Пути повышения грамотности учащихся
статья по русскому языку (5 класс) на тему

В статье дано краткое описание разных видов диктанта, которые позволяют повысить орфографическую зоркость и грамотность учащихся на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_povyshenia_gramotnosti_uchaschikhsya_1.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остаётся одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в средней школе.

У подавляющего большинства школьников, допускающих орфографические ошибки, просьба учителя сформулировать ту или иную орфограмму не вызовет особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило, требующее не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей.

Таким образом, необходимо:

  •   научить детей видеть свои ошибки;
  • выработать у них «орфографическую зоркость»;
  • добиться определённой самостоятельности орфографического мышления.

Часто учителя всю свою энергию тратят на объяснение правил, на изучение теории. Много говорят - мало пишут. Чтобы учащиеся овладели грамотным письмом, они должны писать на уроках много, как можно больше, но без ошибок. Писать надо много - иначе не формировать правописного навыка, что должно быть одной из главных практических задач на каждом уроке.

Часто учителя не интересуются, сформированы ли у детей элементарные навыки грамотного письма, элементарное чувство ответственности за написанное, и начинают обучение как бы с середины.

Какие навыки нужно проверить у новых учеников (и сформировать эти навыки, если их нет)?

Во-первых, умение читать вообще и читать орфографически  (побуквенно): это необходимо при самодиктовке.

Во-вторых, умение без ошибок списывать с доски, из учебника.

В-третьих, умение побуквенно проговаривать слово.

Ещё один важнейший принцип работы словесника - прогнозировать и предупреждать ошибки.

Как предупредить ошибки?

  1.  Все слова, которые встретятся в диктанте, пропустить через различные упражнения много раз.

Отдельные предложения из диктанта можно выписать и разобрать по членам. При этом не стесняться говорить, что эти слова встретятся в диктанте.

Подготовка к диктанту помогает отработать правописание не только слое из диктанта, но и попутно многих похожих.

  1.  Конечно, всех ошибок не предупредишь. Но, по крайней мере, ошибки на безударные гласные мы можем предвидеть.

Рецепт - ежедневная работа по предупреждению ошибок на правописание безударных гласных, ежедневная запись с проговариванием, с проверкой ( пусть устной) 10-30 слов. Ежедневно!

  1. Иногда безударная гласная проверяется не однокоренным словом КОСтя пришёл в КОСтюме, а Павел в Пальто.

КОТ, КОТорый сидел в КОТле, съел КОТлету.

  1. Большую роль в формировании прочных орфографических навыков играет письмо с проговариванием - здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание.

Письмо с проговариванием - вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые ученики.

Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

При проговаривании многое запоминается механически.

  1. Зрительный диктант и «Проверяю себя».

Главная идея этих диктантов - предупреждение ошибок, формирование орфографической и пунктуационной зоркости.

Зрительный диктант - на доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается (можно определить его главную мысль, придумать заголовок), затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание. Отдельные слова или предложения проговариваются. Учитель обращает внимание класса и на пунктуацию. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» и увидеть внутренним зрением.

Текст, написанный на доске, можно закрыть и попросить учащихся ещё раз ответить на вопросы, проговорив с ними трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова.

«Проверяю себя» - учащиеся могут спросить у учителя, как пишется то или иное слово( где и какие ставятся знаки препинания). Первое и главное достоинство этого диктанта состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, необходимо работать с ними индивидуально, используя те формы деятельности, которые активизируют познавательные способности учащихся, помогают детям овладеть правописными навыками.

1. Словарный диктант «с подсказкой»

Нередко учащиеся, зная правило, затрудняются в его применении на практике. Чтобы правило действовало, необходимо направлять работу учащихся. При проведении такого диктанта учитель сам даёт часть условий действия орфографического правила. Учитель называет слово, указывает, в какой его значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы. Затем школьники самостоятельно выполняют самую важную операцию - вставляют в слово орфограмму.

Словарный диктант с  грамматическим заданием. Основным принципом русской орфографии является морфологический принцип. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи сформированием грамматических навыков. Грамматическое задание, которое учащимся предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание.

Словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение - формирование у детей навыков самоконтроля.

1. Сначала дети пишут словарный диктант, причём учитель называет параграфы, к которым нужно обратиться для самопроверки.

2. Затем с помощью указанных параграфов дети проверяют диктант, обозначают орфограммы.

Словарный диктант с продолжением. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе длительных тренировок.

Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Затем следует самодиктант: К каждому слову диктанта дети подбирают слова с той же орфограммой.

Словарный диктант с сопоставлением. Учащиеся записывают диктуемые учителем слова, объясняют написание, обозначают орфограммы.

После этого проводится самостоятельная работа - преобразование текста словарного диктанта в соответствии с заданием.

Словарный диктант с усложнением дидактического материала.

Одной из основных задач этого диктанта является формирование у школьников понятия орфограммы.

В процессе такого диктанта учащимся даются слова без орфограмм, слова, в которых нет выбора вариантов написания, слова, в которых внимательный человек не допустит ошибки.

Задача учащихся - изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы в нём появилась орфограмма:

Честен - честный, клубы(дыма)-клуб и тд.

Таким образом, разнообразие форм словарного диктанта не только способствует перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки, но и предотвращает снижение интереса к работе, вносит в уроки элементы новизны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения грамотности учащихся

В своей работе я рассмотрела несколько путей повышения грамотности учащихся, уделив особое внимание выполнению работы над ошибками....

Развитие речи и повышение грамотности учащихся.

В статье речь идет о том, что работа по орфографии и пунктуации должна вестись в единстве с работой по развитию речи, что позволит решить важнейшие учебные задачи....

Доклад на тему "Приёмы повышения грамотности учащихся на уроках русского языка"

В докладе приводятся некоторые приёмы, обеспечивающие повышение грамотности учащихся на уроках русского языка, методы работы с обучающимися....

Пути повышения грамотности учащихся. Анализ письменных ошибок по английскому языку.

Настоящая статья имеет целью путем анализа ошибок, допущенных учащимися младших классов  в письменных заданиях, установить некоторые типичные ошибки и найти способы их предупреждения и устранения...

Презентация по теме: "Система словарно-орфографической работы в начальных классах как средство повышения грамотности учащихся"

Правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем ...

Выступление на 5 краевой конференции Тема: «Пути повышения грамотности учащихся» Рабочие программы

1) Выступление в секции  "Филологическое образование в школе"Направление. Актуальные вопросы методики преподавания русского языка.В своем выступлении я представила свой опыт, как д...

Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. ...