Альтернативные методы оценивания.
материал

Калашникова Олеся Валерьевна

Выступление на педагогический совет "Альтернативные методы оценивания". В данной работе изучены различные методы оценивания учащихся на уроках  биологии и химии. Оценивание деятельности школьников – важный стимул обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Тиличикская средняя школа»

Выступление

на педсовет  

«Альтернативные

методы оценивания»

Подготовила:

Учитель химии и биологии:

Калашникова О.В.

2017

Накопительная система оценивания результатов по химии

Всем известно, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. А нам необходимо ребенка учить сомневаться, сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Без этого не может быть развивающего обучения. Система развивающего обучения существенно облегчает ученикам дорогу к знаниям.

Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные  изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся ( Психологические основы развивающего обучения В.Д. Эльконина и В.В. Давыдова).

Цели и задачи введения накопительной  системы оценивания:

  • повысить ответственность учеников за результаты своего обучения;
  • развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
  • уменьшить число «необучаемых» учеников;
  • обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся, для лучшей реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения.        

Оценивание деятельности школьников – важный стимул обучения и воспитания. У каждой системы оценивания существуют определенные противоречия, которые вызваны причинами:

  • изначально различные способности учащихся;
  • неодинаковые условия обучения;
  • расхождение целей субъектов   образовательного процесса.

Оценка должна четко соответствовать программам преподавания и не зависеть от внешних условий (времени и места проведения, личности экзаменующего, условий проведения процедуры).  В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Ученик в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или повышенного уровня.

Накопительная  система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике различные технологии и методы обучения. Эта система позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности. 

Ученикам накопительная  система оценки знаний позволяет:

  • осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей оценки по данной дисциплине;
  • четко понимать систему формирования итоговой оценки;
  • своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины:
  • углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение года;
  • вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Учителям рейтинговая система позволяет:

  • рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу школьника;
  • иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
  • своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
  • точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости.

Накопительная система отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих учащихся, перевод с одной ступени обучения на другую. Использование накопительной системы оценивания знаний учащихся позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. Ученик сам решает, какой вид и уровень контроля знаний ему выбрать на уроке.  Данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся.

Этапы внедрения накопительной системы оценивания знаний учащихся:

1.Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.

2.Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.

3.Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал и индивидуальный маршрутный дневник.

4. Подведение итогов и перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневники. 

Критерии оценивания достижений учащихся при изучении определенной темы

Критерии оценивания

Баллы

Посещение уроков

0,5

Готовность к уроку

0,5

Выполнение домашнего задания

5-10

Ведение тетради

0,5 – 1

Работа на уроке:

Слушал и переписывал

Выполнял по образцу или алгоритму (без объяснения)

Выполнял при помощи учителя или одноклассников (без объяснения)

Выполнял при помощи учителя или одноклассников (с объяснениями)

Выполняет самостоятельно (с объяснением)

До 10

1

3-4

5-6

 

7-8

 

9-10

Решение задач (по уровням)

До 10

Сообщение или реферат

5-10

Исследовательская работа

30-50

Практическая работа

До 10

Контрольная работа (по уровням)

До 20

Срезовая работа

До 10

Устные ответы

3-5

Конспект

5

Творческая работа

До 10

 

Можно набрать дополнительные баллы за участие в предметных олимпиадах и конкурсах разного уровня:

Школьный – 1 балл;

Муниципальный – 2балла;

Республиканский – 3 балла;

Федеральный – 4 балла;

Международный – 5 баллов.

За участие в дистанционных конкурсах начисляется дополнительно 1 балл.

Перевод баллов в оценку по традиционной шкале

Отношение набранной суммы баллов за дисциплину

Оценка по дисциплине

91% и более

5

76-90%

4

50-75%

3

 

Родителям для контроля предоставляется шкала перевода баллов в оценки:

оценка

% выполнения работы

5-балльная работа

10-балльная работа

20-балльная работа

«3»

50 – 75

2 – 3,75

5 – 7,5

10 – 15

«4»

76 – 90

3,8 – 4,5

7,6 – 9

15,2 – 18

«5»

91 – 100

4,6 – 5

9,1 – 10

18,2 – 20

 

Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ

Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы)

БАЛЛЫ

Базовый уровень

Повышенный уровень

Не превышает 25%

1,0 – 2,0

1,0 – 3,0

Не превышает 50%

2,1 – 4,0

3,1 – 5,0

Не превышает 75%

4,1 – 5,0

5,1 – 7,0

Превышает 75%

5,1 – 7,0

7,1 – 10,0

 

Важно, чтобы при использовании накопительной системы, фиксировалось всё, что делают ученики. Ученик считается достигшим высшего уровня овладения предметом, если набирает к концу учебного периода 95-100% максимального значения. Чтобы активизировать учеников, определяется минимальное рейтинговое число, от 30 до 50% максимального значения: если к концу периода ученик наберет сумму, меньшую этого числа, он считается не освоившим этот предмет.

Маршрутный дневник ученика 8а класса Тимофеева Миши

Тема: степень окисления

Баллы

Рейтинговая оценка

Самооценка

Итоговая оценка

Посещение уроков

0,5

 

 

 

Готовность к уроку

0,5

 

 

 

Выполнение домашнего задания

10

 

 

 

Ведение тетради

1

 

 

 

Работа на уроке: Выполняет самостоятельно (с объяснением)

10

 

 

 

Решение задач (по уровням)

9

 

 

 

Сообщение или реферат

5

 

 

 

Исследовательская работа

 

 

 

 

Практическая работа

10

 

 

 

Контрольная работа (по уровням)

18

 

 

 

Срезовая работа

7

 

 

 

Устные ответы

5

 

 

 

Конспект

5

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

 

Дополнительные баллы

 

 

 

 

Итого:

83 балла

4

4

4

 

В отличие от традиционной оценочной системы, накопительная система направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

Технология критериального оценивания на уроках химии


В культурном багаже российского общества накоплено немало устойчивых стереотипов, связанных со школьными отметками. Многие десятилетия основой оценивания служит простая и понятная схема, оперирующая четырьмя основными баллами от “пяти” до “двух”, каждый из которых ясно и доходчиво выражает отношение учителя к выполненной учеником работе, его способностям либо прилежанию.

Попытки преобразования системы оценивания предпринимались, предпринимаются и, по всей видимости, будут предприниматься, поскольку она занимает ключевые позиции в образовании, служа основным средством информирования всех участников образовательного процесса о его успешности или неуспешности.

Основным подходом к оцениванию на протяжении многих десятилетий был нормативный, когда достижения учащихся сравнивались с нормой, то есть показателями большинства учащихся, прошедших обучение. В последнее время в мировой педагогике этот подход все более вытесняется критериальным, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определяемым не результатами обучения, а учебными целями процесса обучения. На практике нормативный подход, чаще всего, осуществляется как сравнение учащихся между собой, а критериальный – как сравнение каждого из учащихся с эталоном.

Использование критериального подхода к оцениванию позволяет также привлекать к этому процессу самого ученика, то есть проводить самооценивание, являющееся важнейшим компонентом образовательного процесса, так как только рефлексия позволяет учащимся извлекать опыт из своей деятельности, мобилизовывать внутренние ресурсы на решение поставленной задачи, лучше понимать себя.Главная функция оценивания - это получение обратной связи, то есть соотнесение реальных результатов с ожидаемыми. Обратная связь очень значима, т.к. позволяет выявить особенности учебного процесса, внести необходимые поправки, определить как выполняется то или иное учебное действие. Безусловно, оценивание также необходимо для регистрации успехов учащихся, как в режиме текущего оценивания, так и на выходе из школы. Нельзя упускать из виду и стимулирующей, мотивационной роли оценки.

В свете современных установок оценивание должно быть:

  • основанным на “реальных” продуктах, то есть имеющих возможное практическое применение;
  • основанным на деятельности;
  • ориентированным на процесс и продукт;
  • индивидуальным и групповым;
  • четко соотносящимся со стандартами;
  • гибким;
  • определяемым возможностями и потребностями учащихся.

При помощи критериев оценивается только конкретная работа, выполненная учащимся, но ни в коем случае, не он сам и не уровень его способностей. Разработан четкий алгоритм выведения оценки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою оценку. Оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей; общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету.

Критерии нужны для того, чтобы учащийся понимал, какие у него есть пробелы, чем стоит еще позаниматься, какие учебные навыки нужно подтянуть. Для того чтобы снизить субъективность выставления отметки; чтобы получить механизм, одинаково хорошо работающий как при оценивании, так и при самооценивании. К каждому виду работ составляется рубрикатор - подробное объяснение уровней достижения учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов. Оценивается с помощью выставляемых в журнал баллов только специально для этого предназначенные работы (констатирующие). Т.к. основная цель оценивания – обратная связь, дескрипторы задействованных в работе критериев пишутся конкретно к данной работе или группе работ.

Критерии нужны для того, чтобы учащийся понимал, какие у него есть пробелы, чем стоит еще позаниматься, какие учебные навыки нужно подтянуть. Для того чтобы снизить субъективность выставления отметки; чтобы получить механизм, одинаково хорошо работающий как при оценивании, так и при самооценивании. К каждому виду работ составляется рубрикатор - подробное объяснение уровней достижения учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов. Оценивается с помощью выставляемых в журнал баллов только специально для этого предназначенные работы (констатирующие). Т.к. основная цель оценивания – обратная связь, дескрипторы (с их помощью описывают уровни достижений учащихся по развитию данного умения) задействованных в работе критериев пишутся конкретно к данной работе или группе работ.

Внедрение системы критериального оценивания позволяет решать целый ряд вопросов, связанных с повышением качества обучения и изменением его повседневной практики в сторону большей взаимной ответственности всех участников учебного процесса.

Критериальное оценивание подталкивает к распространению внимания учителя с содержания учебного процесса на его организацию, а значит, в конечном счете, способствует формированию новой субъект - субъектной образовательной среды.

Потенциал данной системы еще далеко не исчерпан, а работа над ней позволяет решать новые задачи, связанные с развитием школьного образования.

Приложение к инструкции

Оценивание практической работы

6 баллов

  • Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность;
  • учащийся правильно использует лабораторное оборудование;
  • прибор для получения углекислого газа собирает самостоятельно, соблюдая правила техники безопасности, во взаимном сотрудничестве с другими учащимися;
  • правильно изображает схему экспериментальной установки;
  • правильно описывает результаты наблюдений, правильно записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах, систематизирует данные в виде таблицы;
  • делает правильные самостоятельные выводы.

5 баллов

  • Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность;
  • учащийся правильно использует лабораторное оборудование;
  • прибор для получения углекислого газа собирает с небольшой помощью учителя, соблюдая правила техники безопасности, во взаимном сотрудничестве с другими учащимися;
  • правильно изображает схему экспериментальной установки;
  • правильно описывает результаты наблюдений, правильно записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах, систематизирует данные в виде таблицы;
  • делает правильные выводы с небольшой помощью учителя.

4 балла

  • Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность;
  • учащийся правильно использует лабораторное оборудование;
  • прибор для получения углекислого газа собирает с небольшой помощью учителя, соблюдая правила техники безопасности, во взаимном сотрудничестве с другими учащимися;
  • правильно изображает схему экспериментальной установки;
  • правильно описывает результаты наблюдений, правильно записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах ,систематизирует данные в виде таблицы с небольшой помощью учителя;
  • делает правильные выводы с небольшой помощью учителя.

3 балла

  • Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность с помощью учителя;
  • учащийся правильно использует лабораторное оборудование;
  • прибор для получения углекислого газа собирает с помощью учителя, соблюдая правила техники безопасности;
  • схему экспериментальной установки изображает с ошибкой;
  • описывает результаты наблюдений, записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах с ошибкой, систематизирует данные в виде таблицы с помощью учителя;
  • делает правильные выводы с помощью учителя.

2 балла

  • Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность с помощью учителя;
  • учащийся правильно использует лабораторное оборудование, соблюдая правила техники безопасности;
  • прибор для получения углекислого газа собирает с помощью учителя;
  • схему экспериментальной установки изображает с ошибкой;
  • описывает результаты наблюдений, записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах с ошибками, систематизирует данные в виде таблицы с помощью учителя;
  • делает правильные выводы с помощью учителя.

1 балл

  • Учащийся не правильно использует лабораторное оборудование, не соблюдает правила техники безопасности;
  • не умеет самостоятельно проводить эксперимент, не умеет описывать результаты наблюдений, не умеет записывать уравнения реакций в молекулярном и ионных видах, систематизировать данные в виде таблицы, делать выводы.

0 баллов

  • Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше.

Перевод в пятибалльную шкалу:

6-5 баллов – “5”, 4 балла - “4”, 3-2 балла – “3”, 1-0 балл – “2”

Инструкция к опыту

Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, лабораторный штатив, пробирка и пробка с газоотводной трубкой, пробирка, химический стакан с водой; соляная кислота (1:2), мел или мрамор, известковая вода.

Содержание и порядок выполнения опыта

1. Изучите инструкцию по проведению опыта

Соберите прибор для получения газа и проверьте его на герметичность.

http://festival.1september.ru/articles/655753/1.jpg

Налейте в чистую пробирку 3-4 мл известковой воды. В пробирку прибора для получения газа поместите 1-2 кусочка мела или мрамора и прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Газоотводную трубку поместите в пробку с известковой водой (смотрите рисунок). Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.

2. Проведите описанный опыт, соблюдая правила техники безопасности.

Необходимо соблюдать осторожность при работе с кислотами и стеклом. В случае попадания кислоты на руки, следует промыть руки водой и обработать 2%-ным раствором соды.

3. Составьте отчёт, заполнив таблицу.

Что делали?

Наблюдения

Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Запишите молекулярное и ионное уравнения реакции получения оксида углерода (IV) лабораторным способом.

2. Дайте характеристику реакции получения оксида углерода (IV) по всем изученным признакам классификации реакций (число и состав исходных и образующихся веществ и продуктов реакции, направление реакции, изменение степени окисления элементов, участие катализатора, тепловой эффект реакции).

3.Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые вами в опыте.

4. Опишите не менее двух способов распознавания оксида углерода (IV).

5. Напишите уравнения реакций, происходящих при пропускании оксида углерода (IV) через известковую воду.

Рейтинговая система оценивания результатов обучения

Применение новых методов и подходов к оцениванию результатов обучения на разных возрастных ступенях помогает создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса. Основные направления модернизации контрольно-оценочной системы не отменяют и не заменяют достойные традиционные формы и методы оценивания, а способствуют эффективной организации многоступенчатого и многофункционального контрольно-оценочного процесса, доведению его характеристик до уровня, адекватного современным задачам модернизации образования.

Современные требования к оценке образовательных достижений учащихся

Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие выдвигает новые требования к оценке образовательных достижений учащихся:

  • отказ от ориентации контрольных проверок преимущественно на оценку результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний и переход к оценке уровня владения компетентностями;
  • ориентация на относительные показатели успешности учащегося, на сравнение его сегодняшних достижений со вчерашними;
  • внесение изменений в систему оценивания:
  • дифференциация оценивания по видам работы;
  • само- и взаимооценивание;
  • максимальная объективация оценивания;
  • открытость критериев оценивания для учащихся;
  • отказ от привычной ориентации на среднего ученика и переход к индивидуализированным методам, формам и средствам контроля;
  • использование аутентичной оценки, предполагающей выставление значимых для учащихся оценок по результатам выполнения ситуационных заданий и широкую проверку комплексных умений;
  • замена практики разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период; переход на накопительную систему отметок;
  • изменение системы внутришкольного оценивания в старших классах в направлении перехода от поурочного оценивания к рубежному и объективированному контролю, основанному на методах теории педагогических измерений и качественных показателях. Отказ от перегрузок выпускников в момент окончания школы и сдачи двойных экзаменов путем ввода независимой эффективной системы для внешней оценки качества подготовки выпускников с помощью единого государственного экзамена;
  • оценивание труда педагога не только по знаниевым и навыковым достижениям его учеников, но и по динамике основных показателей развития учащихся (при этом каждая образовательная система обязана определить свой вектор развития).

Рейтинговая система оценивания результатов обучения учащихся способствует:

  • осуществлению предварительного, текущего и итогового контролей;
  • организации образовательного процесса и активному влиянию на его эффективность;
  • стимулированию познавательной активности, исследовательской деятельности;
  • формированию ответственного отношения к своевременному выполнению основных видов работ;
  • снижению числа пропусков уроков без уважительных причин.

Основная идея рейтинговой системы оценивания заключается в создании условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, усиления их мотивации к исследовательской деятельности и повышения объективности оценивания обученности учащихся.

Система начисления и учета баллов

При составлении тематического планирования на учебный год материал курса разбивается на блоки-модули (пример разбивки учебного материала на блоки-модули по биологии представлен в табл. 1).

Таблица 1

Разбивка учебного материала на блоки-модули по биологии

Тема блока

Кол-во часов

Максимальное кол-во баллов

Тема модуля

Зачеты

Дополнительные баллы

Блок 1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

10

100

Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи

Возникновение жизни на Земле

+

Презентации учащихся

Блок 2. Учение о клетке

18

100

Химическая организация клетки

+

Семинар

Метаболизм - основа существования живых организмов

Семинар

Строение и функции клеток

+

Семинар

Блок 3. Размножение и развитие организмов

Размножение организмов

Презентации учащихся

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

+

Семинар

Блок 4. Основы генетики и селекции

22

100

Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков

+

Семинар

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всех обязательных заданий по теме, - 100. Обязательные задания включают:

  • устный ответ на уроках - 10 баллов (соответствует оценке "5");
  • активная работа на уроке - 5 баллов;
  • выполнение проверочного теста - 10 баллов (за максимальное количество правильных ответов, предусмотренных в тесте);
  • лабораторная работа - 10 баллов;
  • дополнительное сообщение по теме - 10 баллов;
  • контрольная работа - 20 баллов;
  • рубежный тест - 20 баллов;
  • устный зачет - 30 баллов.

Помимо выполнения обязательных заданий по курсу, учащийся может набрать дополнительные баллы за непредусмотренные виды работ:

  • ведение тетради в соответствии с единым орфографическим режимом - 10 баллов (в конце полугодия);
  • выполнение сообщения с презентацией - 20 баллов за каждое сообщение, т. к. таких форм работы бывает немного.

Для того чтобы работа учащегося по предмету была систематической в течение всего полугодия, необходимо вводить не только поощрительные баллы, но и штрафные:

  • за отсутствие на уроке без уважительной причины - минус 5 баллов;
  • опоздание на урок - минус 2 балла;
  • не выполненное домашнее задание - минус 5 баллов. 

Нормативы итогового рейтинга, на основании которого выставляется оценка по блоку или за полугодие:

  • "отлично" - 80-100 баллов;
  • "хорошо" - 60-79 баллов;
  • "удовлетворительно" - 45-59 баллов;
  • "неудовлетворительно" - менее 45 баллов.

Распечатанные индивидуальные листы учета баллов учащиеся вклеивают в свои рабочие тетради (табл. 2).

аблица 2

Индивидуальный лист учета баллов учащегося

Тема модуля

Тема урока

Количество баллов за урок

Дополнительные баллы

Общая сумма баллов за тему

В сводной ведомости индивидуальных листов учета баллов учащихся проставляются баллы за работу всего класса (табл. 3). По мере прохождения темы подсчитываются баллы и строятся диаграммы рейтинга учащихся:

  • по неделям (текущий рейтинг - сумма баллов, набранная учащимися по всем видам работ);
  • по окончании предметных модулей (контрольный рейтинг - сумма баллов за модуль);
  • по окончании полугодия или года (максимальный рейтинг - сумма баллов, набранная за полугодие или год).
  • Таблица 3

Сводная ведомость индивидуальных листов учета баллов

Ф. И. учащегося

Дата

Тема модуля

Тема урока

Количество баллов за урок

Дополнительные баллы

Общая сумма баллов за тему


Рейтинг учащегося зависит от количества баллов, набранных как при прохождении модулей определенных блоков (во время текущего и промежуточного контроля), так и при итоговом контроле (по завершении изучения блоков).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Альтернативные способы оценивания достижений учащихся МКОУ «Тиличикская СШ» О.В. Калашникова

Слайд 2

Система оценивания Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся

Слайд 3

Недостатки 5-ти балльной системы оценки знаний учащихся («Стратегия модернизации содержания общего образования») Нет эталона для сравнения, измерения и объективного оценивания знаний. Обостряются отношения между учителем и учащимся. Отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно- экспериментальную, творческую работу подростков. Отсутствие целенаправленной работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке. Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся. «Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания.

Слайд 4

Пятибалльное оценивание в российской школе. Сложившаяся пятибалльная система отметок реально ограничивается четырехбалльной. Широко применяясь в повседневной школьной практике, традиционная система оценивания является причиной конфликтов, маленьких трагедий и далеко неэффективным средством целостного становления и развития личности.

Слайд 5

Безотметочная система ( начальная школа). «Портфолио» . Критериальная. Рейтинговая системы оценивания Пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг) . Многобальная система (от 10 и выше). Основные подходы к оценке качества образования

Слайд 6

процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Критериальное оценивание-

Слайд 7

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям. Критерий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии описываются дескрипторами , в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели. Измерители – это учебные задания, выявляющие по заранее заданным показателя м уров ни учебн ых достижений обучающихся в соответствии с установленными критериями оценивания .

Слайд 8

Оценивается только конкретная работа Разработан четкий алгоритм выведения оценки К каждому виду работ составляется рубрикатор С помощью критериев учащийся выявляет пробелы Критериальное оценивание

Слайд 9

Механизм формирования четвертной отметки (в журнал выставляются следующие отметки) Первичная оценка за зачет выставляется в журнал, с последующей пересдачей, если ребенок хочет повысить первичную отметку. Пересдача не возможна, если зачет являлся административным контролем. ( см. Положение о зачетной системе РСОШ.) За все остальные виды работ неудовлетворительная отметка закрывается в результате пересдачи. Четвертая отметка выставляется по результатам зачетов. Если оценка спорная, то во внимание принимается средний арифметический балл за текущие отметки. за Тесты за Устный ответ за Практическую работу за Проект за Зачет

Слайд 10

Тест. Тест проводится на каждом уроке по теме изученного материала. Цель теста: Выявить проблемные вопросы, необходимые для повторения на уроках обобщения знаний в конце темы Тест представляет собой 10 вопросов со свободным ответом. Критерии оценивания теста: 10 правильных ответов отметка «5» 9=8 -------------------------- отметка «4» 7-6 --------------------------- отметка «3» 5 или менее----------------- отметка «2» Устный ответ Устный ответ предлагается каждому ученику с определенной периодичностью Цель устного ответа: 1. развивать речь ребенка 2. развивать умение работы со справочной и научной литературой. Тема задается учителем, а материал прорабатывает ученик (возможна помощь учителя.) После каждого устного ответа идет анализ, самоанализ и рефлексия ( см. Учебное общение) Оценивается по критериям устного ответа.

Слайд 11

Критерии оценивания устного ответа Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать: правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений самостоятельность ответа речевую грамотность и логическую последовательность ответа Отметка «5» полно раскрыто содержание материала четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений, опытов ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Отметка «4» раскрыто основное содержание материала в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. ответ самостоятельный определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях правильные и четкие ответы на вопросы уточняющего характера (позиция понимающий)

Слайд 12

Отметка «3» усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно определения понятий недостаточно четкие не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, допущены ошибки при их изложении допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определение понятий правильные и четкие ответы на вопросы наводящего и конкретизирующего характера ( позиция критик) Отметка «2» основное содержание учебного материала не раскрыто не даны ответы на вопросы наводящего и конкретизирующего характера допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии. Отметка «1» Ответ на вопрос не дан

Слайд 13

Критерии оценивания зачета Отметка «3» из 20 предложенных утверждений 17 верных Отметка «4» из 20 предложенных вопросов 18 верных Отметка «5» Из 5 предложенных задач в ответах 1-2 задач не полностью дан развернутый ответ Зачет Зачет проводится в конце изучения темы. Заложен в тематическое планирование программы Цель зачета : поверка знаний и умений на конец темы (освоение темы) Представляет собой набор дифференцированных заданий. Ученик в праве выбирать уровень сложности . на оценку»3» вопросы с однозначным ответом «да» и «нет» Число вопросов 20 на оценку «4» вопросы в выбором ответа Число вопросов 20 на оценку «5» ответы на биологические задачи Число задач в среднем 5. В результате за зачет выставляется фактически заработанная отметка. В старшем звене 10-11 классы зачеты проводятся в форме ЕГЭ Критерии оценивания (см. приложение 1.)

Слайд 14

Рейтинговая система оценивания- один из возможных способов оценки работы учащихся, позволяющий создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса. Суть рейтинговой системы состоит в том, что начиная с начало учебного года и до его окончания, полученные учеником баллы за все виды учебной деятельности, суммируются. По количеству набранных баллов учитель выставляет четвертные и годовые «пятибальные» оценки.

Слайд 15

Рейтинг – отнесение к тому или иному классу, разряду, показатель успешности чего-либо (англ. rating – оценка). В образовании рейтинг - ранжирование обучающихся в группе по результатам комплексной, суммарной оценки их достижений в течение процесса обучения. Рейтинг дает возможность реализовать индивидуально ориентированное обучение через сравнение достижений каждого ученика с его предыдущими результатами за определенный промежуток времени.

Слайд 16

Что дает рейтинговая система ученику? – новую возможность: самому распоряжаться своим временем; выбирать порядок выполнения учебных заданий; самостоятельно планировать их выполнение; постоянно получать информацию об успешности своих академических результатов; сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других обучающихся; углубляться в интересующие его области науки.

Слайд 17

Как составить рейтинг? Разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули (логические блоки); Определить нормативные баллы на все задания (или правила начисления баллов); Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать обучающийся. Составить для обучающихся свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание - рейтинговый регламент; На основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов; В конце четверти выставить общую оценку, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.

Слайд 18

Тема блока Кол-во часов Максимальное кол-во баллов Тема модуля Зачеты Дополнительные баллы Блок 1. Введение. Происхож­дение и начальные этапы развития жизни на Земле 10 100 Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи Возникновение жизни на Земле + Презентации учащихся Блок 2. Учение о клетке 18 100 Химическая организация клетки + Семинар Метаболизм - основа существования живых организмов Семинар Строение и функции клеток + Семинар Блок 3. Размножение и раз­витие организмов Размножение организмов Презентации учащихся Индивидуальное разви­тие организмов (онтогенез) + Семинар Блок 4. Основы генетики и селекции 22 100 Основные понятия генетики. Закономерности насле­дования признаков + Семинар Разбивка учебного материала на блоки-модули по биологии

Слайд 19

Максимальное количество баллов , которое может получить ученик за выполнение всех обязательных заданий по теме, - 100. Обязательные задания включают: устный ответ на уроках - 10 баллов (соответствует оценке "5"); активная работа на уроке - 5 баллов; выполнение проверочного теста - 10 баллов (за максимальное количество правильных ответов, предусмотренных в тесте); лабораторная работа - 10 баллов; дополнительное сообщение по теме - 10 баллов; контрольная работа - 20 баллов; рубежный тест - 20 баллов; устный зачет - 30 баллов.

Слайд 20

Помимо выполнения обязательных заданий по курсу, учащийся может набрать дополнительные баллы за непредусмотренные виды работ: ведение тетради в соответствии с единым орфографическим режи­мом - 10 баллов (в конце полугодия); выполнение сообщения с презентацией - 20 баллов за каждое со­общение, т. к. таких форм работы бывает немного. Для того чтобы работа учащегося по предмету была систематической в течение всего полугодия, необходимо вводить не только поощрительные баллы, но и штрафные: за отсутствие на уроке без уважительной причины - минус 5 баллов; опоздание на урок - минус 2 балла; не выполненное домашнее задание - минус 5 баллов.

Слайд 21

Нормативы итогового рейтинга, на основании которого выставляется оценка по блоку или за полугодие: "отлично" - 80-100 баллов; "хорошо" - 60-79 баллов; "удовлетворительно" - 45-59 баллов; "неудовлетворительно" - менее 45 баллов.

Слайд 22

Тема модуля Тема урока Количество баллов за урок Дополнительные баллы Общая сумма баллов за тему Распечатанные индивидуальные листы учета баллов учащиеся вклеива­ют в свои рабочие тетради Индивидуальный лист учета баллов учащегося Ф. И. учащегося Дата Тема модуля Тема урока Количество баллов за урок Дополнительные баллы Общая сумма баллов за тему В сводной ведомости индивидуальных листов учета баллов учащихся проставляются баллы за работу всего класса (табл. 3). По мере прохождения темы подсчитываются баллы и строятся диаграммы рейтинга учащихся: по неделям (текущий рейтинг - сумма баллов, набранная учащими­ся по всем видам работ); по окончании предметных модулей (контрольный рейтинг - сумма баллов за модуль); по окончании полугодия или года (максимальный рейтинг - сумма баллов, набранная за полугодие или год). Сводная ведомость индивидуальных листов учета баллов

Слайд 23

Индивидуальный рейтинговый лист учащегося Рейтинговый лист ученика (цы) 10 класса ________________________________ Тема: "ПРОИЗВОДНАЯ" (29 часов), § 37-46 110-130 баллов – "отлично", 90-109 баллов – "хорошо", 70-89 баллов – "удовлетворительно".

Слайд 24

Рейтинговая шкала за I полугодие 10 класс Предмет Алгебра и начала анализа Геометрия № п/п Ф.И. учащегося I модуль II модуль III модуль Всего баллов I модуль II модуль Всего баллов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.

Слайд 25

Накопительная система Цели и задачи: повысить ответственность учеников за результаты своего обучения; развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию; уменьшить число «необучаемых» учеников; обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся, для лучшей реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения .

Слайд 26

Название органоида клетки Выполняемая функция Клеточная мембрана Цитоплазма Ядро Эндоплазматическая сеть с рибосомами Лизосомы Митохондрии Аппарат Гольджи Клеточный центр УРОК 5. СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ. КЛЕТКА. (Запишите тему в тетради и выполните задания) Запишите определение науки « Цитология » (1 балл) 2. рассмотрите клетку животного и растения в микроскоп(микроскоп выдаёт учитель) Зарисуйте строение клетки, подписав следующие органоиды: ЯДРО, ЦИТОПЛАЗМА, МИТОХОНДРИИ, АППАРАТ ГОЛЬДЖИ, ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ С РИБОСОМАМИ, ЛИЗОСОМЫ, КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА. (3 балла) 3. Заполните таблицу: СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ ЖИВОТНОГО (5 баллов) 4. Сравните строение клеток растения и животного. Найдите отличия и перечислите их (2 балла) 5. В каком органоиде находятся ХРОМОСОМЫ, хранящие наследственную информацию клетки? (1 балл) Итог : 11-12 баллов- « 5 » 7-10 баллов- « 4 3-6 баллов- « 3 » Менее 3 баллов- « 2 »

Слайд 27

Ученикам накопительная система оценки знаний позволяет: осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей оценки по данной дисциплине; четко понимать систему формирования итоговой оценки; своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины: углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение года; вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы. Учителям рейтинговая система позволяет: рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу школьника; иметь объективную картину усвоения изучаемого материала; своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля; точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости.

Слайд 28

Этапы внедрения накопительной системы оценивания знаний учащихся: 1.Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником. 2.Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей. 3.Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал и индивидуальный маршрутный дневник. 4. Подведение итогов и перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневники.

Слайд 29

Критерии оценивания Баллы Посещение уроков 0,5 Готовность к уроку 0,5 Выполнение домашнего задания 5-10 Ведение тетради 0,5 – 1 Работа на уроке: Слушал и переписывал Выполнял по образцу или алгоритму (без объяснения) Выполнял при помощи учителя или одноклассников (без объяснения) Выполнял при помощи учителя или одноклассников (с объяснениями) Выполняет самостоятельно (с объяснением) До 10 1 3-4 5-6 7-8 9-10 Решение задач (по уровням) До 10 Сообщение или реферат 5-10 Исследовательская работа 30-50 Практическая работа До 10 Контрольная работа (по уровням) До 20 Срезовая работа До 10 Устные ответы 3-5 Конспект 5 Творческая работа До 10 Критерии оценивания достижений учащихся при изучении определенной темы Можно набрать дополнительные баллы за участие в предметных олимпиадах и конкурсах разного уровня: Школьный – 1 балл; Муниципальный – 2балла; Республиканский – 3 балла; Федеральный – 4 балла; Международный – 5 баллов. За участие в дистанционных конкурсах начисляется дополнительно 1 балл.

Слайд 30

Отношение набранной суммы баллов за дисциплину Оценка по дисциплине 91% и более 5 76-90% 4 50-75% 3 оценка % выполнения работы 5-балльная работа 10-балльная работа 20-балльная работа «3» 50 – 75 2 – 3,75 5 – 7,5 10 – 15 «4» 76 – 90 3,8 – 4,5 7,6 – 9 15,2 – 18 «5» 91 – 100 4,6 – 5 9,1 – 10 18,2 – 20 Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы) БАЛЛЫ Базовый уровень Повышенный уровень Не превышает 25% 1,0 – 2,0 1,0 – 3,0 Не превышает 50% 2,1 – 4,0 3,1 – 5,0 Не превышает 75% 4,1 – 5,0 5,1 – 7,0 Превышает 75% 5,1 – 7,0 7,1 – 10,0 Перевод баллов в оценку по традиционной шкале Родителям для контроля предоставляется шкала перевода баллов в оценки: : Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ

Слайд 31

Важно, чтобы при использовании накопительной системы, фиксировалось всё, что делают ученики. Ученик считается достигшим высшего уровня овладения предметом, если набирает к концу учебного периода 95-100% максимального значения. Маршрутный дневник ученика 8а класса Тимофеева Миши Тема: степень окисления Баллы Рейтинговая оценка Самооценка Итоговая оценка Посещение уроков 0,5 Готовность к уроку 0,5 Выполнение домашнего задания 10 Ведение тетради 1 Работа на уроке: Выполняет самостоятельно (с объяснением) 10 Решение задач (по уровням) 9 Сообщение или реферат 5 Исследовательская работа Практическая работа 10 Контрольная работа (по уровням) 18 Срезовая работа 7 Устные ответы 5 Конспект 5 Творческая работа Дополнительные баллы Итого: 83 балла 4 4 4

Слайд 32

В отличие от традиционной оценочной системы, накопительная система - направлена на дифференциацию уровня знаний ученика позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

Слайд 33

Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альтернативные способы оценивания младших школьников на уроках физической культуры

В педагогический контроль мы включаем текущий учет, дающий информацию о степени усвоения программного материала тем или иным учеником; и тестирование двигательной подготовленности учащихся. Эти ...

Мастер-класс на тему "Анализ задач и альтернативные методы решений"

различные решения некоторых экзаменационных заданий....

Су-джок- как альтернативный метод и прием способствующий интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной деятельности педагогов

Су-джок- как альтернативный метод и прием способствующий интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной деятельности педагогов/...

Мастер-класс по теме: " Альтернативные методы счёта"

Всем известно, какую роль в школьном курсе обучения имеют вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии, черчению  и т.д. нельзя решить, не обладая навы...

«Портфолио ученика - альтернативный способ оценивания и контроля достижений человека. Правила оформления и ведения».

"Портфолио ученика - как альтернативный способ оценивания и контроля достижений человека. Правила оформления и ведения"....

Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.

Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...

Система контроля и использование альтернативных способов оценивания обучающихся на уроках ОБЖ

Использование альтернативных способов оценивания позволяет разрешить противоречие, между: традиционной ориентацией на оценку знаний, умений и навыков учащихся, как критерий качества образования и...