Методический семинар на конкурс "Учитель года"
статья

Фукс Ольга Николаевна

Материал для выступления на методическом семинаре конкурса "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_uchitel_goda_2019_2.docx30.6 КБ
Файл seminar_uchitel_goda_2019_2.pptx937.77 КБ

Предварительный просмотр:

ФУКС ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Учитель русского языка и литературы 1-й категории

МКОУ Майская СОШ Краснозерского района Новосибирской области

Применение технологии критического мышления как средства  активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

Прежде чем вводить новое знание,

надо создать ситуацию … необходимости его проявления.

Г.А.Цукерман

Формирование любых личностных новообразований –

умений, способностей, личностных качеств –

возможно лишь в деятельности.

Л.С.Выготский

В деле обучения и воспитания,

во всем школьном деле ничего

нельзя улучшить, минуя голову учителя.

К.Д. Ушинский

Цель обучения – научить обходиться без учителя.

Эльберт Хаббард

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. На современном этапе развития российского образования много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот только некоторые из них:

  • увеличение объёма информации,
  • снижение познавательной деятельности обучающихся,
  • низкая мотивация учебной деятельности.         

Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. [Фундаментальное Ядро, с. 67]

В рамках ФГОС основа преподавания русского языка - создание, поддержание и развитие мотивации обучения, в основе которой лежит познавательный интерес, формирующийся последовательно и градационно.

Мы, педагоги, учимся работать по-новому,  пересматривая методы и приёмы обучения. Самой рациональной и перспективной  в своей работе я вижу технологию развития критического мышления.  При её использовании нет необходимости заставлять обучающихся слушать учителя и верить ему на слово,  работа в коллективе заставляет ребенка взглянуть на себя по-другому, мобилизовать свой потенциал.

Критическое мышление— это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Реализация технологии РКМЧП обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций обучающихся.

Путем введения в обучение элементов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы идет большая организация самостоятельной деятельности обучающихся. Развивается творческий потенциал ребёнка и увеличивается активность.

Сущность технологии развития критического мышления состоит в том, что обучающиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, учитель же управляет деятельностью обучаемых, а также мотивирует их деятельность.

Учителю при этом отводится роль координатора. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка, обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.

Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Появляется большая заинтересованность обучающихся в предмете. Повышается активность на уроке, даже слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники  проявляют заинтересованность в собственных достижениях, добиваются успеха.

Исследование технологии критического развития мышления стало целью  моей дипломной работы на курсах переподготовки.

Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.

Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.

На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много, но объединяет их то, что  они направлены, в конечном счете, на развитие речи.

Но самое главное - научить учеников рассуждать, размышлять, искать ответы на вопросы, поставленные ими самими, пересмотреть своё отношение к тому или иному вопросу и получать от этого удовольствие. 

Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель

1.Стадия вызова

2.Осмысление

3.Рефлексия. 

1.Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. 

 Цели:  

а) вызов активного интереса к теме;

б) активизация каждого ученика;  

в) актуализация знаний;

г) создание условий, при которых обучающиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы. 

Значение стадии вызова. Происходит осуществление нескольких познавательных видов деятельности:

1) Происходит вызов того, что обучающийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию ученик определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.

2) Активизация. Участие становится активным, когда ученик целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами.

3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

2.Стадия осмысления позволяет обучающемуся получить новую информацию;  осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися знаниями.  

Цели:

 а) организация активного восприятия текста;  

б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста;

в) создание условий для самостоятельного соотнесения учениками своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте. 

Значение смысловой стадии. 

1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.

2) Поддерживаются усилия обучающихся по отслеживанию собственного понимания (пример с хорошим и плохим читателем). В этот момент обучающиеся сознательно увязывают новое с уже известным.

3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.

3.Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого собственного отношения к изучаемому материалу.

Цели: 

 а) обеспечить закрепление полученных знаний;  

б) вернуть обучающихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения;

 в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала;

г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации;

д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания;  

е) организовать исследовательскую практическую деятельность обучающихся с использованием новой информации.

Значение стадии размышления (рефлексии):

1) Выведение знания на уровень понимания и применения.

 2) Рефлексия своего процесса учения.

3) Живой обмен идеями.

4) Выражение новой информации своими словами.

Стадия вызова

Функции:

-Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе);

-Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний);

-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Приём №1 «Что я знаю»

1)Озвучивание темы.

2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

   Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?

3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний.

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана.

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

Приём №2 «Ассоциация»

1) Озвучивание темы.

2) Ответы на вопросы:

     - О чём может пойти речь на уроке?

     - Какая ассоциация у вас возникает,  когда   вы слышите словосочетание слово (словосочетание, термин и т.д.);

3) Все ассоциации учитель фиксирует. 

Приём №3 «Верно – не верно»

1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;

2) Ученики ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению,  оно не верно. 

Приём №4 «Кластер»

      Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её.

Кластер (пучок) -  схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. 

Приём №5 «Корзина идей, понятий, имен » 

Используется на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты), а дальше "все знания по порядку складываются в "корзину”, причем, действительно все: и правильные, и неправильные.  

Стадия осмысления

Функции:

-Информационная (получение новой информации);

-Систематизационная (классификация, ранжирование информации).

Приём №1 «Пометки на полях» (Инсерт).

Обучающиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Стадия рефлексии

Функции:

-Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

-Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

-Информационная (приобретение новых знаний);

-Оценочная (выработка собственной позиции).

Приём №1 «Самоанализ»

Самоанализ позволяет обучающемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи.

Приём №2 «Эссе»

Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет обучающимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.   

Предлагается ответить на вопросы:

    - Что узнал и чему научился на уроке?

    - Что хотел бы узнать?

 Приём №3 «Синквейн»

 

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений обучающихся, их нравственного потенциала.

Цели развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют  интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Работа по изучению и внедрению технологии развития критического мышления помогает учителю пересмотреть свое собственное отношение к образованию, позволяет воспринимать новые идеи открытого образования. В результате стратегии и приемы, лежащие в основе новых подходов к обучению, становятся не только  частью педагогического опыта, но и двойственным средством для достижения этих задач.

В своей работе я предоставила теоретический материал по технологии развития критического мышления, отметила преимущество данной технологии в образовательном процессе, подготовила презентацию технологии, в которой рассказывал о тех стратегиях, которые применяю  в своей педагогической деятельности.

Литература

  1. Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3
  2. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.
  3. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44.
  4. Вишнякова Е.Е.  Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.
  5. Кларин М.В.  Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
  7. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФУКС ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Учитель русского языка и литературы МКОУ Майской СОШ Краснозерского района Новосибирской области Применение технологии критического мышления как средства активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить. Роджер Левин

Слайд 3

Г.А.Цукерман Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию … необходимости его проявления.

Слайд 4

Л.С.Выготский Формирование любых личностных новообразований – умений, способностей, личностных качеств – возможно лишь в деятельности.

Слайд 5

К.Д. Ушинский В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.

Слайд 6

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. На современном этапе развития российского образования много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот только некоторые из них: увеличение объёма информации, снижение познавательной деятельности обучающихся, низкая мотивация учебной деятельности.

Слайд 7

Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.

Слайд 8

Формирование ключевых компетентностей обучающихся как условие развития личности и её социальной адаптации Организация уроков Использование интерактивных форм обучения: диалог, дебаты, дискуссии, работа в парах, группах и т.д.. Использование частично- поисковых, проблемных, исследовательских методов, метод проектов. Партнерское взаимодействие учеников и учителя. Создание эмоционально-комфортной среды обучения. Организация ситуации выбора на уроке Использование субъективного опыта ученика. Развитие положительной мотивации Развитие памяти, внимания, критического мышления Развитие познавательного интереса Развитие творческих способностей Формирование навыков исследовательской деятельности РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Качество подготовки выпускников; удовлетворённость обучающихся качеством образования; личностные достижения учащихся, успешная социализация.

Слайд 9

9 ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Слайд 10

Использование технологии развития критического мышления Это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.

Слайд 11

Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

Слайд 12

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель: 1.Стадия вызова 2.Осмысление 3.Рефлексия

Слайд 13

Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности.

Слайд 14

Цели: а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика; в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых обучающиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы.

Слайд 15

Формируемые УУД Коммуникативные УУД : взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД : прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

Слайд 16

Значение стадии вызова 1) Через эту стадию обучающийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. 2) Активизация обучаемого. Учение становится активной деятельностью. Участие становится активным, когда обучающийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. 3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

Слайд 17

Девиз: (работа в группах) Чтобы легче нам было выполнять задания, давайте подберём девиз, который определит наше дальнейшее поведение и наметит цель работы. А что будет девизом нашего урока, вы узнаете, собрав из рассыпанных слов предложение. Работать будем все старательно, чтобы учиться хорошо!

Слайд 18

Стадия осмысления позволяет обучающемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.

Слайд 19

Цели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.

Слайд 20

Формируемые УУД Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом . Познавательные УУД: самостоятельное выделение смысловых частей, использование знаково-символических средств; формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД : владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. Регулятивные УУД: способность к определению учебной задачи

Слайд 21

Значение смысловой стадии Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова; 3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.

Слайд 22

Наблюдение над предложениями 1) Здесь, в Краснозерском районе, живут и трудятся вместе русские, украинцы, немцы и казахи. - указательное наречие здесь (где?) 2) Где в нашем рабочем посёлке можно отдохнуть после трудового дня? - Вопросительное наречие где (где?) 3) В программе «Вести» рассказали, как прошло празднование юбилея Краснозерского района. - относительное наречие как (как?) 4) Наш район всегда славится высокими урожаями зерновых культур. -определительное наречие всегда (когда?) 5) Куда-то далеко в Сибирь шли пути переселения государственных крестьян. - неопределённое наречие куда-то (куда?) 6) Никогда не забыть мне замечательного лета в лагере «Солнышко»! - отрицательное наречие никогда (когда?)

Слайд 23

Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Слайд 24

Цели: а) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; б) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; в) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания; г) организовать исследовательскую практическую деятельность обучающихся с использованием новой информации.

Слайд 25

Формируемые УУД Предметные УУД: различение разрядов наречий. Познавательные УУД: применение методов информационного поиска . Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Слайд 26

Значение стадии размышления 1)Выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Рефлексия своего процесса учения. 3) Живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами.

Слайд 27

ВЫВОД Цели развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Слайд 28

ВЫВОД Применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений обучающихся, их нравственного потенциала. Обучающихся надо учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, критически развивать и совершенствовать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Учитель года 2015"

Методический семинар на тему: Развитие коммуникативных компетенций через  художественно-эстетическое восприятие  живописи, графики и декоративно-прикладного искусства...

Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса Учитель года -2015(муниципальный уровень)

Выступление о своем педагогическом опыте в рамках конкурса "Учитель года -2015"(муниципальный уровень) представляет собой обобщение опыта,работу на методической темой и достижения, имеется презентация...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...

номинация "методический семинар" конкурса "Учитель года"

Здесь представлены материалы для номинации "Методический семинар" муниципального этапа конкурса "Учитель года 2019"...

Конкурсное испытание "Методический семинар" для конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Тема "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА".

Конкурсное испытание "Методический семинар" . Тема "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготов...