Стратегия повышения грамотности
статья

Пекшина Татьяна Юрьевна

в статье рассмотрены возможные педагогические приемы, способствующие развитию орфографического чутья у обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Стратегия повышения грамотности

                                                           В стратегии важно видеть отдаленные вещи, как если                           бы они были близкими, и отдаленно смотреть на близкие вещи.

                                                                                                      Мусаси Миямото.

В условиях современной школы преподаватели находятся не только  в постоянном поиске новых путей подачи учебного материала, им приходится осваивать неведомые доселе педтехнологии, появление которых обусловлено введением нового стандарта образования. Привычными стали и интерактивные доски, и ноутбуки с установленными тестами и презентациями, и возможность делать какие угодно рассылки тоже порядком избаловала детей. Наличие мультимедиа превращает урок в волшебство: тут тебе и информативность, и наглядность… Но проблема неграмотности как ни странно при этом никуда не уходит. Говорить об улучшении ситуации было бы невероятной смелостью, скорее наоборот, читают дети сейчас мало и неохотно, в основном это чтиво из соцсетей, а «гоблинский язык» изрядно потрепал с трудом сформированные примитивные начатки грамотного письма.

     Существуют ли реальные методы повышения грамотности, на чем они основаны и как работают?  На эти вопросы мы и попытаемся ответить. Для начала разберемся: грамотность – это данность или вырабатываемое умение? Судя по тому, что наличествует   термин  «врожденная грамотность»,  значит, есть люди, чье орфографически верное письмо не обусловлено знанием правил. Они руководствуются неким чутьем, а значит, обладают стратегией грамотного написания. Опытные преподаватели знают, что такие уникумы есть, но их ничтожно мало: на 30 обучающихся приходится 2-3 человека, которых не затруднит написать орфографически сложный текст. Что иллюстрирует данный факт? Оказывается, и мы не одиноки в своем прозрении,  существуют психологические, педагогические и тактические приемы, способствующие развитию таких исключительных способностей. Стратегия и тактика преодоления безграмотности заключается в преодолении некоторых стереотипов и в выработке определенного способа анализа текста.

  Старая школа надежна и выверена годами: «найди ошибкоопасное место, определи орфограмму, примени правило» - вот нехитрая привычная цепь рассуждений, которую создает наше сознание. Как же думают те, кто пишет грамотно?

Первый фактор, который влияет на грамотное письмо – психологическое приятие происходящего. Ученик, пишущий проверочную работу, преодолевает трудности, сомневается, негативно настроен, оттого что заранее поставлен в  зависимость – он не хозяин положения. Хуже, если он неоднократно в  этих обстоятельствах испытывал ситуацию неуспеха. Поэтому важно создать комфортную обстановку, приободрить упавших духом. Можно по-разному относиться к НЛП-технологиям, но в них есть практичные и применимые в преподавании приемы. Один из них – позитивное якорение, говоря проще – закрепление позитивного переживания. Учащимся предлагается вспомнить образы, слова, ощущения (ориентация на визуалов, аудиалов и кинестетиков), вызывавшие приятные эмоции: для кого-то это будет поцелуй мамы, для кого-то вкус мороженого, для кого-то ощущение полета на качелях, а кто-то вспомнит слова любимой песни… закрепить это состояние предлагается либо прикосновением, если группа небольшая, либо визуализацией. Поверьте, это работает.

     Следующий шаг был неоднократно  апробирован на детях с дислексией и дал положительные результаты.  Необходимо при написании слова  представить его образ, как оно будет выглядеть, проговорить его про себя по слогам и просмотреть его задом наперед. При этом взгляд необходимо направить вверх и влево (в область воспоминаний), а затем опять посмотреть на слово. Этот прием называется спеллингом. Он основан на законах восприятия и непроизвольного запоминания. Взгляд вверх и влево позволяет «выудить» из памяти образ слова, которое вы, вероятно, видели, но даже не концентрировались на нем. Оказывается, грамотные люди связывают ощущение и образ слова. По их признаниям, неправильные слова бросаются в глаза даже при беглом просматривании текста.

    По традиции школьное обучение пропагандирует так называемую дискурсивную стратегию, основанную на следовании фонематическому принципу орфографии, когда учащиеся пошагово определяют слабую позицию звука, место орфограммы, морфему, а затем следуют соответствующему правилу. Считается, что при многократном повторении аналогичных действий происходит сворачивание рассуждений и грамотность становится почти автоматической.

     Ребенок переходит из младшего звена в старшее, и  язык становится не только предметом изучения, но и инструментом фиксирования полученных сведений. Стратегия меняется. Он пишет, не задумываясь, руководствуясь только интуицией. Интуитивная стратегия имеет другой механизм. Ребенок соотносит запись с визуальным образом в памяти, и в зависимости от индивидуальных ощущений (комфорт или дискомфорт) делает вывод о правильности или неправильности написанного.

Таким образом, стратегия интуитивного письма заключается в следующем:

  1. умение визуализировать,
  2. развитие зрительной памяти,
  3. возможность часто видеть перед собой правильно написанные слова (чтение художественных, научно-популярных и др. текстов)
  4. как можно меньше контактировать с нередактированными или умышленно неправильными текстами.

Вы будете удивлены, но негативное воздействие с точки зрения интуитивной стратегии оказывает фонетический анализ слова. Транскрипция разрушает правильный визуальный образ, что мешает верному восприятию  и запоминанию. Так же плачевно сказываются на умении грамотно писать упражнения с пропущенными буквами.

Отсюда следует, что методически неверно, а подчас просто недопустимо использование на уроках методов: «Найди ошибку», «Антидиктант», «Корректурная проба». Степень доверия печатному слову и привычка видеть образец требует более корректного и бережного отношения к визуальному образу лексической единицы.

Более надежной опорой для формирования грамотного письма является осознание ребенком принадлежности слова к определенной семантической группе и соотнесение с  конкретными  историко-грамматическими тенденциями. Понятно, что столь масштабное восприятие слова доступно не всем, но стремление к этому будет нелишним и небесполезным.

Пока это только начальная стадия ознакомления с механизмами взаимодействия психологии и преподавания орфографии. Дальнейшее освещение и углубление этой темы жизненно необходимо тем, кто заинтересован в повышении качества образования, кто не боится апробировать новые методы повышения грамотности, одним словом, людям не закосневшим, находящимся в поиске эффективных методик преподавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения грамотности учащихся

В своей работе я рассмотрела несколько путей повышения грамотности учащихся, уделив особое внимание выполнению работы над ошибками....

Развитие речи и повышение грамотности учащихся.

В статье речь идет о том, что работа по орфографии и пунктуации должна вестись в единстве с работой по развитию речи, что позволит решить важнейшие учебные задачи....

Метод самопроверки как приём повышения грамотности и компетентности учащихся в овладении разделами русского языка

Повышение внимания учащихся "видеть правила" в текстах. Систематичность работы по самопроверке. Выявление пробелов в знаниях по языку. Как приучать к внимательному чтению заданий....

Интенсивный курс повышения грамотности

Интенсивный курс повышения грамотности...

Сборник упражнений по повышению грамотности. часть 1.

Данное учебное пособие предназначено как для школьников старших классов, так и для абитуриентов, а также для всех, кто хочет быстро и качественно повысить общий уровень практической грамотности....

«Взаимодействие языковых явлений как основа повышения грамотности» (дополнительный курс для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ )

Предлагаемый курс предназ­начен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 64 часа, 2 часа в неделю. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского яз...