Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка»
рабочая программа

Федорова Анастасия Сергеевна

Чтение – уникальный феномен культуры, и в каждой стране оно выполняет функции, далеко выходящие за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей общества. Специалисты в области чтения отмечают, что оно  является очень чутким, надёжным, универсальным показателем состояния в обществе в целом. Грамота у всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Только так и должно быть!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop._obshcherazviv._programma_chitalochka.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

 

СОГЛАСОВАНО:                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

решением                                                                                         Директор

педагогического совета                                                

                                                                                                           ___________Н.Н. Грачева

                                                                                                          30 августа 2018 года

Дополнительная общеразвивающая программа

«Читалочка»

                                                     

                                                       

   Специалист:

воспитатель

                                                              Федорова А. С., первая квалификационная категория      

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ………………………………………………….3
  2. Цели, задачи ……………………………………………………………..5
  3. Учебно-тематический план ……………………………………………..6
  4. Содержание программы …………………………………………………27
  5. Годовой календарный учебный график ……………………………….29
  6. Организационно - педагогические условия реализации программы...29
  7. Планируемые результаты ……………………………………………….30
  8.  Оценочные и методические материалы ……………………………….30

- Формы контроля ……………………………………………………….30

- Критерии отслеживания усвоения программы ……………………...30

- Воспитательная работа ………………………………………………...31

- Литература ……………………………………………………………...31

  1. Приложение ……………………………………………………………....32

                                                                                 

  1. Пояснительная записка

«Испокон века книга растит человека»

(русская пословица)

Чтение – уникальный феномен культуры, и в каждой стране оно выполняет функции, далеко выходящие за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей общества. Специалисты в области чтения отмечают, что оно  является очень чутким, надёжным, универсальным показателем состояния в обществе в целом. Грамота у всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Только так и должно быть!

Родители, наделённые тонким педагогическим чутьем, и сотни лет назад начинали обучение своих малышей чтению чуть ли не с пелёнок.                                                                                                                 Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, произошедших в последнее время, статус чтения, его роль, отношения к нему сильно изменились.                                                                                                                           Многие родители считают, что чтение – это не только задача по обучению детей элементарным навыкам. Чтение детей – это ключ к жизни в современном информационном пространстве. Не секрет, что многие родители хотели бы, чтобы их ребенок научился читать еще до поступления в школу. И в этом есть рациональное зерно, ведь ничто не способствует интеллектуальному развитию так, как   чтению. Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать. Поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.    В обучении чтению существуют как бы два пласта-теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение чтением - это совсем другая задача. И если у 6 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление.  Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется

безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.                                                                                                                                                        Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы - сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные

звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается    стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Педагогу следует подбадривать ребенка, хвалить его, если не за точность

и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.

Уровень и качество сформированности  связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к  чтению   являются игровые технологии.

Игровые технологии позволяют:                                                                        

•        поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;        создают игровую мотивацию, стимулируя  детей  к деятельности;

•        вовлекают в  процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;

•        позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;

•        доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,

•        повышают  уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Таким образом, исходя из актуальности  использования   игровых технологий во время занятий разработана  Программа  дополнительного образования «Читалочка».

Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников правильному чтению и рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками подготовительной группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.

Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе.

Пособие «Букварь» - это результат тридцатилетнего опыта работы логопеда Н.С.Жуковой. Оно сочетает в себе традиционную методику обучения грамоте с оригинальной логопедической методикой. Это позволяет не просто научить ребенка читать, но и предупредить будущие возможные ошибки на письме.

Наталья Жукова – известный логопед, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат оригинальные исследования развития речи у дошкольников, ее многочисленные научные труды опубликованы в отечественных и зарубежных изданиях. Имя Жуковой известно  в широких  кругах психологов, логопедов, педагогов. В основе обучения дошкольников чтению по авторской методике Н.С. Жуковой лежит слоговой принцип. Слог выступает в качестве единицы  чтения.

  1. Цели и задачи реализации  Программы по дополнительному образованию.

Цель программы:  познакомить дошкольников с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить детей слитному чтению слогов, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Задачи:

1. познакомить дошкольников с буквами, как знаками записи известных им звуков.

2.Учить правильной артикуляции звуков, умению определять место звука (буквы) в слове.

3.  Способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.

4. Учить слитному чтению слогов, состоящих из двух - трех звуков,  проводить анализ прочитанного.

5.  Сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге.

  1. Учебно – тематический план.

п/п

Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

1.

Вводное  занятие. Мониторинг.

Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги.  Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников.

1

2.

Изучение гласных звуков.

Знакомство дошкольников с  гласными буквами, формирование у детей стойких представлений о гласных  звуках, совершенствование артикуляционной моторики.

10

3.

Знакомство с согласными звуками.

 Знакомство дошкольников с согласными звуками и с соответствующими этим звукам графическими символами, обучение правильному произношению согласных звуков.

23

4.

Закрепление букв. Чтение и составление слогов.

Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза, упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, работа с разрезной азбукой.

20

5.

Итоговое занятие. Мониторинг.

Закрепление полученных на протяжении всего курса обучения умений и навыков чтения: чтение и составление слогов, понимание смысла прочитанного, умение ориентироваться на странице книги.

2

итого:

56

                                                                                                        

Месяц

№ п/п

Тема занятия

Задачи занятия

Приемы

Материал

октябрь

1

Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги.  Диагностика

Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников. Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации    к занятиям.

1.Загадки

2 Д/И «Будь внимательным»

3Расматривание картинок.

4 Определение места звука в слове.

5Физминутка

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

6 Штриховка.

Иллюстративный материал, Задание со штриховкой на каждого ребенка.

простые карандаши, тетради в крупную

клеточку

(для первоклассников), магнитная доска.

2

Гласный звук IаI,; буква  А, а; стр 4.

Знакомство дошкольников с буквой «А»; совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников. Учить вычленять

их в словах.

Познакомить с

буквой У Знать,

что буква У-

гласная. Учить

распознавать

графическое

изображение.

Учить читать букву У в столбик. Учить печатать букву У

1 Загадка (Уши)

2 Д/И Игра « Кто

внимательный»

3 Рассматривание картинок, определение на какой звук начинаются

названия картинок.

4Показ буквы графического изображения буквы А

5Чтение по книжке, передвигая

пальчик от красной линии.

6Физминутка « Хома -хомячок»

7Штриховка буквы, печатание.

8 Итог

Буквари по количеству детей, простые карандаши, тетради в крупную

Клеточку. магнитная доска, магнитные буквы.

3

Гласный  звук, IуI; буква   У, у. стр 5.

формирование у детей стойких представлений о букве «У».

1Загадка (Волк, воет У-у-у)

2 Д/И «Услышишь звук У,хлопни в

ладоши»

3Рассматривание картинок

в букваре

4Показ графического

изображения

буквы У

5 Чтение по букварю,

передвигая

пальчик по вертикали,

читать в столбик

букву У

6 Физминутка «Вышли

пальчики

гулять».

7 Штриховка, печатание.

8 Итог.

Буквари на каждого ребенка, простой карандаш, тетрадь, буква У-

демонстрационная.

4

Гласный звук  IоI, буква  О,о стр 6.

Знакомство со звуком и буквой«О», совершенствование артикуляционной моторики.

1 Придумать слова, начинающиеся на

А и У.

2 Загадка (Ослик, Осы)

Определение

первого звука.

3 Игра «Будь

внимательным»

4.Показ графического

изображения

буквы О

5 Чтение по букварю в

строчку и в

столбик

6 Физ. минутка «Дикие

животные»

7 Штриховка и печатание

буквы О.

8 Итог.

Большие буквы А и У, картинки: ослик и осы. Буквари на каждого ребенка,

тетради, карандаши: красный и простой на каждого ребенка, мольберт.

5

Закрепление букв А. О, У. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание букв.

Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза.

1Игра «Будь

внимательным»

2.Показ графического

изображения

буквы О

3 Чтение по букварю в

строчку и в столбик.

4 Физ. минутка «Дикие

животные»

5 Штриховка и печатание

буквы О.

Буквы А,У,О, мольберт, буквари, тетради, простые карандаши на каждого

ребенка, проектор, ноутбук.

6

Согласные звуки IмI, IмI; буквы М;стр7.     Печатание букв.

Обучение дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М»

1Повторить буквы А, У, О

(найти в

конвертике)

2 Игра с мячом «Назови

слова на букву

О»

3 Рассмотреть картинки на

доске: дом,

дым, ком.

4 Звук М

согласный, может быть

мягкой и твердой,

обозначаем синей

или зеленой фишкой

(мишка, мышка)

4 Показ графического

Изображения буквы М

5 Чтение по букварю в

строчку и в

столбик.

6 Физминутка «Мы читали,

мы читали»

7 Печатание буквы.

8 Итог

Картинки: мышь, медведь, муха, дом, дым, ком. Буквари, цветные и простые карандаши на

каждого ребенка. Конвертики с буквами, карточка с фишками для звукового анализа слов,

тетради.

7

Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с стр 8. Печатание букв.

Формирование представления дошкольников о звуках [С] и [С'], познакомить с буквой «С»

1Найти в конвертике букву М.

2 Игра «Доскажи

словечко».

3 Игра «Камень – вата».

4 Загадки: сорока, стул,

санки

5 Показ графического

изображения

буквы С

6 Чтение по букварю

7 Физ.минутка «Ветер дует

нам в лицо»

8 Штриховка и печатание

буквы С.

9 Итог

Картинки: сорока, стул, санки. Буква С на магнитиках, буквари, тетради,

карандаши простые и синего цвета.

8

Закрепление букв М, С. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание слогов.

Совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны  речи.

1 Игра «Доскажи

словечко».

2 Игра «Камень – вата».

3 Загадки

5 Показ графического

изображения

буквы С, М

6 Чтение по букварю

7 Физ.минутка «Ветер дует

нам в лицо»

8 Штриховка

Букв С, М.

9 Итог

Буквы на магнитиках А,У,О,М,С, мольберт,, тетради, простые карандаши и

цветные. Полотно в клетку, маркер синего цвета. Полотно с буквами и движущимся по

дорожке

человечком.

На доске расположены буквы в разброс.

Итого: 8 занятий

ноябрь

1

Учимся соединять буквы  А,У. стр 9.

Обучение соединению букв; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.

1 Закрепление изученных

букв: А, У, О,

М, С.

Игра: «Какой буквы не

стало».

2 Обозначение букв фишками: красная, синяя, зеленая.

3 Чтение слогов АУ и УА по

букварю.

(хоровое и

индивидуальное).

4 Физ. минутка «Дикие

животные»

водить пальчиком

от одной буквы к

другой, свободно

читать слоги из

двух гласных.

5 Печатание в тетради

слогов АУ и УА.

6 Определение слогов в немой

артикуляции воспитателя.

7 Итог

Буквы на магнитиках А,У,О, буквари, на каждого ребенка,

индивидуальные тетради, простые карандаши, конвертики с буквами.

2

Чтение  буквы, чтение слогов. УА,АУ. стр 10.

Обучение чтению слогов; Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза

1 Хоровое чтение букв у доски

(появляются буквы по

очереди).

2 Чтение слогов в букваре (хоровое и индивидуальное).

3 Анализ прочитанных

слогов.

4 Физ. минутка «Хомячок»

5 Работа в тетрадях,

печатание слогов.

6 Итог.

Буквы на магнитиках А,У,О, буквари, на каждого ребенка,

индивидуальные тетради, простые карандаши, конвертики с буквами. Проектор, ноутбук.

3

Соединяем буквы, читаем слоги. АМ,УМ, УА,АУ. стр 11-12.

Совершенствование умения соединять  буквы, чтение слогов; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.

1 Чтение слогов по букварю.

2 Звуковой анализ слогов

АМ, УМ

3 Складывание слогов из

разрезной

азбуки.

4 Физ. минутка «Ветер дует

нам в лицо»

5 Работа в тетрадях,

печатание слогов.

6 Итог

Мольберт, буквы на магнитиках А,М, полотно с дорожкой и движущимся

человечком. Буквари, тетради, простые карандаши, конвертики с разрезной азбукой.

4

Соединяем буквы, читаем слоги. АС,УС,ОС. Определение слогов в словах.; стр13.

Обучение умению соединять буквы, читать  слоги; способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.

Игра сядет на стульчик,

тот у кого в

имени есть звук А

2 Загадки: Сосулька, слон,

солнце

3 Составление слогов из разрезной

азбуки: : АС, ОС, УС, ОМ, УМ.

4 Чтение в букваре стр 13

5 Физ. минутка

«Здравствуй»

6 Работа в тетрадях

7 Итог.

Магнитные буквы: А,У,М, мольберт, буквари, тетради, простые

карандаши.

5

Учимся соединять буквы  МА, МУ; стр14-15.

Обучение умению  соединять буквы; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.

1 Придумаем слова, которые

начинаются со звука М или Мь

2 Игра «Запомни и повтори»

(разрезная азбука)

3 Чтение в букваре

Физ. минутка «Здравствуй»

4 Игра «Доскажи словечко»

5 Работа в тетради, печатание слогов.

МА, АМ

6 Итог

Мольберт, магнитные буквы, буквари, тетради, простые карандаши,

конвертики с разрезной азбукой.

6

Читаем слитно СА, СУ, СО,МА,МУ,МО,АС,ОС,УС,АМ,ОМ,УМ. Определение слогов в словах; стр16.

Закреплять умение  читать слитно слоги,   развивать  навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.

1 Загадка про маму

2 Выкладывание слова МАМА из

разрезной азбуки

2 «Хлопушки» (С)

3 Составление слогов из

разрезной азбуки.

4 Физ. минутка «Яблоко»

5 Чтение по букварю

6 Работа в тетради

Печатание слогов.

7 Итог

Мольберт, магнитные буквы, конвертики с разрезными буквами на

каждого ребенка, буквари, тетради, карандаши, презентация с заданиями «В гостях у Маши и Миши».

7

Звуковой анализ слогов. Деление слов на слоги, определение слогов в словах; стр 17.

Закреплять умения и навыки звукового анализа слогов, деления слов на слоги.

1Читаем слоги на доске

двухбуквенные

2 Читаем трехбуквенные

слоги из трех

букв

САМ,СОМ,ОСА

3 Читаем в букваре

4 Физ. минутка «Быстрая речка»

5 Печатание в тетради

6 Итог

Мольберт, магнитные буквы, буквари, тетради, простые карандаши,

конвертики с разрезной азбукой.

8

Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама; стр 17.

Закреплять умения делить предложение на слова.

1Выкладывание слов Сам, САМА из разрезной азбуки

2 «Хлопушки» (С)

3 Составление слогов из

разрезной азбуки

4 Читаем в букваре

5 Физ. минутка «Быстрая речка»

6 Деление предложения на слова.

7 Итог.

Мольберт, буквари, тетради, простые карандаши, разрезная азбука на каждого

ребенка, буквы на магнитах.

Итого: 8 занятий

Декабрь

1

Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова:     МУХА.  Составление предложений со словом СУХО. Печатание слогов;стр 18-19.

познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х»

1 Загадки: Хлеб, хомяк, петух,

2 Угадайте какой звук я выделяю

(петух, храбрец, хорек)

3 Знакомство с

графическим

изображением буквы Х

4 Чтение в букваре

5 Физ.минутка «Хомячок»

6Составление слогов из

разрезной

азбуки САМ, САМА СОМ,

АХ, ХО

7 Работа в тетрадях печатание слогов

ХА,ОХ, УХ.

8 Итог.

Мольберт, магнитные буква Х,А,О,У,М, буквари, тетради, простые

карандаши.

2

Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р. Заглавные  буквы, слова с этими буквами. Печатание слогов.стр 20-21.

обучить дошкольников  синтезу слоговых сочетаний, содержащих  звуки [Р] и [Р']

1 Загадки: Рыба, радуга, репка.

2 Игра «Вода – камень»

3 Знакомство с буквой Рр

4 Чтение по букварю

5Чтение слогов с доски (РА, СУ, ХОР

6 Физ. минутка «Яблоко».

7 Работа в тетрадях

8 Итог

Картинки: рыба, радуга, репка; мольберт, буквари, тетради, простые и

цветные карандаши. Человечек, дорожка, магнитные буквы.

3

Согласный звук IшI, всегда твердый ; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов.  Печатание слогов; стр22.

сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш»

1 Загадки (Шарик, шарф,

шапка)

2 Игра «Хлопушки»

3 Знакомство с

графическим

изображением буквы Ш

4 Чтение по букварю

5 Физ. минутка

6 Штриховка в тетради

7 Итог

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, тетради, простые и цветные

карандаши.

4

Дифференциация звуков и букв С,Ш Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; стр23.

Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, работать с разрезной азбукой.

1 «Прятки»

2 Чтение на доске

3 Чтение в букваре

4 Физ.минутка

5 Печатание в тетрадях

6 Итог

Мольберт, магнитные буквы, буквари, тетради, карандаши.

5

Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов,  которые начинаются на Ы. Звуковой  анализ слов МИШКА,  МЫШКА. Печатание слогов;стр24.

познакомить дошкольников с буквой «Ы»

1 Хор-хоры, шар- шары, ус-усы,

рама- рамы, роза -розы. Какой звук я выделяю?

2 Чтение на доске СЫ, РЫ, МЫ

3 Чтение в букваре

4 Физ.минутка

5 Штриховка в тетради

6 Итог

Игрушка Зайчонок, разрезные буквы на каждого ребенка, буквари,

тетради, карандаши: простые и цветные, мольберт, буквы на магнитиках.

6

Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов; стр25.

познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л»

1 Загадки: ЛУК, ЛОПАТА, ЛОЖКА

2 Звуковой анализ звука Л и ЛЬ

3 Показ графического

изображения

буквы Лл

4 Штриховка в тетрадях.

5 Физ. минутка

6 Чтение в букваре.

7 Итог

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Лл

 тетради, простые и цветные

карандаши.

7

Дифференциация звуков и букв Л, Р. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; стр26.

Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, работать с разрезной азбукой.

1 «Хлопушки»

2Придумывание,

предложения из

двух, трех слов

3 Складывание из разрезной азбуки Лу-ша, Мы-ло.

4 Чтение предложений в

букваре

5 Физ. минутка

6 Печатание в тетради

7 Итог

Мольберт, буквари, тетради, простые карандаши, разрезная азбука на каждого

ребенка, буквы на магнитах.

8

Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту;стр28-30.

познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н»

1Игра «Хлопушки»

2 Составление из разрезной

азбуки НОС, СЫН

3 Чтение в букваре

4 Физ. минутка «Раз- два»

5 Печатание в тетради

6 Итог

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Нн, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

Итого: 8 занятий

Январь

1

Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к. Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений. Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах; стр31-32.

сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К» способствовать развитию интереса и способностей к чтению;

1 Загадки

2 Звуковой анализ звука К и КЬ

3 Показ графического

изображения

буквы Кк.

4 Штриховка в тетрадях.

5 Физ. минутка «К речке быстрой»

6 Чтение в букваре.

7 Итог

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Кк, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

2

Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Печатание слогов;стр33.

познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом

1 Загадки

2 Звуковой анализ звука Т и ТЬ

3 Показ графического

изображения

буквы Кк

4 Штриховка в тетрадях.

5 Физ. минутка «К речке быстрой»

6 Чтение в букваре.

7 Итог

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Тт, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

3

Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И. Печатание слогов;стр34-36.

сформировать представления дошкольников о звуке [И], познакомить с буквой «И».

1 Игра «Хлопушки»

2 Показ графического

изображения

буквы Ии

3 Чтение в букваре

4Составление из разрезной

азбуки имен детей изчетырех букв

Ни-на,Ми-ла,Си-ма

5 Физ. минутка

6 Печатание в тетради

7 Итог

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Ии, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

4

Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов;стр37-38.

сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением

1 Придумывание слов, в составе, которых есть звуки м, и, к, п.

2 Составление слов из

разрезной

азбуки: : Па-па, Па-ша, па-ра.

3 Чтение в букваре стр 37

5 Физ. минутка

«Здравствуй»

6 Работа в тетрадях

7 Итог.

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Пп, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

5

Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Печатание слогов;стр39.

познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З»

1.Загадки

2 Звуковой анализ звука З и ЗЬ

3 Показ графического

изображения

буквы Зз

4 Штриховка в тетрадях.

5 Физ. минутка «По дорожке»

6 Чтение в букваре.

7 Итог

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Зз, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

6

Согласные звуки звонкие и глухие. Дифференциация звуков и букв З,С;стр 40-41.

совершенствовать артикуляционную моторику, развивать интонационную сторону  речи.

1 «Хлопушки» звук З

2 Чтение слогов с доски

3 Составление слов из разрезной

азбуки

4Показ графического

изображения

буквы З-С

5 Чтение по букварю.

6 Физ. минутка «Вышли

пальчики гулять»

7 Чтение в букваре

8Печатание в тетради

9Итог

Мольберт, магнитные буквы, буквари, тетради, карандаши, презентация, ноутбук, проектор.

Итого: 6 занятий

Февраль

1

Согласный звук IйI; буквы Й, й. Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. Печатание слогов;стр42-44.

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й»

1 «Хлопушки»

2 Чтение с доски

3 Показ графического

изображения

буквы Йй

4Чтение в букваре.

5Выкладывание слогов из

разрезной

азбуки. (ай.ой.ый,ий,ей)

6 Физ. минутка «Хома

хомячок»

7 Работа в тетрадях. Штриховка в тетрадях.

8 Итог.

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Йй, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

2

Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения.     Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов;стр45-46.

научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г»

1Придумывание слов, в составе

которых есть звуки г, п, у, з.

2 Сложить из букв слоги: га,ги,гу.

Слово: но-га, го-ра, гу-си.

3 Чтение в букваре

4 Физ. минутка «К речке быстрой»

5 Работа в тетрадях

6 Итог

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Гг, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

3

Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.  Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание слогов.стр47-50.

научить  дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В»

1.Чтение по букварю слогов

2. Выкладывание слогов из

разрезной

азбуки.(ва. во. вы, ви)

3. Игра «Хлопушка» (В)

4Придумывание слов, в составе

которых есть звуки г, к, в.

5 звуковой анализ слов: и-ва, ва-за, со-ва

6. Физ. Минутка

«Буратино»

7. Работа в тетради

печатание слогов.

8. Итог

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Вв, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

4

Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. Печатание слогов.стр51-52.

обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д».

1.Чтение по букварю

слогов, слов.

2.Выкладывание слов из разрезной

азбуки.(дом, дым, душ)

3Придумывание слов, в составе которых есть звуки д ,т.

4 Сложить из букв слоги: да–та, до –то, ду – ту, ды – ты.

Слово: дом, том.

5. Игра «Хлопушка» (Д)

6. Физ. Минутка

«Буратино»

7. Работа в тетради

печатание слогов.

8. Итог

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Дд, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

5

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. Печатание слогов.стр53.

сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б»

1.Чтение по букварю слогов

2.Выкладывание слогов из

разрезной

азбуки. (ба, бо, бу, би. бы))

3. Игра «Хлопушка» (Б)

4. Физ. Минутка

«Буратино»

5. Работа в тетради

печатание слогов.

6. Итог

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Бб, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

6

Дифференциация  звуков и букв Б-П. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке;

стр54-57.

Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги,  работать с разрезной азбукой.

1Придумывание слов, в составе

которых есть звуки б, п

2Сложить из букв слоги: ба

–па, бу-пу, би-пи. Слово: бал-ка, пал-ка.

3 Чтение в букваре

4 Физ. минутка «К речке быстрой»

5 Работа в тетрадях

6 Итог

Мольберт, магнитные буквы, буквари, тетради, карандаши, презентация, ноутбук, проектор.

7

Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв . Познакомить с правилом написания сочетания – ЖИ. Печатание слогов. стр 58.

сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж».

1 Придумаем слова, которые

начинаются со звука Ж

2 Игра «Запомни и повтори»

(разрезная азбука)

3 Чтение в букваре

4.Физ. минутка

«Здравствуй»

5 Игра «Доскажи словечко»

6 Работа в тетради, печатание слогов.

жа, жо. жу.

7 Итог

 Игрушка ЖУК доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Бб, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

8

Дифференциация  звуков и букв Ж,З,Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке;стр59-60.

Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, работать с разрезной азбукой.

1Придумывание слов, в составе

которых есть звуки ж-з.

2 Сложить из букв слоги:жа –за,жу-зу,жи-зи.

3 Чтение в букваре

4 Физ. минутка «К речке быстрой»

5 Работа в тетрадях

6 Итог

Мольберт, магнитные буквы, буквари, тетради, карандаши, презентация, ноутбук, проектор.

Итого: 8 занятий

Март

1

Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов; стр 61-63.

познакомить детей со звуком и буквой «Е»

1.Загадки

2 Звуковой анализ звука Е.

3 Показ графического

изображения

буквы Ее

4 Штриховка в тетрадях.

5 Физ. минутка «По дорожке»

6 Чтение в букваре.

Ответы  на вопросы.

7 Итог

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Ее, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

2

Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова. Стр 64-67.

сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ]

Учить называть слова определенной структуры. Печатание слов.

1 «Прятки»

2 Чтение на доске

3 Чтение в букваре

4Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ,УГОЛ-УГОЛЬ.

5 Физ.минутка

6 Печатание в тетрадях

7 Итог

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы ь, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши, презентация

3

Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов  с буквой  Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Печатание слогов; стр 68.

сформировать представления у детей о звуке и букве «Я»; развивать навык самоконтроля и самооценки.

1.Загадки

2 Придумывание слов, в составе

которых есть звук Я.

3 Показ графического

изображения

буквы Яя

4 Штриховка в тетрадях.

5 Физ. минутка «По дорожке»

6 Чтение в букваре. Ответы на вопросы.

7 Итог

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Яя, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

4

Чтение текстов с буквой Я; стр 69-71.

Закреплять умение читать тексты, совершенствовать артикуляционную моторику, развивать интонационную сторону  речи

1.«Прятки»

2 Чтение на доске

3 Чтение в букваре

4 Физ.минутка «Раз- два»

5 Печатание в тетрадях

6 Итог

Мольберт, магнитные буквы, буквари, тетради, карандаши, презентация, ноутбук, проектор.

5

Буквы Ю, ю. Печатание слогов; стр72-73.

Научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук.

1.Загадки

2 Придумывание слов, в составе

которых есть звук Ю.

3 Показ графического

изображения

буквы Юю

4 Штриховка в тетрадях.

5 Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ,  СУ-СЮ, ДУ-ДЮ.

6 Физ. минутка «По дорожке»

7 Чтение в букваре. Ответы на вопросы.

8 Итог

 Игрушка ЮЛА, доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Юю, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

6

Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов;стр74-77.

Познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё»

1.Загадки

2 Звуковой анализ звука Ё.

3 Показ графического

изображения

буквы Ёё

4 Штриховка в тетрадях.

5 Физ. минутка «По дорожке»

6 Чтение в букваре.

Ответы  на вопросы.

7 Итог

 Игрушка ЁЛКА, доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Ёё, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

7

Дифференциация  звуков и букв Е-Ё. Чтение текста;стр78-79.

Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

1.«Прятки»

2 Чтение на доске

3 Чтение в букваре

4 Физ.минутка «Раз- два»

5 Печатание в тетрадях

6 Итог

Доска, буквари, тетради, ноутбук, проектор презентация с заданиями.

8

Мягкий согласный звук IчI; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. Печатание слогов;стр 80-81.

научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук.

1 Придумаем слова,  в которых

есть звук Ч

2 Игра «Запомни и повтори»

(разрезная азбука)

3 Чтение в букваре

4.Физ. минутка

«Здравствуй»

5 Игра «Доскажи словечко»

6 Работа в тетради, печатание слогов.

ча, чо. чу.

7 Итог

Настенные часы, доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Чч, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

Итого: 8 занятий

Апрель

1

Дифференциация  звуков и букв Ч,Ш,С,Ть. Чтение текста; стр82-83.

Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги, закреплять навыки в работе с текстом

1.Загадки

2 Придумывание слов, в составе

которых есть звуки Ч, Ш, С, Ть.

3 Анализ слогов с буквами: ЧУ- ЧА,  Са-Ша, ШУ.

4 Штриховка в тетрадях

5Физ. минутка «По дорожке»

6 Чтение в букваре. Ответы на вопросы.

7 Итог

Презентация «Путешествие с буквами», ноутбук, проектор, фишки,

Мольберт, магнитные буквы, буквари, тетради, карандаши.

2

Гласный звук IэI; буквы Э, э. Печатание слогов;стр84.

сформировать представления у  детей о звуке и букве «Э» Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на. за и др.).

1.Загадки

2 Придумывание слов, в составе

которых есть звук Э.

3 Показ графического

изображения

буквы Ээ

4 Штриховка в тетрадях.

5 составление предложений с предлогами (в, на. за и др.).

6 Физ. минутка «По дорожке»

7 Чтение в букваре. Ответы на вопросы.

8 Итог

Игрушка ЭКСКАВАТОР, доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Ээ, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

3

Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Печатание слогов;стр85.

познакомить детей со звуком и буквой «Ц»

1.Загадки

2 Звуковой анализ звука Ц.

3 Показ графического

изображения

буквы Ц

4 Штриховка в тетрадях.

5 Физ. минутка «По дорожке»

6 Чтение в букваре.

7 Итог

Игрушка Цыплята, доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Цц, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

4

Дифференциация  звуков и букв Ц,Ч,С. Чтение текста;стр86-87.

Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги.

1.Загадки

2 Придумывание слов, в составе

которых есть звуки Ц,Ч,С.

3  Штриховка в тетрадях.

5 Анализ слогов.

6 Физ. минутка «По дорожке»

7 Чтение в букваре. Ответы на вопросы.

8 Итог

Презентация «Путешествие с буквами», ноутбук, проектор, фишки,

Мольберт, магнитные буквы, буквари, тетради, карандаши.

5

Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф. Печатание слогов;стр88-89.

познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф' ], с обозначаемой их буквой «Ф».

1Игра «Доскажи

словечко».

2 Игра «Камень – вата».

3 Загадки

4 Показ графического

изображения

буквы Ф

5 Найти в конвертике букву Ф.

6 Чтение по букварю

7 Физ.минутка «Ветер дует

нам в лицо»

8 Штриховка и печатание

буквы Ф.

9 Итог

Фонарик, доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Ёё, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

6

Согласный звук IщI; буквы Щ, щ. Дифференциация  звуков и букв Щ,Ч,С. Чтение текста;стр90-92.

научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ»

1 Загадка

2 Угадайте какой звук я выделяю

3 Знакомство с

графическим

изображением буквы Щ

4 Чтение в букваре

5 Физ.минутка «Хомячок»

6Составление слогов из

разрезной

азбуки.

7 Работа в тетрадях печатание слогов

8 Итог.

Доска, магнитные буквы, картинки, буквари, картинка с  графическим

изображением

буквы Цц, разрезная азбука,

 тетради, простые и цветные

карандаши.

7

Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Печатание слогов; Алфавит. Стр 93-95.

сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ]

Загадка

2 Д/И «Услышишь звук мягкий

хлопни в

ладоши»

3 Рассматривание картинок

в букваре

4 Чтение по букварю.

5 Физминутка «Вышли

пальчики гулять».

6 Штриховка, печатание.

7 Итог.

Картинки: мышь, медведь. Буквари, цветные и простые карандаши на

каждого ребенка. Конвертики с буквами, карточка с фишками для звукового анализа слов,

тетради.

8

Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Печатание слогов; Алфавит.

Повторить

правильную артикуляцию

 звуков.

Определять место

 звуков в названиях картинок.

Учить узнавать

 буквы алфавита.

Читать слоги и

 слова,

 предложения

из 2-3 слов

на знакомые

буквы.

1Сказка о язычке. 2Игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать букву) 3Разучивание чистоговорок. 4Закрашивание картинок на определённый звук.

5Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки»,

5 «Найди слово», «Мама пошла в магазин», 6«Читатели», 7«Составь предложение»

Буквари, цветные и простые карандаши на

каждого ребенка. Разрезная азбука. Конвертики с буквами, карточка с фишками для звукового анализа слов,

тетради.

Презентация, ноутбук, проектор

Итого: 8 занятий

Май

1

Итоговое занятие.

«Страна Азбука»

закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.

1Игра «Какой звук?»

2 «Игра «Хлопушки»

3 «Соедини правильно»                                 4 звуковой анализ слогов и слов.

5 Физ. минутка «Буратино»

6.Чтение в букваре

7Составление слогов из разрезной азбуки

Работа в тетрадях

Итог.

Игра – путешествие с использованием ИКТ.

2

Мониторинг.

Изучение практического осознания элементов речи детьми, анализ выделения слова, фонемный анализ и анализ предложения.

При исследовании даются следующие задания.

1. Скажи одно слово.

2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.

3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении. Назови первое слово, второе, третье.

Итого: 2 занятия.

Итого в год: 56 занятий.

  1. Содержание программы.

Основные принципы обучения чтению.

Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических           принципах:

*принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

*принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

* принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого   материала на этапы и    в  преподнесении  его детям последовательными  блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию   речи;

*онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями

о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности.

С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Каждое изучение  звука и буквы может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия.

Реализуется следующая схема проведения занятия:

- прорабатываются упражнения для губ или язычка;

- уточняется  правильность  произношения звука;

- описывается  звук;

- игра со звуком;

- рассматриваются раскрашенные картинки на определённую букву;

-  знакомство с новой буквой;

-  читается стихотворение о букве;

-  работа с кассой букв;

- определение место звука в слове

-  физминутка

-  чтение

-  работа в тетради.                                                                        

На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются  игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение. Широко применяется  дифференцированный подход.

Чтобы успешно реализовать план-программу по обучению детей чтению используются разнообразные методы и приёмы:

  • заучивание стихотворений о букве,
  • небольшой рассказ-беседа, рассматривание,
  • наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, закрашивание только гласных,
  • словесные игры,
  • дидактические игры: «Кто здесь живёт? » (составить животное из букв разрезной
  • азбуки», «Цепочка слов», «Бросаемся слогами»,
  • «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках, «Дополни предложение» (или игра «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, «Буквоежки» (внутри большого слова найти маленькое слово, например, ЭКРАН-КРАН).
  • работа с букварём Жуковой Н. С, чтение слогов.
  • работа в тетради: печатание буквы, штриховка.

  1. Годовой календарный учебный график

Объем образовательной нагрузки

Подготовительная группа

В неделю

2

В месяц

8

В год

56

Время НОД

30 минут

Время в неделю

60 минут

Время в месяц

4 ч.

Время в год

28 ч.

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена детям подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет.

Форма организации занятий: подгрупповая.

Общее количество: 56 занятий.

Продолжительность занятий 2 раза в неделю по 30 минут.

Итоговое занятие в индивидуальной или подгрупповой форме с присутствием родителей проводится в апреле.

  1. Организационно – педагогические условия реализации программы.

Занятия по реализации данной программы проводятся в групповой комнате. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются  в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона групповой комнаты укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской.

Демонстрационный материал:

1 Мольберт

2 Крупные буквы на магнитиках

3 Предметные картинки

4 Карточки для звукового анализа слов (на магнитиках)

5 Фишки: зеленая, синяя, красная (на магнитиках)

6 Полотно в клетку, для показа, как правильно печатать буквы.

7 Маркеры: синий, зеленый, красный.                                                          

Раздаточный материал:

1 Буквари

2 Конвертики с разрезной азбукой, комплект на каждого ребенка.

3 Карточки для звукового анализа слов, на каждого ребенка.                                

4 Фишки: зеленая, синяя, красная на каждого ребенка.

5 Цветные карандаши.

6 Простые карандаши.

  1. Планируемые результаты.

Обучающие  умеют:

*достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова  с определенным звуком, определять место звука в слове;

* владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

* свободно читать слоги и трёхбуквенные слова;

* правильно согласовывать слова в предложении;

* понимать смысл прочитанного;

* составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать

предложение нужным по смыслу словом и т.п.;

*ориентироваться на странице книги;

* правильно использовать предлоги;

* правильно произносить звуки.

                                                                                                

  1. Оценочные и методические материалы.

-  Формы контроля:

Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального  занятия с присутствием родителей. Своеобразным  показателем эффективности проводимых занятий  могут быть  отзывы  родителей о повышении интереса к обучению чтению.

Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.                              На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса:

они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий  и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

-  Критерии отслеживания усвоения программы:

В начале и в конце обучения чтению проводится  диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой  строится  работа педагога. Она составлена в соответствии с системой работы по обучению чтению и основывается на диагностике Д.Б. Эльконина (см. приложение 1.)                                                

                         

- Воспитательная работа:

- Воспитывать старательность, усидчивость.

- Воспитывать любовь к чтению.

- Литература.

1.  Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С. Жукова. – М .: Эксмо, 2007.

2.  Бортникова Е.Ф. РАЗВИВАЕМ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.

Для детей 5-6 лет: тетрадь. Часть 1; Часть 2 – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.

3.  Волкова Г.А.Логопедическая ритмика.М.,1998.

4.Гомзяк О.С..Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007

5.  Крупенчук О.И.. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005

6.  Пожиленко Е.А.. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,200

7. Серия тетрадей «Папка дошкольника»  «Чтение с увлечением». – ООО «ВК«Дакота» г.Киров, 2011.

8. Швайко Г.С. .Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988.

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи. (для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину)

Пояснительная записка

В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения.  Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.

1. Скажи одно слово.

2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.

3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.

При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные.

                                                                                                

Все результаты обследования заносятся в таблицу.

Таблица 1

Фамилия и имя ребенка

Количественная оценка в баллах

Общая оценка

выделение слова

Фонемный анализ

анализ предложений

Обработка и интерпретация результатов исследования.

6-7  баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;

4-5 баллов – среднему; 3  балла – низкому уровню осознания языковых элементов. На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития.  Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...