Оценка роли личности в истории как фактор формирования личностных УУД
статья

Саблина Анна Николаевна

Статья о применении кейс-метода и технологии Дебаты на уроках для оценки роли личности в истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_roli_lichnosti_v_istorii.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Саблина А.Н.

учитель истории

МБОУ «Школа № 9»

г. Нижний Новгород

Оценка роли личности в истории

как фактор формирования личностных УУД

на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Все педагоги сталкиваются с проблемой слабой учебной мотивации, все ищут пути решения. Столкнулась с этим и я. Классы, в которых я работаю последние 3 года – очень неровные по заинтересованности и, соответственно, по успеваемости. Несколько вполне толковых, способных учеников теряются в «болоте» слабоуспевающих. Недоумение учеников «Зачем мне вообще все это надо?» не было редкостью.

Кроме того, надо понимать, что играют роль и другие факторы.

Тенденция «живи настоящим, наслаждайся моментом», является современной особенностью молодежной массовой культуры, усиленно пропагандируется TV и Internet. Такая философия хорошо сочетается с особенностью подростковой психологии – направленность «здесь и сейчас», а не в будущее или прошлое.

Таким образом, все началось с поиска личностного смысла изучения истории для моих учеников.

Что я могу им предложить? Что такое история для меня? Для меня знание истории – непременная основа культурной и гражданской самоидентификации.

И действительно, если обратиться к ФГОС, в них названы именно такие личностные результаты образования – «воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к Отечеству».

«Патриотизм» понимается учениками, к сожалению, весьма ограниченно. Своим долгом я считаю борьбу с  «ура-патриотизмом», ибо надо не просто любить, а видеть и понимать и проблемы, и ошибки, и достижения, и возможные упущенные альтернативы. Патриотом можно назвать только того, кто готов разделить ответственность за судьбу страны.

Таким образом, я считаю принципиально важным сконцентрировать усилия именно на воспитательном аспекте уроков истории

Именно исходя из этого я формулирую цель своей педагогической деятельности – воспитание гражданина, т.е. человека, способного к ответственному гражданскому поведению, имеющего активную позицию, умеющего действовать в ситуации выбора.

Достичь этой цели можно, если

- акцентировать внимание на таких ценностях как «чувство ответственности и долга перед Родиной», «патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему народов России», толерантность, «компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора»;

- повышать мотивацию через личную заинтересованность в результатах урока;

- способствовать развитию целенаправленной, мотивированной познавательной деятельности учащихся;

- достичь высоких результатов в изучении истории.

Я считаю самым эффективным способом решения указанных задач и, соответственно, достижения заявленной цели деятельностный подход.

В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Концепцию «учения через деятельность» впервые предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:

  • учёт интересов учащихся;
  • учение через обучение мысли и действию;
  • познание и знание как следствие преодоления трудностей;
  • свободная творческая работа и сотрудничество.

Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова признает, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Действуя в парадигме деятельностного подхода, выбираем те методы, которые позволяют ученикам   - оценивать ситуацию,   - делать выбор,   - обосновывать собственную позицию.

Я отдаю предпочтение интерактивным эвристическим (частично-поисковым) методам, при использовании которых ученики в процессе дискуссии, «мозгового штурма», открывают свое понимание истории.

Искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов Сократ называл майевтикой, то есть «повивальным искусством». В современной педагогике эти идеи использовал Андрей Викторович Хуторской —автор дидактической эвристики.

Традиционно при изучении истории России большое внимание уделяется личности и деятельности князей, царей, императоров. Многие из них были незаурядными людьми, и принятые ими решения определяли вектор развития страны надолго.

Методы эвристического обучения помогают реализовать воспитательный  потенциал уроков истории через оценку роли личности в истории страны.

Среди прочих эвристических методов образования я отдаю предпочтение дискуссионным методам, таким, как CASE-study и технология Дебаты. Используя эти технологии , я предлагаю ученикам постараться понять исторических деятелей, почувствовать себя на их месте, оценить принятые ими решения.

CASE-study - проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.

Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса.

Использование кейсов в процессе обучения обычно основывается на двух методах.

 Первый из них носит название традиционного Гарвардского метода – открытая дискуссия. В свободной дискуссии учитель руководит дискуссией, выслушивая аргументы, за и против и объяснения к ним. Целесообразно в конце дискуссии (или в качестве домашнего задания) спросить письменный анализ кейса от ученика или группы, что позволяет ученикам  более тщательно проанализировать всю информацию, полученную в ходе дискуссии.

Второй метод связан с индивидуальной или групповой работой, которая включает в себя следующие этапы:

-индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения проблемы и путей выхода из сложившейся ситуации;

- представление (презентация) полученных результатов и обмен мнениями.

Вопросы к тексту, с которыми работают учащиеся:

1. В чем заключается проблема?

2. Кто принимал решение?

3. Какие варианты решения имел тот, кто принимал решение?

4. Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

Деятельность учителя при использовании метода case-study включает в себя две фазы.

- творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа

- деятельность преподавателя в аудитории при обсуждении кейса, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию или презентацию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

В качестве примеров могу предложить такие темы:

«Принятие новой веры князем Владимиром»

«Совет в Филях»

Если отойти от традиции, то CASE-метод можно использовать не только для оценки конкретной ситуации, но и более масштабно – для характеристики того или иного исторического деятеля.

Анализируя подборку материалов, ученики отвечают на вопросы:

1. Какие задачи стояли перед историческим деятелем?

2. Как он решал эти задачи? Какие варианты решения он имел?

3. Дайте оценку деятельности  

Технология «Дебаты»

«Чтобы доказать свою точку зрения, ее надо иметь»

На технологии «Дебаты» я подробно останавливаться не буду, поскольку писала о ней в своей статье «Что такое Дебаты?» (можно скачать по ссылке https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/11/11/chto_takoe_debaty.doc). Такая технология подходит для повторительно-обобщающих уроков, когда ученики освоили определенный объем материала. Но при работе с учениками 5-7 классов ее необходимо адаптировать к их возрасту и способностям. Об этом я пишу в своей статье «Модифицированная технология дебаты» (можно скачать по ссылке https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/11/15/debaty_modifitsirovannye.doc).

Применение подобных дискуссионных методов способствует эмоциональному восприятию истории страны, позволяет ученикам стать «участниками» различных исторических событий. Таким образом, историческое знание становится частью личного опыта ребенка. Это обеспечивает  достижение следующих учебных и воспитательных результатов:

- изучение, повторение и закрепление фактического материала

- обучение координированной работе в группе

- развивается умение формулировать, аргументировано отстаивать свое мнение

- повышается мотивация, личная заинтересованность

- складывается толерантное мировоззрение, уважение к различным точкам зрения

- формируется осознание причинно-следственных связей, влияния тех или иных поступков человека на судьбу страны и народа.

Внеурочная деятельность  также акцентирует внимание детей на роли личности в истории. Например:

1) Проект «Мы помним», осуществленный с 6 классом в 2015 году.

Мы говорили не про далеких от ребят царей и героев, а про членов семьи. Учащиеся класса разыскивали материал о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.

Оказалось, что редко в какой семье класса знают и помнят о жизни предков. Непросто было убедить родителей активно помочь детям. На двух родительских собраниях шел разговор с родителями о том, насколько необходимы детям даже те скудные крохи информации, которыми располагает семья, чтобы поддержать связь поколений и чувство исторической памяти.

Важно было донести до детей и родителей мысль о том, что вклад в Победу вносил каждый – даже если не был героем, или погиб в первые дни войны, или работал в тылу.

Результаты работы были оформлены в презентацию, размещены на сайте школы в разделе «Бессмертный полк».

2) С 2012 года в школе работает профильный (гражданско-патриотический) лагерь с дневным пребыванием детей. Основное внимание уделяется изучению краеведения, с акцентом на темах, подчеркивающих роль земляков в истории страны. Я все годы была начальником лагеря, готовила и проводила экскурсии.

Обязательными темами экскурсий  являются:  

«Город древний, город славный» – по Нижегородскому кремлю. Ребята знакомятся с историей, легендами и особенностями застройки крепости, с ролью Нижнего Новгорода в охране русских границ. Теме «Легенды и предания Нижегородского края» были посвящены театрализованные постановки.

«Гражданин Минин и князь Пожарский» – этой теме посвящены и экскурсии, и игры-викторины, и квесты.

«Купеческий» Нижний с его традициями успешного предпринимательства и щедрой благотворительности открывается ребятам во время экскурсии «Рождественская сторона».

Экскурсия «Сормово вчера и сегодня» позволяет по-новому взглянуть на улицы, знакомые с детства. Ребята знакомятся с историей завода «Красное Сормово», на котором у многих работают члены семьи, узнают о славном трудовом прошлом сормовичей, их участии в революционном движении, их вкладе в Победу.  

Литература:

Левит М.В. Формирование личностной компетенции «осознанный выбор» на уроках истории.

Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. М., 2004.

Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 320 с.

Соловейчик С.Л. Учение с увлечением

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования* № 4 (июль - декабрь 2002 г.) Издания Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета  http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html 

Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения

http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600

Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ». Урок - решения познавательных задач для 10-х классов...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...

Элективный курс по истории для 6 класса "Первые русские князья. Роль личности в истории"

Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории, роли личности в истории. Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной ш...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...