- извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определением основной и второстепенной информации;

- формулированием проблемы и главной идеи текста.

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл текста с помощью его анализа. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи и продуктивному обучению. Развитие способности смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

Как помочь ученику основной школы овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»? Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

По определению Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией». Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.

Традиционно методика работы с текстом строилась по схеме «Прочитай текст» - «Ответь на вопросы (в основном репродуктивного характера)». При реализации деятельностного подхода работа с текстом включает в себя семь шагов, которые должен совершить читатель:

Предтекстовая  деятельность:

  1. Постановка цели чтения
  2. Определение характера текста
  3. Просмотр заголовка и подзаголовков
  4. Предположение о замысле автора
  5. Принятие решения о виде чтения, начало деятельности

Текстовая деятельность:

  1. Выдвижение гипотез, которые опровергает или подтверждает в процессе деятельности

         Послетекстовая деятельность:

  1. Обдумывание текста и выполнение заданий репродуктивных, продуктивных, коммуникативных, творческих.

 К каждому из шагов можно подобрать свои стратегии, на некоторых из них мы сегодня и остановимся.

Стратегия предтекстовой деятельности «Ориентиры предвосхищения»

Эта стратегия напоминает детскую игру «Верите ли вы?», но вопрос формулируется несколько иначе: «Согласны ли вы?». Цель стратегии – актуализировать у читателей уже имеющиеся знания по теме. Для работы предъявляется таблица, центральный столбец которой заполнен подготовленными учителем суждениями по теме текста. На предтекстовом этапе ученик должен в левом столбце  отметить те суждения, с которыми согласен.

До чтения

Суждение

                (Согласны ли вы, что…)

После чтения

Существует как минимум два представления о том, как устроена Вселенная.

Достижения современной физики позволили найти ответы на все вопросы о возникновении Вселенной.

Представление о том, что Земля не плоская, было научно обосновано европейскими учёными нового времени.

Опыт морских путешествий древних греков подтверждает представление о том, что Земля круглая.

На послетекстовом этапе ученики заполняют правый столбец, обнаруживают несовпадения ответов, объясняют причины этого.

Стратегии текстовой деятельности

Многочисленные работы последних лет констатируют: ученики с трудом читают даже не очень объёмные тексты. Зачастую это связано с тем, что читатели очень быстро переходят от изучающего чтения к просмотровому, перенося приёмы «экранного» чтения (принцип «пяти строк») на чтение «бумажного» текста. Следовательно, возникает необходимость использования специальных приёмов, которые «замедлят» чтение, помогут удержать внимание, сделают процесс чтения интерактивным.

Самый простой способ удержать внимание – разбить текст на небольшие фрагменты и предложить ученику письменно отвечать на поставленные к тексту вопросы.

В педагогической среде бытует мнение, что хороший учитель не тот, кто хорошо объясняет, а тот, кто умеет задавать интересные вопросы. Однако искусство «вопрошания» важно не только для учителя. Необходимо побудить учеников задавать собственные вопросы к тексту. Советский психолог Л.П. Доблаев писал: «Первый и основной приём самостоятельного осмысления текста – постановка вопросов перед собой и поиск на них ответов».

Существует достаточно большое количество стратегий работы с вопросами в процессе чтения текста.

В рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо все вопросы были разделены на «тонкие» (требующие однозначного ответа) и «толстые» (требующие развёрнутого ответа).

Стратегия работы с текстом

Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Зачастую ответа на вопрос «почему?» в тексте нет, либо он не сформулирован напрямую. Это позволяет предложить ученикам сформулировать возможный вопрос к фрагменту текста. Выполнять работу с таблицей можно по абзацам, пунктам параграфа и т.п.

При работе с учебными и научными текстами продуктивна общеучебная стратегия «чтение про себя с пометами».

Исследования двадцатилетней давности показали, что менее четверти старшеклассников понимают полностью материал, изложенный в учебниках математики, физики, химии. Едва ли сегодня ситуация стала лучше.

Названная стратегия для ученика сложна тем, что рассчитана на полную самостоятельность, не предполагает вспомогательных вопросов учителя и подсказанных им остановок. Т.е. эту стратегию можно успешно использовать при уже в определённой мере сформированном уровне читательской грамотности.

Цель стратегии – самоконтроль понимания. Удобные пометы выбирает сам ученик.

Например, при изучающем чтении могут быть использованы пометы:

«+» - понятно;

«-» - непонятно;

«?» - остались вопросы.

Если текст читается с целью критического осмысления, то пометы могут быть такими:

«+» - соответствует «моему» знанию;

«-» - противоречит тому, что знаю;

«++» - новое для меня;

«?» - вызывает вопрос, требует уточнения;

«!» - требует обсуждения.

Поскольку на предтекстовом этапе мы использовали «ориентиры предвосхищения», целесообразно применить второй тип помет при чтении.

Стратегии послетекстовой деятельности

Поскольку в школьной практике особое внимание уделяется созданию вторичного текста, а умение производить компрессию текста проверяется в ходе ГИА, остановимся на стратегии, позволяющей научить таким видам вторичных текстов, как аннотация, сжатый и развёрнутый пересказ.

Стратегия «G – S – R»  “ Gist – Summary – Retelling”

Описание стратегии:

- Прочитываем текст и разделяем на смысловые отрывки. Нередко смысловой отрывок равен абзацу.

- Выделяем в тексте незнакомые слова, проясняем их значение, используя любой доступный ресурс.

- В тетради рисуем таблицу. Количество строк равно количеству смысловых отрывков.

Обобщённый вопрос/ план в вопросах (в парах)

Вопрос ко всему абзацу. Их может быть 1-2.

Выписки из текста

Ключевые слова/словосочетания  парах)

Слова из текста, необходимые для ответа на поставленный вопрос. Чаще всего это существительные, сущ.+глаг.

«Индивидуальные» слова/ замеченные детали (индивидуально)

- Читаем текст по абзацам, последовательно заполняем строки таблицы, к следующему абзацу переходим только тогда, когда строка заполнена целиком. В последнюю строку ученик может записать то, что запоминает труднее всего.

Если после заполнения таблицы на основе использования всех слов из первой и второй колонок можно создать сжатый пересказ, работа выполнена верно. Если создать вторичный текст не удалось, нужно устранить лишние слова, добавить недостающие.

Как создать аннотацию? Аннотация – обобщённый ответ на вопрос, о чём идёт речь в тексте. Для её создания в первой колонке нужно подчеркнуть существительные и глаголы и записать ответ, используя все подчёркнутые слова. Затем необходимо отредактировать записанное, устранив повторы. Начать запись можно с клише: В тексте излагается мнение о … и т.п.

В качестве заключения. Успешный человек не может быть нечитающим. Модно – престижно – интересно – таков путь становления деятельности чтения в сознании молодого человека, прежде чем он поймет, что читать для учебы и работы, для себя – это норма, прежде чем он станет связывать чтение и успех.

 В книге Д. Пеннака «Как роман», являющейся сегодня настольной у профессионального сообщества, читаем: «Во всяком чтении заложена, как бы ни была она подавлена, радость от возможности читать и она сродни восторгу алхимика. Радость от возможности читать неистребима, ей не страшны никакие зрелища, даже телевизионные, даже идущие каждый день сплошной лавиной. Однако если радость чтения потеряна (если, как то и дело говорят… молодежь не любит читать), то затерялась она не так уж далеко. Всего-то немного заблудилась. Ничего не стоит ее вернуть. Но надо еще знать, на каких дорогах ее искать…»

Литература:

  1. Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования. - https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-osnov-smyslovogo-chteniya-v-ramkah-realizatsii-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya 
  2. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах : как реализовать ФГОС : пособие для учителя. — М. : Баласс, 2011
  3.  Фисенко Т.  И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5–11 классах — http://www.kreativ-didaktika.ru/ 
  4. Хокинг С. Краткая история времени. От Большого Взрыва до черных дыр. - https://www.litmir.me/br/?b=242723&p=1 
  5. Чепурыгина Н. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». — http://ru.calameo.com 

Приложение 1.

Текст для практической работы

Стивен Хокинг

Краткая история времени. От Большого Взрыва до черных дыр

Глава первая

Наше представление о Вселенной

Как-то один известный ученый (говорят, это был Бертран Рассел) читал публичную лекцию по астрономии. Он рассказывал, как Земля обращается вокруг Солнца, а Солнце, в свою очередь, обращается вокруг центра огромного скопления звезд, которое называют нашей Галактикой. Когда лекция подошла к концу, из последнего ряда поднялась маленькая пожилая леди и сказала: «Все, что вы нам говорили, чепуха. На самом деле наш мир – плоская тарелка, которая стоит на спине гигантской черепахи». Снисходительно улыбнувшись, ученый спросил: «А на чем держится черепаха?» – «Вы очень умны, молодой человек, – ответила пожилая леди. – Черепаха – на другой черепахе, та – тоже на черепахе, и так далее, и так далее».

Представление о Вселенной как о бесконечной башне из черепах большинству из нас покажется смешным, но почему мы думаем, что всё знаем лучше? Что нам известно о Вселенной и как мы это узнали? Откуда взялась Вселенная и что с ней станется? Было ли у Вселенной начало, а если было, то что происходило до начала? Какова сущность времени? Кончится ли оно когда-нибудь? Достижения физики последних лет, которыми мы в какой-то мере обязаны фантастической новой технике, позволяют наконец получить ответы хотя бы на некоторые из подобных давно стоящих перед нами вопросов. Пройдет время, и эти ответы, возможно, будут столь же бесспорными, как то, что Земля вращается вокруг Солнца, а может быть, столь же нелепыми, как башня из черепах. Только время (чем бы оно ни было) решит это.

Еще в 340 г. до н. э. греческий философ Аристотель в своей книге «О небе» привел два веских довода в пользу того, что Земля не плоская, как тарелка, а круглая, как шар. Во-первых, Аристотель догадался, что лунные затмения происходят тогда, когда Земля оказывается между Луной и Солнцем. Земля всегда отбрасывает на Луну круглую тень, а это может быть лишь в том случае, если Земля имеет форму шара. Будь Земля плоским диском, ее тень имела бы форму вытянутого эллипса – если только затмение не происходит всегда именно в тот момент, когда Солнце находится точно на оси диска. Во-вторых, из опыта своих морских путешествий греки знали, что в южных районах Полярная звезда на небе наблюдается ниже, чем в северных. (Поскольку Полярная звезда находится над Северным полюсом, она будет прямо над головой наблюдателя, стоящего на Северном полюсе, а человеку на экваторе покажется, что она на линии горизонта.) Зная разницу в кажущемся положении Полярной звезды в Египте и Греции, Аристотель сумел даже вычислить, что длина экватора составляет 400 000 стадиев. Чему равнялся стадий, точно не известно, но он составлял приблизительно 200 метров, и, стало быть, оценка Аристотеля примерно в 2 раза больше значения, принятого сейчас. У греков был еще и третий довод в пользу шарообразной формы Земли: если Земля не круглая, то почему же мы сначала видим паруса корабля, поднимающиеся над горизонтом, и только потом сам корабль?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».

План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста.  На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...

Обучение смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов.

Данная работа представляет собой обобщение опыта по актуальной теме:"Смысловое чтение как планируемый результат в области ууд....

«Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология (как реализовать требования ФГОС)»

Фрагмент урока в 9 классе по географии "Южные моря России", с применением методики смыслового чтения....

Обучение смысловому чтению английской литературы

В данной работе представлены методы смыслового понимания зарубежной литературы...

Методика работы с текстом при обучении смысловому чтению.

Реализация программы учебного предмета «Основы смыслового чтения» обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, с...

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

Проблема понимания смысла текста особенно значима именно сейчас, в тот момент, когда многие школьники, которые выросли в современном компьютерном мире, не могут понять не только суть классического лит...

Формирование стратегий иноязычного смыслового чтения текстовой информации

С каждым годом увеличивается объем информации и надо уметь ее извлекать и эффективно использовать. У чтения на иностранном языке большое количество преимуществ: развитие речи, формирование лексическог...