Работа в паре на воспитательских занятиях. Методика проведения и организация.
статья (7 класс)

Шиманович Елена Альфредовна

В статье рассматривается методика проведения и организация занятий на которых воспитанники работают в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_pare_na_vospitatelskam_zanyatii.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Шиманович Е.А.  воспитатель

                       ГБОУ школа-интернат № 576 с углубленным

                изучением предмета физическая культура

                            Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Работа в паре на воспитательском занятиях.

Методика проведения и организация.

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова. Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая вместне, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно.

При правильной организации групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации.

Все ныне известные инновационные технологии обучения в школе так или иначе тяготеют к организации работы малых групп.

Понятием «малая группа» обычно обозначает относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях образовательного процесса такая группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и нравственно- воспитательных задач. Групповая работа на занятиях весьма привлекает школьников, а также воспитателей, работающих с ними.

В результате групповая работа активизирует процесс обучения школьников, создает широкую базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными умениями, как постановка целей, контроль, оценка.

Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится важным участником общего дела - ведь от его труда зависит результат всей группы. В этих условиях школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – организации индивидуальной самостоятельной учебной деятельности.

Преимущества групповой формы работы.

Во-первых, происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса, т.к. результаты учения в существенной мере зависят от его мотивов. В развитии интереса к учебе большую роль играет потребность детей в эмоциональном контакте.

Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.

В-третьих, в процессе общения, учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания.

Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

  • Возрастает глубина понимания усваиваемого материала;
  • Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
  • Сплоченность детского коллектива группы возрастает;
  • Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;
  • В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
  • Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду воспитателя.
  • Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
  • Воспитатель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
  • Воспитательная работа становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Организация занятия.

Задачи воспитателя при организации групповой работы:

  • выступает, как организатор самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся,
  • учит объяснить цели предстоящей работы;
  • учит самостоятельно добывать нужные знания;
  • учит критически осмысливать полученную информацию;
  • учит делать выводы и аргументировать их;
  • учит решать возникающие проблемы, используя добытые факты.

Принципы формирования групп:

  • группы создаются на различных этапах занятия в зависимости от дидактических, психологических и управленческих целей воспитателя и результатов контроля;
  • от этих же целей зависит и состав группы;
  • каждая группа существует столько времени, сколько ей отводится на решение предложенной задачи;
  • группа получает задачу на строго ограниченное время и по истечении этого времени отчитывается о результатах работы;

Групповая деятельность учащихся на занятии складывается из следующих элементов:

  1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, единая общая цель, краткий инструктаж воспитателя.
  2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей, функций.
  3. Работа по выполнению учебного задания.
  4. Наблюдение воспитателя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
  5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
  6. Сообщение учащихся по вызову воспитателя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством воспитателя, дополнение и исправление, дополнительная информация воспитателя и формулировка окончательных выводов.
  7. Индивидуальная оценка работы групп и коллектива в целом.
  8. Сотрудничество и взаимопомощь.
  9. Открывая дополнительные дидактические и воспитательные возможности, групповая работа требует от воспитателя более тщательной и продуманной подготовки к занятию, знания индивидуально-психологических особенностей учащихся группы.

Виды отчета могут быть следующими:

  1. Вся группа отчитывается назначенному воспитателем ученику
  2. Вся группа отчитывается воспитателю без привлечения других учеников.

Один представитель группы по выбору воспитателя или детского коллектива микрогруппы рассказывает свою задачу всему коллективу.
Методика занятия.
Воспитатель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

  1. он может контролировать,
  2. организовывать,
  3. оценивать работу учеников,
  4. участвовать в работе группы,
  5. предлагать участникам разные варианты решений,
  6. выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • раздача дидактического материала;
  • планирование работы в группе;
  • индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • сообщение о результатах работы группы;
  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Организация на уроке парной работы учащихся.

При организации парной работы два ученика выполняют какую-то часть работы совместно. Если все пары выполняют одно и то же задание — работа единая, если разные — дифференцированная

Из моих наблюдений:

  1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
  2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать коллектив во время занятия на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом, и все вместе предупредите воспитателя до занятия".
  3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, воспитатель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
  4. Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут занятия в 1 классе и более половины занятия со 2 класса - это может привести к повышению утомляемости.
  5. Нельзя требовать абсолютной тишины. Во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю.
  6. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив воспитателю до звонка)

Заключение

При систематической организации групповой и парной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)

Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...

Методическая разработка на тему: "Методика проведения практических занятий по экономике организации (предприятия) и по экономике отрасли"

В методической разработке рассматриваются приемы и методы, которые целесобразно применять на практических занятиях по экономике организации (отрасли), обосновывается необходимость применения активных ...

"Методика проведения и организации подвижных игр"

Материал по организации и проведению подвижных игр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м

Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях.     Про...

Организация и методика проведения занятия вязания крючком.Тема занятия «Картина «Храм»»

Цель занятия:- формирование умения приклеивать цепочку из воздушных петель на готовый рисунок.Задачи:- научить работать над картиной последовательно;- развивать художественное творчество у воспитанник...

Особенности организации и методика проведения учебно-тренировочного занятия по футболу

В настоящее время специалисты в области спорта большое внимание уделяют развитию двигательных возможностей спортсмена, планированию учебно-тренировочной работы соответственно возрастным особенностям и...

Работа в паре: методика организации деятельности обучающихся.

Актуальность исследования: Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученнос...