Пути повышения грамотности учащихся
статья по русскому языку (5 класс) по теме

В своей работе я рассмотрела несколько путей повышения грамотности учащихся, уделив особое внимание выполнению работы над ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_povysheniya_gramotnosti_uchashchihsya.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

               

                Пути повышения грамотности учащихся

       Сформировать грамотное письмо у учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию и умеют делать различные разборы, но страдают от неумения грамотно писать. Таким ребятам можно рекомендовать и вдумчивое ежедневное чтение вслух, и переписывание по нескольку абзацев с последующей самопроверкой.

       Не секрет, что в начальной школе учителя по  –  разному работают над формированием грамотности, и у пятиклассников разный уровень подготовки. На практике часто встречаешься с тем, что интерес к русскому языку как к учебному предмету у них либо снижен, либо отсутствует вовсе. Нередко ученики и их родители не верят в возможность повышения грамотности. Работу в 5 классе начинаю с того, чтобы вера эта появилась, потому что без сотрудничества с учеником и его родителями о хороших результатах говорить не приходится. На первых этапах работы много внимания уделяю игровым, занимательным формам работы. Необходимо пробудить интерес и веру в свои силы в каждом ученике. Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть пятиклассники, является умение обосновывать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению орфограмм. Помогают формировать этот навык различные виды работ: орфографический, словарный, выборочный, объяснительный, распределительный диктанты, использование дидактических игр, презентации. Ход урока строю так, чтобы каждый получил за урок оценку; стимул – повысить ее на следующих занятиях.

       Большое внимание уделяю работе со словами с непроверяемыми написаниями. Ежеурочно включаю их в словарные и орфографические диктанты, даю задание на конструирование  словосочетаний и предложений с ними. Один из путей формирования грамотности – номерные контрольные словарные диктанты: сколько тем, столько и диктантов. В словарный диктант №1 включаются слова из итоговых контрольных  диктантов за предыдущий год. В диктант №2 войдут, кроме новых, те слова из предыдущего диктанта, в которых было допущено больше всего ошибок. Иногда трудное слово путешествует из диктанта в диктант довольно долго, пока все учащиеся  овладеют его правильным написанием. Текст очередного словарного диктанта вывешивается на стенде в самом начале изучения темы. Следует отметить, что все слова из диктанта используются в творческих работах, тренировочных упражнениях. В конце изучения темы листок со стенда снимается, а слова диктуются в другом порядке.

        Буквально на первых уроках пятиклассники начинают вести специальные тетради, где записывают лексическое значение  трудных слов. В конце каждого триместра ребята сдают зачет по  толковому словарю: они должны показать знание значения слова и умение правильно его употреблять.

        Важнейшую роль в формировании орфографической зоркости играет работа над ошибками. Она строится в 3 этапа. I этап –  анализ ошибок в тетради, где они допущены. Орфографические ошибки разбираются в таблице. Ученик указывает тип, вид орфограммы, записывает слово( с графическим обозначением) и три примера на эту орфограмму. Вот как выглядит эта таблица в тетради ученика, у которого одна орфографическая ошибка в диктанте:

№    п/ п

Тип орфограммы

Вид орфограммы

Примеры

1

Дефис

Дефис в неопределенных местоимениях

Кое – кто

Какой – нибудь

Кем –то

О чем - либо

     Анализируя пунктуационные ошибки, ученики таблицы не составляют, а записывают предложение и графически обозначают пунктограмму, строят схему.

   II этап –  работа с орфографическим дневником. Это специальная тетрадь, где фиксируются все слова, в которых были допущены ошибки в течение учебного года. В этом индивидуальном дневнике  указывается дата, вид работы, слова с графическим обозначением орфограммы.

  III этап –  это контрольный. В конце  триместра организуется зачет по работе над ошибками ( Работа в парах с последующей взаимопроверкой).

        Такая система работы над ошибками  при условии заинтересованности учеников и в сочетании с другими формами повышает грамотность учащихся.

         Хорошие результаты даются нелегко. За ними – кропотливый, добросовестный труд учащихся и ,безусловно, помощь родителей.

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи и повышение грамотности учащихся.

В статье речь идет о том, что работа по орфографии и пунктуации должна вестись в единстве с работой по развитию речи, что позволит решить важнейшие учебные задачи....

Доклад на тему "Приёмы повышения грамотности учащихся на уроках русского языка"

В докладе приводятся некоторые приёмы, обеспечивающие повышение грамотности учащихся на уроках русского языка, методы работы с обучающимися....

Пути повышения грамотности учащихся. Анализ письменных ошибок по английскому языку.

Настоящая статья имеет целью путем анализа ошибок, допущенных учащимися младших классов  в письменных заданиях, установить некоторые типичные ошибки и найти способы их предупреждения и устранения...

Пути повышения грамотности учащихся

В статье дано краткое описание разных видов диктанта, которые позволяют повысить орфографическую зоркость и грамотность учащихся на уроках русского языка....

Презентация по теме: "Система словарно-орфографической работы в начальных классах как средство повышения грамотности учащихся"

Правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем ...

Выступление на 5 краевой конференции Тема: «Пути повышения грамотности учащихся» Рабочие программы

1) Выступление в секции  "Филологическое образование в школе"Направление. Актуальные вопросы методики преподавания русского языка.В своем выступлении я представила свой опыт, как д...

Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. ...