Развитие речи и повышение грамотности учащихся.
статья по русскому языку по теме

В статье речь идет о том, что работа по орфографии и пунктуации должна вестись в единстве с работой по развитию речи, что позволит решить важнейшие учебные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи и повышение грамотности учащихся.

Раденко Наталья Александровна

МБОУ гимназия станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

Большое внимание уделяет школа формированию орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Особую актуальность приобретает эта работа в настоящее время, когда на качестве орфографических и пунктуационных умений негативно сказывается снижение уровня речевой культуры в целом. Как никогда остро в связи с этим встает вопрос о решении двух важнейших задач – повышения уровня речевой культуры школьников и совершенствования их правописных умений. Непременным условием достижения обозначенной цели является целенаправленное использование текста в качестве дидактического материала при обучении школьников грамотному письму. Одним из важнейших условий формирования правописных умений является повышение уровня речевой культуры учащихся. Ведь только развитая речь приводит к потребности ее правильного орфографического и пунктуационного оформления. На деле же все происходит иначе: мы, как правило, стремимся повысить уровень орфографической и пунктуационной грамотности, не вызвав у учащихся потребности в этом.

Имея в виду соотношение язык – речь, следует сделать такой методический вывод: учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их речи, то есть умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации.

Следует убедить учащихся в том, что правильное оформление содержания текста и его орфографическое и пунктуационное оформление образуют органическое единство двух сторон грамотной письменной речи, что грамотное письмо облегчает процесс общения, способствует более точной передаче содержания текста и его адекватному восприятию.

С этой целью можно использовать следующие упражнения и задания: осмысление содержания текста в процессе расстановки знаков препинания; сравнение и анализ вариантов расстановки знаков препинания в одном и том же тексте; анализ расстановки знаков препинания в стихотворных текстах и осознание ее влияния на смысл сказанного, на придание ему предельно эмоционального звучания; исправление орфографических и пунктуационных ошибок в специально подобранных текстах, где подобные ошибки приводят к искажению смысла высказывания; сравнивание и анализ вариантов написания слов в текстах, где выбор того или иного варианта обусловлен содержанием, смыслом текста, его жанровой и стилистической характеристикой.

Приведем образцы подобных заданий.

1. Академик Л.В.Щерба говорил: «Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не понимаешь написанное… Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, и потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

Проанализируйте данный ниже пример из ученического сочинения. Что и почему затрудняет понимание написанного?

«Мы пошли в доль дороги. От сюда хорошо были видна река. Там гдето поласкали белье, играли ребятишки. Кругом пархали бабочки. Я нарыл бабочку, севшую на цветок ладонями. Она была очень красивая и яркая зелень травы отняла ее наряд».

2. Известный педагогический деятель прошлого века Н.Ф.Бунаков утверждал: «…толковая постановка знаков препинания не только обусловливает вразумительность написанного для читателя, но и свидетельствует о сознательном, вдумчивом отношении пишущего к тому, что он пишет».

Проанализируйте примеры из письменных работ учащихся. Можно ли назвать постановку знаков препинания в них «толковой»? Почему?

1) «Можно ли дружить с Печориным. Я думаю что можно. Если понять Печорина, его душу и сердце узнать какой он на самом деле. В то же время Печорин не каждому доверится он очерствел беспощаден, расчетлив».

2) «Рассмотрим как вещи, которые описывает Гоголь помогают лучше разобраться в помещиках. Возьмем Собакевича, когда Чичиков посмотрел на него он показался ему медведем».

3. Постарайтесь вникнуть в смысл и построение стихотворения А.А.Ахматовой и расставить знаки препинания так, чтобы они соответствовали его замыслу.

Ржавеет золото и истлевает сталь

Крошится мрамор к смерти все готово

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней царственное слово.

Используя небольшие поэтические тексты, можно предложить школьникам выполнить следующие задания, комбинируя их в зависимости от характера конкретной учебной задачи:

Прочитайте стихи про себя (текст дается без знаков препинания). Приготовьтесь прочитать их вслух так, чтобы было понятно, какие знаки препинания необходимо поставить.

Прочитайте стихи. Какие виды сложных предложений в них использованы? Расставьте знаки препинания. Сравните свой вариант их постановки с авторским. В каких случаях и почему автор прибегает к необычной постановке знаков препинания?

Прочитайте стихи. Объясните постановку знаков препинания. Запишите стихи по памяти (или под диктовку учителя).

Как показывает практика, интерес к решению орфографических и пунктуационных задач появляется у учащихся только тогда, когда они осознают их значимость для решения задач более высокого порядка, обусловленных содержанием высказывания и его коммуникативной направленностью.

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся творческий и свободный диктанты, а также диктант с продолжением. Перед записью текста диктанта и выполнением заданий необходимо проанализировать его содержание, жанровые и стилистические особенности. Текст для проведения творческих диктантов подбирается с учетом задач работы по развитию речи.

Тексты контрольных диктантов также могут быть «приспособлены» для работы по развитию речи школьников. Виды заданий по развитию связной речи, сопровождающие написание диктанта, могут быть следующими: озаглавить текст; закончить текст одним, заключительным, предложением, соотнеся его с названием текста; подчеркнуть предложение, выражающее главную мысль текста; подчеркнуть языковые средства, характерные для данного стиля речи. Выполняя подобные задания, учащиеся должны вдумываться в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности текста будут проанализированы не изолированно, а в тесном единстве с общей структурой текста, его замыслом.

Таким образом, работа по орфографии и пунктуации должна вестись в единстве с работой по развитию речи, что позволит решить важнейшие учебные задачи, которые в настоящее время приобретают социально значимый характер.

Список литературы.

1. Ладыженская Т.А. Такие разные диктанты. 5-9 классы. Пособие для учителей. – М.:Ювента, 2007.

2. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995.

3. Речь, язык и секреты пунктуации: Книга для учащихся/Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая, Г.Н.Владимирская. – М.: Просвещение, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения грамотности учащихся

В своей работе я рассмотрела несколько путей повышения грамотности учащихся, уделив особое внимание выполнению работы над ошибками....

Система уроков развития речи в повышении качества подготовки учащихся к ГИА

Урок 1:Тема: Сочинение-описание природы родного краяТип урока: Развитие речиПроблема: Трудности, возникающие у учащихся при написании сочинений-описанийЦель урока: Использование различных словарей в л...

Доклад на тему "Приёмы повышения грамотности учащихся на уроках русского языка"

В докладе приводятся некоторые приёмы, обеспечивающие повышение грамотности учащихся на уроках русского языка, методы работы с обучающимися....

Пути повышения грамотности учащихся. Анализ письменных ошибок по английскому языку.

Настоящая статья имеет целью путем анализа ошибок, допущенных учащимися младших классов  в письменных заданиях, установить некоторые типичные ошибки и найти способы их предупреждения и устранения...

Развитие мышления и повышение грамотности при изучении темы "Однокоренные слова"

Упражнения в анализе слов по составу и в словообразовании служат незаменимым средством развития логического мышления и речи учащихся, способствуют повышению их грамотности....

Пути повышения грамотности учащихся

В статье дано краткое описание разных видов диктанта, которые позволяют повысить орфографическую зоркость и грамотность учащихся на уроках русского языка....

Презентация по теме: "Система словарно-орфографической работы в начальных классах как средство повышения грамотности учащихся"

Правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем ...